ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ
Преподаватель: Т.С. Понамарева
Стремительная информатизация человеческого общества неизбежно влечет за собой внедрение новых информационных технологий и в частности компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, а также в сферу образования. Информационные технологии призваны помочь преподавателю в процессе донесения материала до слушателя, наглядно показать важность изучаемого предмета. Поэтому, именно электронные учебные материалы, позволяющие включать в себя массу различных графических и мультимедийных средств являются передовыми средствами обучения.
Правильно разработанные электронные учебные пособия по различным дисциплинам позволяют студенту изучить материал не только визуально, но и дает возможность реального осмысления, повторения материала, самостоятельного обучения по данному конкретному предмету.
В этой связи актуальной является разработка и использование компьютерных обучающих средств, в частности электронных пособий, которые призваны помочь преподавателю и студенту в образовательном процессе.
¡ Электронный учебник - программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование и самостоятельную творческую работу
Чем электронный учебник отличается от бумажного?
Печатное издание:
• Обучение основано на тексте и иллюстрациях к нему, которые поданы в статичной форме и воспринимаются линейно, последовательно.
Пассивное изучение – усвоение содержащейся информации в том виде, в каком она представлена.
• Ограниченные возможности углубления в материал и расширения его.
• Ограниченные возможности беглого ознакомления с материалом.
• Ограниченные возможности самоконтроля.
• Ограниченные возможности приобретения практических навыков в использовании полученных знаний.
• Форма и объем жестко заданы форматом книги.
Типовой состав ЭУ
Структура типового ЭУ определяет преимущества электронного учебника:
• Обучение основано на целостном восприятии и наглядном объяснении, использующем разнообразные принципы подачи материала, в том числе динамические, звуковые, видео.
• Интерактивное изучение – каждый учащийся выбирает наиболее приемлемый для него способ общения с учебником для более эффективного усвоения материала.
• Возможность углубления в материал и его расширения там, где это необходимо, возможность более подробного рассмотрения трудных моментов.
• Возможность краткого знакомства с курсом.
• Возможность самоконтроля на разных уровнях.
• Возможность моделирования изученных процессов, получения практических навыков.
• Открытая, гибкая система, позволяющая корректировать, совершенствовать, дополнять и развивать объем материала.
Традиционные требования ЭУ:
Перечислю некоторые требования, предъявляемые к электронным учебникам:
• ЭУ должен иметь простой, дружественный интерфейс, не требующий специальной подготовки от обучаемого. Управление должно быть простым и интуитивно понятным.
• Должна быть доступна справочная информация по изучаемой теме. Справочная информация (так – же как и теоретический курс лекций) желательно оформлять в виде текста с использованием гиперссылок на другой текст или фрагменты текста.
• ЭУ должен вести постоянный контроль обучения и при необходимости корректировать траекторию обучения, скорость подачи информации.
Требования к ЭУ
• ЭУ должен вести контроль знаний и сообщать об этом обучаемому. Для проведения контроля знаний в учебник должны быть вставлены текущие и итоговые тестовые задания, должны быть использованы практические задания и лабораторные работы.
• ЭУ должен создавать статистическую информацию по ходу обучения каждого учащегося.
• ЭУ должен давать возможность обучаемому прерывать обучение с возможность его возобновления с прерванного места.
Специфические требования:
Специфические требования:
• основные структурные единицы учебного материала – взаимосвязанные базовые фрагменты;
• текст учебника с перекрестными ссылками;
наиболее важные элементы учебника должны иметь подсказки и пояснения;
Свойства электронного учебника:
Традиционный электронный учебник, обладает свойствами:
• Легко корректируется. При необходимости, ЭУ позволяет легко добавить или удалить учебный материал.
• Может содержать анимацию и использовать средства мультимедиа, Может использовать механизм адаптации к обучаемому,
Принимая во внимание все полезные свойства, можно сделать вывод что ЭУ сильно отличаются от книжных учебников, хотя создаются для единой цели. В них нет общих полезных, или общих отрицательных черт, поэтому могут успешно дополнять друг друга.
Классификация средств создания электронных пособий:
Создание электронных учебников, отвечающих этим и другим требованиям, считаю довольно не простым делом, которым прежде всего должны заниматься специалисты. К созданию электронных учебников должны быть привлечены специалисты и из других областей, не только программисты. Хороший учебник может быть создан только в содружестве этих специалистов. В настоящее время появилось множество специальных программ «Конструкторов электронных учебников», которые в значительной мере призваны облегчить создание Электронных учебников.
Рассмотрим некоторые из них
¡ традиционные алгоритмические языки;
¡ инструментальные средства общего назначения;
¡ средства мультимедиа;
¡ гипертекстовые и гипермедиа средства;
Традиционные алгоритмические языки
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:
¡ разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
¡ сложность модификации и сопровождения;
¡ большие затраты времени и трудоемкость;
Электронный учебник HTML в примерах
Перед вами представлен образец электронного учебника, HTML в примерах. Это так называемый учебник – словарь. Посмотрим, как он работает в действии.
Запуск словаря.
Левая область - дерево папок, размещенных в алфавитном порядке. Правая часть – рабочая область с описанием тегов языка HTML
Электронная энциклопедия
Перед нами представлен интерфейс свободной электронной энциклопедии Википедиа, в которой можно найти ответы на вопросы из любой сферы человеческой жизни.
Инструментальные средства общего назначения
Инструменты общего назначения обеспечивают следующие возможности:
¡ формирование структуры ЭУ;
¡ ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
¡ подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
¡ подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
¡ подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.
Достоинства:
¡ возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
¡ существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
¡ невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Недостатки инструментальных средств общего назначения
Недостатки инструментальных средств общего назначения
¡ меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
¡ отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
Средства мультимедиа
Средства мультимедиа
¡ Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный.
Способность восстановления полученные знания
¡ Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Создание видеоурока средствами программы Movavi Video Editor
Мультимедийных средств создания электронных пособий великое множество. Перед нами представлен интерфейс программы Movavi Video Editor, с помощью которой можно записывать видеоуроки по дисциплинам специальности «Программирование в компьютерных системах»
Запуск видеоурока
Результат моей работы сейчас будет продемонстрирован.
Я прокомментирую. Это фрагмент видеоурока по созданию электронного пособия средствами HTML-языка
Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекстовые и гипермедиа средства
¡ Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам.
¡ Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации.
¡ Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно «выложить» на любом сервере и его можно легко корректировать.
¡ Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах.
Создание электронного учебника средствами HTML-языка
Создание электронного учебника средствами HTML-языка/ HTML - язык гипертекстовой разметки документов. Назначение HTML в том, чтобы сделать документы пригодными для чтения с экрана монитора. Для создания HTML документов используют текстовые редакторы (например Блокнот), текстовые процессоры (Word), редакторы тегов HTML. Я создала HTML документ в простом Блокноте. Придерживаясь определённого стандарта и записав в текстовом файле HTML код, сохранив на жёстком диске и изменив расширение на .html можно получить полноценную web страничку. Обращу ваше внимание, что данный этап работы был продемонстрирован в видеоуроке. На данном этапе вводим название заголовка «Пример 1» и название «Электронное учебное пособие» с равнением по центру.
Создание электронного учебника средствами HTML-языка
Следующий слайд представляет результат данного этапа. Мы видим заголовок Пример 1, и название «Электронное учебное пособие»
Создание электронного учебника средствами HTML-языка
На данном слайде представлен следующий этап создания титульной страницы учебного пособия
Создание электронного учебника средствами HTML-языка
Результат данной работы. А теперь посмотрим, что получилось в итоге.
Запуск учебника
Вы видите, что учебник снабжен гиперссылками, которые способствуют навигации по элементам учебника. Перейдем в содержание. Содержание состоит из ссылок на лабораторные работы. Также размещены методические указания по выполнению практических работ.
Как вы видите, процесс создания электронного учебника средствами HTML весьма трудоемок и кропотлив. Существуют специальные программы, редакторы по созданию как электронных учебников так и веб сайтов. Например MS FrontPage, DrimViwer и т.д.
Создание электронного учебника средствами TurboSite
Я взяла программу TurboSite. Перед вами представлен интерфейс редактора. Начало работы
Создание электронного учебника средствами TurboSite
Выбираем макет оформления
Создание электронного учебника средствами TurboSite
Вносим данные постранично. В левой области представлена структура документа. Центральная область – рабочая зона. Удобные панели инструментов.
Запуск учебника
Критерий выбора средств
При выборе средств необходима оценка наличия:
¡ аппаратных средств определенной конфигурации;
¡ сертифицированных программных систем;
¡ специалистов требуемого уровня.
Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он:
• позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
• позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
• позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания студентов, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
|