К ПРОБЛЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Submitted by Вадим Юрьевич Бозаджиев on чт, 05/11/2015 - 15:51
В настоящее время школы переходят образовательные стандарты. Обучение по ним подразумевает ведение урока на деятельно-развивающей парадигме.
В этих условиях перед учителем встает вопрос: как провести современный урок, каким требованиям он должен отвечать?
На взгляд авторов, одним из путей является применение на уроке качественных электронных пособий.
Авторами разработаны и используются учителями-биологами авторские электронные дидактические пособия "Атласы-определители живой природы Ростовской области", фактический материал которых широко опирается на местный животный и растительный мир [1,2,3].
Пособия прошли экспертизу в Институте информатизации образования Российской академии образования. Эти пособия активно используются учителями биологии на уроках. На электронные пособия получены свидетельства государственного образца. Имеются рецензии: заместителя директора по научной работе УОХ РГУ, заведующего музеем «Дельты Дона» Южного федерального университете, к.б.н. Пономаренко В.А.; старшего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, к.б.н. Шохина И.В. и учитель биологии высшей квалификационной категории гимназии №117 Елисеевой Е.В.
В пособиях приводится информация о более 4000 видах, интересные факты из жизни живой природы. Пособия соответствуют требованиям стандарта. Все живые объекты распределены в строгом научном систематическом порядке, взятого из научной систематики.
Отличительной чертой данных пособий, является широкое использование технологий развивающего обучения и вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Опыт использования пособий на уроках, а также в кружке «Юный биолог» показал их высокую эффективность. Учащиеся увлеченно изучают ботанику и зоологию, интересуются живой природой, усвоили видовой состав. Средний балл в классе с использованием пособий составляет 4.7, сравнению с 4,1 в классах, где данные пособия не используются.
Применяя данные пособия на занятиях кружка с членами детского экологического движения «Эко-друзья» педагоги добились заметных результатов в практической подготовке обучающихся. За почти 10 лет применения данных пособий они подготовили: победителей всероссийского уровня – 3 обучающихся, регионального уровня – 4 обучающихся, муниципального уровня – 5 обучающихся; призеров: международного уровня – 3 обучающихся, всероссийского уровня – 11 обучающихся, регионального уровня – 4 обучающихся, муниципального уровня – 7 обучающихся; лауреатов: всероссийского уровня – 1 обучающегося
В перспективе планируется совершенствовать содержательную часть пособий, добавлять в них описание новых видов, добавлять тематические аудио и видео файлы.
Авторы надеются, что их пособия будут востребованы педагогическим сообществом и внесут свой вклад в процесс экологического воспитания обучающихся.
Список использованных источников
Барсукова Т.В., Бозаджиев В.Ю. Использование на уроках биологии местного материала – один из путей повышения заинтересованности учащихся по предме-ту/ Информационные технологии в образовании -2007. Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки. 30-31 октября 2007 года, Ростов-на-Дону, Росиздат, 2007, С. 30.
Барсукова Т.В., Бозаджиев В.Ю. Использование электронных учебных пособий по биологии с элементами регионального компонента в процессе экологического воспитания и образования учащихся Использование инновационных технологий в биологическом образовании. /Материалы региональной научно-практической конференции. 22-24 октября 2008 года. Ростов-на-Дону, из-во Ро ИПК и ПРО, 2009, С. 7-10.
Бозаджиев В.Ю. К методологии создания электронных учебных пособий и первым результатам их использования в гимназии №117/ Информационные технологии в образовании – 2014. Сборник трудов участников XIV научно-практической конференции-выставки. 13-14 ноября 2014 г. –Ростов н/Д.: ООО «Издательский дом «Проф-Пресс», 2014. – стр. 62.