Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Волга - уникальная река России"

Выберите действие:

Работу Выполнила: Томкина Анна

ученица МОУ "СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое"

Руководитель: Стекленёва С.Ю.

Волга - уникальная река России.

Проблема проекта.

 Волга – уникальная русская река. 

Народ ласково называет реку «Волга-матушка», а для меня и жителей р.п. Духовницкое Саратовской области, это - Родина.

Необходимо сохранить чистоту и красоту Волги для будущих поколений, уберечь её от загрязнения, которое может угрожать здоровью человека и всему живому.

Это доказывает актуальность работы.

Цель проекта: Изучить информацию по Волге и доказать , что она уникальный водный объект гидросферы.

 

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с историей реки.
  2. Ознакомиться с географией реки.
  3. Ознакомиться с экологической проблемой Волги.
  4. Провести анкетирование.
  5. Определить пути решения экологической проблемы реки.

 

 

Исследование проекта.

  1. История реки.

 Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Ещё в те далёкие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников древних лет. Первое упоминание о ней как о реке Ра имеется в записях грека Птоломея во 2 в. н. э.

Позднее, в 9 и 10 веках, Ра обретает название Эдиль, но чаще Итиль. В конце 14 – начале 15 века река становится важнейшим торговым путем из Европы в страны Кавказа, Средней Азии, Персию, Индию. Во второй половине 15 века тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие по Волге через Каспий в Индию, о чем писал в книге «Хождения за три моря».

И во времена Киевской Руси, и в эпоху, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри.

Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500–600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путём сообщения Руси с Востоком.

В Волжском бассейне насчитывали в XIX веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порождённое крепостничеством, осталось тёмным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы и в Азии.

На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени.

Начало XX века ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти. В 1903 году это судно — первый в мире теплоход — вышло в рейс.

На следующий год был готов «Сармат» — второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колёсный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала XX века в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов.

Даже после значительных землечерпательных работ, произведённых на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» всё же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, — вот картина старой волжской пристани.

Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга—Москва связал её со столицей.

2. География реки.

Исток реки Волги на Валдайской возвышенности, там, где выходят подземные воды. Волга - типичная равнинная река. Впадает река Волга в Каспийское море. При впадении Волга образует дельту площадью 19 тыс. кв. км.

Волга соединяется с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём, с Белым — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Чёрным — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им. Москвы.

В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулёвский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведётся поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.

Волга берет начало на Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря.

Разница правого и левого берегов реки Волги сказывается на расселение и хозяйственном освоении, берегов этой реки. Тихие затоны левого берега широко используются для стоянки, перезимовки, ремонта и строительства судов: по всему заволжскому побережью Волги располагаются поселки судостроительных и судоремонтных заводов.

    Левобережные села на реке Волге, и поселки располагаются, как правило, вдали от реки, за пределами низкой, заливаемой поймы, исключением в этом отношении служат селения на высоких ярах.

   Высокий правый берег реки Волги таит в себе постоянную угрозу оползней и обвалов, что неблагоприятно для расселения на нем. С оползнями ведется борьба посредством укрепления опасных участков берегов, сооружение водоотводов.

Волга стала крупнейшей транспортной артерией, соединенной, помимо Каспийского, еще с четырьмя морями — Черным, Азовским, Балтийским, Белым.

Волга и ее основные рукава имеют среднюю глубину 8 – 11 метров, но на отдельных участках образуются омуты глубиной 15 – 18 метров.

3. Экологические проблемы реки.

Протекая от истока до Каспийского моря, великая русская река принимает в себя миллионы отходов больших и малых предприятий.

Волга в настоящее время находится в плачевном состоянии, интенсивное использование Волги человеком привело и к загрязнению реки промышленными стоками и отходами сельского хозяйства. Были затоплены миллионы гектаров земель и тысячи населенных пунктов, большой урон понесли рыбные ресурсы реки.

 Сегодня экологи бьют тревогу — возможности реки к самоочищению исчерпаны, она стала одной из самых грязных рек мира. Волгу захватывают ядовитые сине-зеленые водоросли, наблюдаются серьезные мутации рыбы.

Низовья реки концентрируют все вредные вещества, которые попадают в нее по всему водосборному бассейну. В Волгу сбрасывается 9-10 куб. км неочищенных промышленных и бытовых стоков. Из 150 000 рек, речек и ручейков снабжавших Волгу водой, исчезло за последние годы 30 %.

 Из всех ГЭС лишь Волгоградская и Саратовская имеют устройства для пропуска рыб, которые достаточно маломощны, не способны пропустить всю рыбу. И она гибнет под плотинами.

Слова – «чистый родник» и «Волга – матушка» – ассоциируются у нас с хорошим здоровьем и долголетием. К великому сожалению, всё это может превратиться в сказочные атрибуты, ведь мы всё чаще слышим выражение: «На наш век воды хватит, а после нас - хоть трава не расти!»  Пора начать активную работу по спасению Волги от истока до устья. В ходе экспедиции и изучения реки Волга, мы обнаружили на берегу очень много мусора бытового, а в воде – старые баржи (Фото №1). Они действительно представляют реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Существует опасность, что загрязнение главной водной артерии приведёт к тому, что жителям Поволжья придётся покупать чистую питьевую воду в магазинах, в реке будет опасно купаться и ловить рыбу, загрязнённую воду нельзя использовать для нужд сельского хозяйства.

Изучив материалы по экологическому состоянию Саратовской области и убедившись в необходимости формирования экологического сознания населения, мы приняли участие в проекте. Побеседовали со своими друзьями, взяли интервью у родственников и родителей, провели анкетирование.

4. Анкетирование.

Проанализировав ответы родных и знакомых, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами.

Участники: 18 учащихся 5 «в» класса, и их родители.

Цель:

1. Выявить уровень осведомлённости учащихся пятых классов и их родителей о проблеме опасного загрязнения Волги, необходимости бережного отношения к воде.

2. Формирование экологического сознания учащихся и родителей.

 

  • Можно считать воду из крана действительно чистой?

Ответы:

Да

Нет

Не знаю

5 класс

2

15

1

Родители

0

18

0

  • Моет ли ваша семья свою машину на берегу реки во время отдыха?

Ответы:

Да

Нет

Не знаю

5 класс

5

13

0

Родители

5

13

0

  • Надо экономить воду во время умывания?

Ответы:

Да

Нет

Не знаю

5 класс

18

0

0

Родители

18

0

0

  • Есть в вашем доме системы по очистке воды?

Ответы:

Да

Нет

Не знаю

5 класс

15

6

3

Родители

17

1

0

  • Можно ли пить воду из Волги без очищения?

Ответы:

Да

Нет

Не знаю

5 класс

1

17

0

Родители

0

18

0

 

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но многие из ребят и взрослые хотят познакомиться со способами бережного отношения к воде и научиться меньше загрязнять её.

 

5.Решение экологических проблем.

В настоящее время перед правительством РФ стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки.

занимают особое место в списке природных богатств России. Этот регион является перекрёстком трёх важнейших миграционных маршрутов – во время миграции здесь останавливаются до 10 млн. водоплавающих птиц.

Итог проекта.

Волгу можно спасти только в том случае, если проводить комплексные экологические наблюдения. Все исследования по Волге нужно объединить. А следует настойчиво добиваться выполнения действующего законодательства и жёстко спрашивать с нарушителей природопользования.

Вывод.

Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться о таком природном богатстве как — вода. В ходе исследования мы поняли, что основные факторы загрязнения воды в Волге  - плохое состояние очистных сооружений, засорённость дна Волги затонувшими судами, строительство плотин и каналов  -   результат плохого хозяйствования человека в предыдущие годы.  Мы не в силах исправить эти ошибки, но именно от нас зависит будущее «Волги – символа России».

 

Список литературы:

 

1. http://www.yabloko.ru/books/eco_reg/saratov.pd

2. http://hozna.ru/otkuda-na-planete-zemlya-vzyalas-voda/#ixzz1mrCBRspM

3. http://www.watermap.ru/map  Карта воды России.

Фотография № 1

Ржавеющие судна в реке Волга.

 

Прикрепленный файл Размер
P1011501.JPG 106.48 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн