Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок-проект "Вулканы"

Фото пользователя Елена Васильевна Вьюнышева
Размещено: Елена Васильевна Вьюнышева - пн, 02/11/2015 - 17:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вьюнышева Елена Васильевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Усть-Абаканская сош"

Регион: 
Республика Хакасия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

введение понятия "вулкан", изучение строения вулкана, его происхождение, изучение камчатской вулканой группы.

Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

окружающий мир А.А.Плешаков

детская энциклопедия "Вулканы"

энциклопедии "Хочу все знать"

Используемая методическая литература: 

энциклопедии

Используемое оборудование: 

ПК, проектор, экран

Краткое описание: 
<p><em>- Ребята, а вы любите чудеса? А где происходят чудеса? А в нашей жизни можно встретить чудо? Я попробую вам доказать, что чудо может произойти и сегодня, сейчас! А вы закройте глаза и &nbsp;загадайте желание и оно непременно сбудется. </em></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp; <strong>Химический опыт.</strong> Калий двухромовокислый. В тигель насыпать дихромат калия, в центре холмик вещества смочить спиртом. Зажигают &laquo;вулкан&raquo; горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно.</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>- Какие ассоциации вызвал у вас данный опыт? (извержение вулкана)</em></p> <p>&nbsp;</p> <p><em>&nbsp;- Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело &ndash; стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора эта стояла прямо посредине моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия в вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. &laquo;Вулкан работает&raquo; - говорили люди и спешили уйти подальше от этого места. С тех пор люди&nbsp; все огнедышащие горы стали называть &hellip;. Как? Вулканами.</em></p> <p>&nbsp;</p> <p><em>- Как вы думаете, бог Вулкан существует? Почему появилась эта легенда? (люди не могли объяснить этого явления и придумали сказку)</em></p> <p><em>- А сейчас как изменилась обстановка? Вулканы изучают? Кто? </em></p> <p><em>&nbsp; Два &nbsp;месяца мы&nbsp;&nbsp; изучали&nbsp; вулканы, их характеры, строение, рождение. Мы собрали, изучили, переработали огромный материал, который представим сегодня на уроке-проекте.</em></p>

Урок-проект.

ПОТОКИ ЛАВЫ, ДОЖДИ ИЗ ПЕПЛА.

 

  - Ребята, а вы любите чудеса? А где происходят чудеса? А в нашей жизни можно встретить чудо? Я попробую вам доказать, что чудо может произойти и сегодня, сейчас! А вы закройте глаза и  загадайте желание и оно непременно сбудется.

 

   Химический опыт. Калий двухромовокислый. В тигель насыпать дихромат калия, в центре холмик вещества смочить спиртом. Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно.

 

- Какие ассоциации вызвал у вас данный опыт? (извержение вулкана)

 

 - Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора эта стояла прямо посредине моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия в вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает» - говорили люди и спешили уйти подальше от этого места. С тех пор люди  все огнедышащие горы стали называть …. Как? Вулканами.

 

- Как вы думаете, бог Вулкан существует? Почему появилась эта легенда? (люди не могли объяснить этого явления и придумали сказку)

- А сейчас как изменилась обстановка? Вулканы изучают? Кто?

  Два  месяца мы   изучали  вулканы, их характеры, строение, рождение. Мы собрали, изучили, переработали огромный материал, который представим сегодня на уроке-проекте.

 

 

  1. Что собой представляет вулкан? Каково его строение? Дайте определение вулкану. (Ившин Сергей.)

 

Вулкан – огнедышащая гора чаще конической формы, с кратером на вершине, из которого выливается расплавленная лава. В атмосферу выбрасываются: водяной пар, горячие газы, вулканические бомбы, пепел.

 

Вулкан — геологическое образование на поверхности земной коры, извергающее на поверхность лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы), пирокластические потоки.

 

Область в верхней части мантии, где находится магма называется магматическим очагом.

Канал по которому магма выводится на поверхность называется – жерлом.

Воронка на вершине  вулкана - кратер (похожа на колодец или чашу)

Вырвавшаяся на поверхность магма, остывая, превращается в лаву. Лава бывает разогрета до 1000 С.

При застывании лава образует натеки самой причудливой формы. Образуя вулканический конус.

Кроме лавы из кратера вулкана вырывается вулканический пепел и вулканические бомбы (Куски запекшейся лавы).

 

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

 

- Как вы считаете, как появляется вулкан? Это долгий процесс?

Лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканическую гору, нарастающую с каждым новым извержением.

 

  1. Рождение вулкана. (Скурихин Артем)

Верхняя оболочка нашей планеты (литосфера) делится на гигантские блоки —литосферные плиты, которые смещаются относительно друг друга, и почти все сильные землетрясения и крупные извержения вулканов происходят на границах этих плит. Там, где плиты расходятся, формируются вулканы, а там, где сталкиваются, — землетрясения.

        В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы.  Магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.

-Существует такое понятие «Огненное кольцо». Кто-нибудь из вас о нем слышал?

         Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо — это полоса действующих вулканов, окаймляющих бассейн Тихого океана. Пояс имеет форму подковы длиной около 40 тыс. км. Вулканы цепью протягиваются от полуострова Камчатка через Курильские, Японские, Филиппинские острова, далее через остров Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новую Зеландию. Продолжением цепи являются вулканы северо-восточной Антарктиды, островов Огненной Земли, Анд, Кордильер и Алеутских островов. Всего в этой зоне расположено 328 действующих наземных вулканов.

  1. Что вызывает извержение вулкана? (Борисов Женя)

 

        От вершины магматического очага до поверхности земли ведет длинная труба – жерло. Когда магма поднимается из недр земли, давление на нее понижается и, как в бутылке с минеральной водой, ключом бьют находящиеся в породе свободные газы. Они гонят магму через жерло наружу. Магма, выходящая из земли, уже не содержит газа. Теперь она называется лавой. Из застывшей лавы и пепла постепенно вырастает гора с кратером извержения на вершине – вулкан.  Если сопротивление земной коры сильное и магма содержит много газа, то, достигнув кратера, она взрывается, как петарда. При этом лава рассыпается на бесчисленные кусочки. Если они маленькие, как песчинки, то речь идет о пепле или песке. Если они размером с яблоко или даже больше, их называют вулканическими глыбами. Некоторые достигают размера и веса грузовика.  Если давление освобождающихся газов такое же сильное, как при извержении Кракатау, происходит взрыв целой горы. Пока вулкан извергает лаву, а смесь пород остается горячей и тягучей, она стекает вниз по склонам. Густым потокам лавы удается преодолеть всего несколько метров за день. Скорость жидких потоков лавы, напротив, может достигать 90км/ч. Она растекается на большие расстояния, прежде чем застывает. Еще больше вреда, чем потоки лавы, приносит дождь из пепла, потому что он может охватить гораздо большую площадь. Под тяжестью пепла не только разрушаются дома и тонут корабли – такие облака могут повредить самолет, если забьют его двигатель.

 

  • Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда даже с дачный домик. А бомбы — округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, и у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.
  • Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. При большом увеличении видна их форма — маленькие треугольники и рогульки.

·         Кракатау - действующий вулкан Индонезии, известный извержением огромной силы в августе 1883 г., которое разрушило большую часть конуса. Морская волна достигла 20 м. погибли десятки тысяч человек.

 

  1. Все ли вулканы одинаково опасны? Типы извержений.

(Кичигешев Юра)

 

Существуют различные классификации вулканических извержений, среди которых выделяются общие для всех типы:

       Гавайский тип извержений характеризуется выбросами жидкой, высокоподвижной базальтовой лавы, формирующей огромные плоские щитовые вулканы. Пирокластический материал практически отсутствует, часто образуются лавовые озёра, которые, фонтанируя на высоту в сотни метров, выбрасывают жидкие куски лавы типа «лепёшек», создающие валы и конусы разбрызгивания. Лавовые потоки небольшой мощности растекаются на десятки километров.

Стромболианский тип (от вулкана Стромболи на Липарских островах к северу от Сицилии) извержений связан с более вязкой основной лавой, которая выбрасывается разными по силе взрывами из жерла, образуя сравнительно короткие и более мощные лавовые потоки. При взрывах формируются шлаковые конусы и шлейфы крученых вулканических бомб. Вулкан Стромболи регулярно выбрасывает в воздух «заряд» бомб и кусков (последнее извержение март 2007 г.) раскалённого шлака.

 

Плинианский тип (вулканический, везувианский) извержений получил своё название по имени римского учёного Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия в 79 году н. э., уничтожившего три больших города Геркуланум, Стабии и Помпеи. Характерной особенностью этого типа извержений являются мощные, нередко внезапные взрывы, сопровождающиеся выбросами огромного количества тефры, образующей пемзовые и пепловые потоки. Плинианские извержения опасны, так как происходят внезапно, часто без предварительных предвещающих событий. К этому типу извержений относится и грандиозный взрыв вулкана Кракатау в Зондском заливе между островами Суматра и Ява. Звук от извержения был слышен за 5014 км, а столб вулканического пепла достиг почти 100 километровой высоты. Образовались огромные волны — цунами, высотой от 25 до 40 метров, от которых в прибрежных районах погибло 40 000 человек. На месте островов Кракатау образовалась гигантская кальдера.

Пепловые потоки вулканических газов  перемещаются с большой скоростью. В результате от ожогов и удушья погибают люди, животные, растения и разрушаются дома. Древнеримские города Помпеи и Геркуланум попали в зону действия таких потоков и были засыпаны пеплом во время извержения вулкана Везувий.

- Если магма вязкая, но давление газов в ней невелико, то из жерла извергаются тучи горячего пепла и газов, повисающие в воздухе, прежде чем обрушиться на землю "огненной лавиной". Раскаленные газы и пепел несутся вниз по склону страшным пирокластическим валом, или "огненной тучей", уничтожая все на своем пути. Этот тип извержения называют пелейским по имени вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника в Карибском море, который 8 мая 1902 г. похоронил под слоем пепла городок Сен-Пьер, погубив 30 000 жизней. Уцелел лишь один человек, сидевший в тот момент в тюрьме. В его камере было лишь одно маленькое окошко под потолком, и "огненная туча" его не засыпала.

"В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил выбрасывающийся пепел в жидкую грязь. Под градом камней и пепла был погребён город".

 

- О каком городе идет речь? (Помпеи)

 

Легендарная катастрофа произошла 24 августа 79 года от Рождества Христова и связана с извержением вулкана Везувий. Именно Везувий явился причиной гибели знаменитого итальянского города Помпеи. Это событие было настолько неординарным, что нашло свое отражение в литературе и искусстве, например известный русский художник Карл Брюллов запечатлел это событие на знаменитой картине "Последний день Помпеи".

 

(Опарина Люба, Безлепкин Саша.)

 

Большое полотно “Последний день Помпеи” (длиной 641 см и высотою 456 см), написанное в 1833 г. русским художником К.П. Брюлловым, имело огромный успех в Италии, а затем и в России. Художник изображает гибель города при извержении вулкана Везувий. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребёнком спешат покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж – безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой женщина, к телу матери жмётся чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнаётся сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, К. П. Брюллов подчёркивает трагичность неминуемой гибели, бессилие перед стихией.

- Пушкин под впечатлением картины написал:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон, -

Это происходило почти 2 тыс. лет назад.

 

Перед каждой “парой” (разбиваю учеников по парам), я кладу стихотворение А.С.Пушкина, где он описывает трагедию Помпеи.

- Определите, какие продукты извержения вулкана описываются в этом стихотворении. Как только “пара” готова, поднимаем руку.

 

  • Продукты извержения вулкана бывают жидкими (магма), твердыми (остывшая магма образует  вулканические горные породы — базальты и андезиты)и газообразными.
  • Как только лавовый поток встречает на своем пути реку, озеро или море, лава остывает, очень быстро превращаясь в породу, напоминающую стекло — обсидиан.
  • Вулканические газы — это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома, людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак, хлор.
  • Газы выделяют не только действующие, но и спящие вулканы, — через трещины на дне кратера или в склонах. Если температура газа не превышает 100 градусов, то это чаще всего углекислый газ. Скапливаясь в низинах, оврагах, ямах, он представляет большую опасность для всего живого, грозя гибелью от удушья.

 

  1. Вулканическая активность. (Кравченко Кристина)

 

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене. Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими — на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

 

 

-  Вулканы расположенные на суше, хорошо изучены; для них точно определены даты прошлых извержений, известен характер вылившихся продуктов.  Предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему?

 

(Скурихин Артем)

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зонах расхождения литосферных плит, т.е. в зонах разломов.

Извержение вулканов происходит также на дне морей и океанов. Об этом узнают мореплаватели, когда внезапно видят столб пара над водой или плавающую на поверхности “каменную пену” - пемзу. Иногда суда наталкиваются на неожиданно проявившиеся мели, образованные новыми вулканами на дне моря. Со временем эти мели - изверженные массы - размываются морскими волнами и бесследно исчезают.

Некоторые подводные вулканы образуют конусы, выступающие над поверхностью воды в виде островов. Так, например, в Атлантическом океане, южнее Исландии, 14 ноября 1963г., рыбаки заметили поднимающиеся над поверхностью океана клубы дыма, а также вылетающие из-под воды камни. Через 10 дней на месте извержения уже образовался остров длиной около 900м, шириной до 650м и высотой до 100м, получивший название Суртсей. Извержение продолжалось более полутора лет и завершилось лишь весной 1965г., образовав новый вулканический остров площадью 2,4км2 и высотой 169м над уровнем моря.  Цепочка Гавайских островов тоже вулканического происхождения.  

   Известен случай, когда вулкан вырос не из-под воды, как было рассмотрено в предыдущем случае, а из-под земли, прямо на глазах у очевидцев. Произошло это в Мексике 20 февраля 1943г.; после многодневных слабых толчков на вспаханном поле появилась трещина и из нее началось выделение газов и пара, извержение пепла и вулканических бомб - сгустков лавы причудливой формы, выброшенных газами и остывших в воздухе. Последующие излияние лавы привели к активному росту вулканического конуса, высота которого в 1946г. достигла уже 500м (вулкан Парикутин).

 

  - В каких районах нашей планеты больше всего вулканов? Какие районы вулканически наиболее опасны? (Ившин Сергей)

 

Основные районы вулканической активности — Южная Америка, Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан.

 

- А как вы думаете, есть ли вулканы на других планетах? (Кузнецова Женя)

 

Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках — самой высокой горой Солнечной системы является Олимп, вулкан на Марсе. В Солнечной системе наибольшей вулканической активностью обладает спутник Юпитера Ио.

 

Физкультурная пауза:

Мы вулканы изучали
И немножечко устали
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть
Встали из-за парт все дружно
Нам вулкан представить нужно
Мы на кратер посмотрели
Всю подошву рассмотрели
Левый склон и правый склон
До чего вулкан силен
Покружили головой
Не пора ли нам домой
Потянулись вверх друзья
Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом
И работать мы начнем

 

- С подземными водами в районах активного вулканизма связано удивительное природное явление - гейзеры.

Гейзеры. (Леонов Влад)

 

В тех местах, где активны действующие вулканы, подземные воды имеют высокую температуру, так как их нагревает, попавшая в трещины земной коре, магма. В этих водах под действием высокой температуры растворяются разнообразные соли и газы, т.е. они являются минеральными На поверхности эти воды обычно вытекают спокойно, образуя минеральные источники Но бывает, что магма нагревает эти воды до очень большой температуры (до 100 градусов) вода в них начинает кипеть Образуется источник периодически выбрасывающий фонтаны воды и пара. периодичность может проявляться по-разному (через 2-3 часа; 5-6 и т.п.) при этом струя воды может вылетать на высоту от 40-100 метров,  а пар может подниматься до высоты 300-500 метров Много таких источников на острове Исландия, именно отсюда пошло название “Гейзер” - в переводе с исландского языка означает – ГОРЯЧИЙ Много таких источников на знакомом нам полуострове на Камчатке в России. Здесь располагается известная на весь мир “Долина гейзеров”.

-  Долина гейзеров не прощает ротозейства и ежегодно собирает "дань" из ошпаренных конечностей. Наиболее опасные места в Долине гейзеров покрыты безобидной на вид травкой: иной раз так и хочется встать на зеленый лужок. Человеку, не знакомому с коварством Долины гейзеров, трудно вообразить, что под привлекательным покровом часто скрывается обжигающая жижа, и нога, не встретив опоры, уйдет вглубь, как в масло. Беда, если вы без сапог, но и не всякие сапоги могут уберечь от ожога - глубина жгучих зыбунов иногда больше метра.

Доверять в Долине гейзеров можно только полыни. Это неказистое и знакомое всем растеньице выбирает абсолютно надежные места, куда по каким-то таинственным законам дьявол подземного мира ступить не имеет права. Там, где растет полынь, можно спокойно перевести дух, можно присесть, даже прилечь, не опасаясь, что земля под тобой разверзнется или расползутся от кислоты штаны.

 

- На что похож гейзер? (фонтан)

 

Гейзер - это периодически действующие природные фонтаны, выбрасывающие горячую воду и пар.

 

 - Как человек использует гейзеры:

 

  • для обогревания помещений, теплиц, оранжерей
  • минеральные воды для лечебных целей.

 

- Каковы последствия извержения вулканов? (Кондратов Дима)

 

  • Извергаясь,  вулканы производят большие опустошения. Земля на многие километры  покрывается пеплом;
  • раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля и поселения;
  • в тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;
  • стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются  при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.
  • Последствия извержения вулканов бывают очень трагическими.

 Главная задача – спасти людей.

а) оповещение населения;

б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20 км – менее опасная зона)

          Ученые пытаются предсказать извержение вулканов и снизить ущерб.

 

- Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб. После 1600 года  в результате извержений и связанных с ними селей и цунами погибло 168 тыс. человек, жертвами болезней и голода, возникших после извержений, стали 95 тыс. человек. Вследствие извержения вулкана Монтань-Пеле в 1902 погибло 30 тыс. человек. В результате схода селей с вулкана Руис в Колумбии в 1985 погибли 20 тыс. человек. Извержение вулкана Кракатау в 1883 привело к образованию цунами, унесшего жизни 36 тыс. человек.

 

- Можно ли  предсказать  извержения? Как? Какие способы для этого существуют?

- изменение магнитного поля земли;

- изучение подземных толчков;

- изменение наклона земли.

 

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота. Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта. Часто на время пеплопадов закрывают аэропорты.

Вулканические газы, выделяемые вулканами любого типа, поднимаются в атмосферу и обычно не причиняют вреда, однако частично они могут возвращаться на поверхность земли в виде кислотных дождей. Иногда рельеф местности способствует тому, что вулканические газы (сернистый газ, хлористый водород или углекислый газ) распространяются близ поверхности земли, уничтожая растительность или загрязняя воздух. Вулканические газы могут наносить и косвенный вред. Так, содержащиеся в них соединения фтора захватываются пепловыми частицами, а при выпадении последних на земную поверхность заражают пастбища и водоемы, вызывая тяжелые заболевания скота. Таким же образом могут быть загрязнены открытые источники водоснабжения населения.

Огромные разрушения вызывают также грязекаменные потоки и цунами.

  • Страшная трагедия, унесшая жизни около 2000 человек, произошла в Центральной Африке, в Камеруне. Кратер вулкана Ниос был заполнен водой, образовавшей большое озеро. 21 августа 1986 года жители деревни, расположенной недалеко от вулкана, услышали громкий звук, напоминающий хлопок или выстрел. Через несколько минут из кратерного озера поднялось огромное газовое облако. Оно накрыло деревню и прилегающую к вулкану местность на много километров. От смертоносного газа погибли все жители, домашний скот и много диких животных.
  • Вершины многих спящих вулканов покрыты снегом и ледниками. Но если вулкан просыпается и начинается сильное извержение, раскаленные газы и пепел растапливают снег и лед, смешиваются с ними и устремляются вниз, в долины. Под толстым слоем такой грязевой лавины гибнут селения, посевы и много диких животных.

 

- Каковы основные способы борьбы с извержениями вулканов: (Зубарев Юра)

У каждого вулкана свой характер, как у человека. Одни дымятся, как огромные паровозы, другие - выбрасывают каменные бомбы, третьи - изливают огненные реки, Одни долго готовятся к извержению, другие - начинают извергаться неожиданно. Есть очень активные и беспокойные вулканы. Тогда жизнь у подножья вулканов полна опасностей и неожиданностей.

Поговорка. Живешь, как на вулкане!  (отражает постоянную готовность к каким-либо неприятностям).

  • Охлаждение лавы водой;
  • Сооружение искусственных каналов для отвода лавы и грязе-каменных потоков;
  • Сооружение защитных плотин;
  • Своевременная эвакуация населения из опасных зон;
  • Умение оказать первую помощь пострадавшим.

 

- Но, несмотря на многочисленные опасности от вулканов, жизнь вблизи вулкана всегда кипит. Это объясняется тем, что вулкан дает человеку много полезного.

 

- Что дает вулкан человеку? (Кузнецова Женя)

 

  • Почва в этих районах очень богата питательными веществами, поэтому люди здесь с древних времен разбивали поля и виноградники.
  • Различные горные породы (базальт, различные руды, сера и т.д.) образуются благодаря вулканам. Человек использует в своей практической жизни эти горные породы. Например - базальт - идеальный вариант для укладки мостовой.
  • Ценным вулканическим продуктом является пемза, очень легкая, не тонущая в воде, и поэтому, использующаяся в качестве теплоизолятора.
  • При изготовлении скульптур используется белый мрамор, который образуется под действием давления и высокой температуры магмы глубоко под землей.
  • В Южной Америки близ вулкана у города Кимберли 130 лет тому назад были найдены алмазы. Сейчас там находится знаменитый алмазный рудник Кимберли, который когда-то был кратером вулкана. В таких шахтах и добывают самый твердый на Земле минерал - алмаз.
  • В столице Исландии, Рейкьявике, с населением 90 000 жителей дымоходную трубу увидеть можно редко, несмотря на то, что Исландия находится у Северного полярного круга. Это объясняется тем, что для отопления исландцы уже несколько десятилетий используют бьющую из-под земли горячую воду.

 

- Ребята, вы согласны, что вулканы и явления характерные для них - явления грандиозные, опасные.

     Подведем итоги.

 

1. Что такое вулкан?

Вулкан – огнедышащая гора чаще конической формы, с кратером на вершине, из которого выливается расплавленная лава. В атмосферу выбрасываются: водяной пар, горячие газы, вулканические бомбы, пепел.

 

2. Почему вулкан – грозное явление?

дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;

возникают пожары;

толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;

гибнут люди, домашний скот;

разрушаются дома.

3. Какова причина их возникновения?

В земной коре образуются трещины, по которым магма устремляется вверх.

4. Для чего их изучают?

для предсказания извержений;

для изучения внутреннего строения Земли;

узнать об образовании полезных ископаемых.

5. Почему люди не оставляют этих мест?

плодородные почвы;

пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.

 

6. Каково значение вулканов? (Баженова Рита)

  • Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли. (Вулканологи)
  • Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли  живыми организмами.
  • Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.
  • Человек использует энергию вулканов и продукты ух извержения:

а) вулканический пепел - прекрасное удобрение,

б) вулканический туф – строительный материал,

в) Внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц. На Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии. США созданы геотермальные электростанции. Турбины таких электростанций вращает пар горячих подземных источников.

г) Горячие источники вблизи вулканов обладают  целебными свойствами и помогают в лечении разных болезней.

 

Герой книги Жюля Верна “Путешествие вглубь Земли” спускается по жерлу потухшего вулкана вглубь земли и выходит на поверхность также по жерлу вулкана в другом конце земли.

 

- Можно ли таким образом изучать вулканы? Конечно, нет. Это фантастическое произведение.

 

  1. Для чего изучают вулканы?

 

Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

  • - предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
  • - изучить внутренне строение земли;
  • - узнать об образовании полезных ископаемых.

8. Почему же люди не оставляют этих мест?

- плодородные почвы;

- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.

 9.  Что дал Вам данный проект?

Интересные сведения.

Извергающийся вулкан выбрасывает комки раскаленной лавы, устраивая красочный фейерверк. Из его жерла могут изливаться лавовые потоки или взлетать в небеса тучи пепла, полностью закрывая солнце.

Когда гавайский вулкан Мауна-Лоа извергает фонтан жидкой лавы, небо над ним вспыхивает ярким огненно-оранжевым светом. Так Земля демонстрирует один из своих самых могучих источников энергии. Мауна-Лоа зародился в морских глубинах, но за миллионы лет бесчисленных извержений он так вырос, что теперь огромной горой возвышается над поверхностью океана.

 

  • Везувий - на языке местных племен название означает "пар".
  • Стромболи - своеобразный маяк Средиземного моря, на протяжении нескольких тысячелетий через каждые полтора часа выбрасывает раскаленные газы, вулканический пепел, вулканические бомбы (продукты вулканической деятельности) на высоту в несколько метров.
  •  Килиманджаро - один из величайших потухших вулканов мира, по представлению местных народов "гора злых духов".
  • Попокатепель - до 2000 года был излюбленным маршрутом альпинистов, но в 2000г. вулкан "вспомнил", что он вулкан.
  • Ключевская Сопка - самый высокий вулкан России.
  • Фудзияма - "Священная гора" для японцев. Действующий вулкан Японии с поразительной красоты конусом идеальной формы.

В 1963 году в результате извержения подводного вулкана у юга Исландии возник остров Суртсей.

 

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году вызвало самый громкий рокот когда-либо услышанный в истории. Звук был слышен на расстоянии более 4800 км от вулкана. Атмосферные ударные волны обошли Землю семь раз и в течение 5 дней все ещё были заметны. Вулкан унёс жизни более 36000 человек, снес с лица Земли 165 деревень и нанёс урон ещё 132 , в основном в виде цунами, которые последовали за извержением. Извержения вулкана после 1927 года образовали новый вулканический остров под названием Анак Кракатау («Ребенок Кракатау»).

 

Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге — самый активный вулкан в настоящее время. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на 11-12 км.

 

Исследуя давно потухший вулкан Тоба на острове Суматра, геолог Майкл Рампино из Нью-Йоркского университета восстановил картину его катастрофического извержения 73 тысячи лет назад. По его расчетам, из чудовищного кратера вместе с тучами пыли и пепла было выброшено тогда до трех миллиардов тонн сернистого ангидрида. В результате губящие растительность сернистые дожди лились на землю в течение шести лет, — это показали образцы из глубинных слоев ледяного щита Гренландии. Если добавить к этому пылевые тучи, надолго сокрывшие солнце, — то получается нечто похожее на картину “ядерной зимы”. Рампино считает, что это “мега-извержение” и явилось причиной зафиксированного антропологами именно в ту эпоху демографического краха, когда, как считают, на всей Земле осталось не больше десяти тысяч наших первобытных предков.

 

Вулканы в различных странах

   Район наибольшего числа действующих вулканов - Большие и Малые Зондские острова Малайского архипелага. на которых насчитывается 95 действующих вулканов.

 

   Крупнейшее извержение вулкана в прошлом столетии произошло на о.Сумбава (Индонезия). Выброс пепла и обломков горных пород из вулкана Тамбора составил 100 км3. Вулканический пепел покрыл территорию площадью 300 тыс. км2 с толщиной слоя 25 см. Количество жертв - 92 тыс. человек.

 

В настоящее время две трети ныне действующих вулканов сосредоточены на островах и берегах Тихого океана. Только в Чили более 30 действующих вулканов, на о. Ява – 35, а на Аляске и Алеутских островах - 50 огнедышащих гор.

 

Самый активный вулкан Кипауза находится на юго-восточном берегу о.Гавайи в Тихом океане (1247 м). В кратере (диаметром 4,5 км) постоянно бурлит и фонтанирует лавовое озеро, иногда выступающее из берегов.

По некоторым данным, извержения вулканов в нынешнем веке унесли более 100 тыс. человеческих жизней.

 

Считается, что самым крупным извержением вулкана (в обозримом прошлом человечества) было извержение вулкана Санторин, происшедшее 3,5 тыс. лет назад, на о.Стронгили в архипелаге островов Эгейского моря. Оно привело к гибели минойской цивилизации. На месте вулкана образовалась воронка диаметром 11 км и глубиной 900 м

 

Наиболее известным является извержение вулкана Везувий в августе 79 г. При этом, как утверждается, погибли 8-10 тыс. человек, 5 тыс. из которых - все население Геркуланума. После этого Везувий “просыпался” еще более 50 раз.

 

Одно из самых крупных извержений наблюдалось в 1883 г. в Индонезии при взрыве вулкана Кракатау, когда объем вулканического выброса составил, по разным данным, 18-70 км Звук этого взрыва был слышен в радиусе 5 тыс. км, вулканический пепел покрыл 800 тыс.км3. Появившиеся при этом цунами уничтожили на островах Яве и Суматре 40 тыс. человек.

 

Восьмого мая 1902 г. вулкан Монтань-Пеле на о. Мартиника при боковом выбросе уничтожил кипящей водой и газами 30 тыс. человек.

 

30 марта 1956 г. на Камчатке взорвался вулкан Безымянный. На месте его вершины образовалась воронка шириной до 2 км и глубиной до 1 км.

 

В ноябре 1985 г. в Колумбии извержение вулкана Руиса вызвало таяние “ледяной шапки” и снега на его вершине. Образовавшиеся селевые потоки стерли с лица земли г. Амеро и несколько селений. Погибли 22 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересные сведения.

Извергающийся вулкан выбрасывает комки раскаленной лавы, устраивая красочный фейерверк. Из его жерла могут изливаться лавовые потоки или взлетать в небеса тучи пепла, полностью закрывая солнце.

Когда гавайский вулкан Мауна-Лоа извергает фонтан жидкой лавы, небо над ним вспыхивает ярким огненно-оранжевым светом. Так Земля демонстрирует один из своих самых могучих источников энергии. Мауна-Лоа зародился в морских глубинах, но за миллионы лет бесчисленных извержений он так вырос, что теперь огромной горой возвышается над поверхностью океана.

 

  • Везувий - на языке местных племен название означает "пар".
  • Стромболи - своеобразный маяк Средиземного моря, на протяжении нескольких тысячелетий через каждые полтора часа выбрасывает раскаленные газы, вулканический пепел, вулканические бомбы (продукты вулканической деятельности) на высоту в несколько метров.
  •  Килиманджаро - один из величайших потухших вулканов мира, по представлению местных народов "гора злых духов".
  • Попокатепель - до 2000 года был излюбленным маршрутом альпинистов, но в 2000г. вулкан "вспомнил", что он вулкан.
  • Ключевская Сопка - самый высокий вулкан России.
  • Фудзияма - "Священная гора" для японцев. Действующий вулкан Японии с поразительной красоты конусом идеальной формы.

В 1963 году в результате извержения подводного вулкана у юга Исландии возник остров Суртсей.

 

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году вызвало самый громкий рокот когда-либо услышанный в истории. Звук был слышен на расстоянии более 4800 км от вулкана. Атмосферные ударные волны обошли Землю семь раз и в течение 5 дней все ещё были заметны. Вулкан унёс жизни более 36000 человек, снес с лица Земли 165 деревень и нанёс урон ещё 132 , в основном в виде цунами, которые последовали за извержением. Извержения вулкана после 1927 года образовали новый вулканический остров под названием Анак Кракатау («Ребенок Кракатау»).

 

Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге — самый активный вулкан в настоящее время. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на 11-12 км.

 

Исследуя давно потухший вулкан Тоба на острове Суматра, геолог Майкл Рампино из Нью-Йоркского университета восстановил картину его катастрофического извержения 73 тысячи лет назад. По его расчетам, из чудовищного кратера вместе с тучами пыли и пепла было выброшено тогда до трех миллиардов тонн сернистого ангидрида. В результате губящие растительность сернистые дожди лились на землю в течение шести лет, — это показали образцы из глубинных слоев ледяного щита Гренландии. Если добавить к этому пылевые тучи, надолго сокрывшие солнце, — то получается нечто похожее на картину “ядерной зимы”. Рампино считает, что это “мега-извержение” и явилось причиной зафиксированного антропологами именно в ту эпоху демографического краха, когда, как считают, на всей Земле осталось не больше десяти тысяч наших первобытных предков.

 

 

 

 

 

Вулканы в различных странах

 

   Район наибольшего числа действующих вулканов - Большие и Малые Зондские острова Малайского архипелага. на которых насчитывается 95 действующих вулканов.

 

   Крупнейшее извержение вулкана в прошлом столетии произошло на о.Сумбава (Индонезия). Выброс пепла и обломков горных пород из вулкана Тамбора составил 100 км3. Вулканический пепел покрыл территорию площадью 300 тыс. км2 с толщиной слоя 25 см. Количество жертв - 92 тыс. человек.

 

В настоящее время две трети ныне действующих вулканов сосредоточены на островах и берегах Тихого океана. Только в Чили более 30 действующих вулканов, на о. Ява – 35, а на Аляске и Алеутских островах - 50 огнедышащих гор.

 

Самый активный вулкан Кипауза находится на юго-восточном берегу о.Гавайи в Тихом океане (1247 м). В кратере (диаметром 4,5 км) постоянно бурлит и фонтанирует лавовое озеро, иногда выступающее из берегов.

По некоторым данным, извержения вулканов в нынешнем веке унесли более 100 тыс. человеческих жизней.

 

Считается, что самым крупным извержением вулкана (в обозримом прошлом человечества) было извержение вулкана Санторин, происшедшее 3,5 тыс. лет назад, на о.Стронгили в архипелаге островов Эгейского моря. Оно привело к гибели минойской цивилизации. На месте вулкана образовалась воронка диаметром 11 км и глубиной 900 м

 

Наиболее известным является извержение вулкана Везувий в августе 79 г. При этом, как утверждается, погибли 8-10 тыс. человек, 5 тыс. из которых - все население Геркуланума. После этого Везувий “просыпался” еще более 50 раз.

 

Одно из самых крупных извержений наблюдалось в 1883 г. в Индонезии при взрыве вулкана Кракатау, когда объем вулканического выброса составил, по разным данным, 18-70 км Звук этого взрыва был слышен в радиусе 5 тыс. км, вулканический пепел покрыл 800 тыс.км3. Появившиеся при этом цунами уничтожили на островах Яве и Суматре 40 тыс. человек.

 

Восьмого мая 1902 г. вулкан Монтань-Пеле на о. Мартиника при боковом выбросе уничтожил кипящей водой и газами 30 тыс. человек.

 

30 марта 1956 г. на Камчатке взорвался вулкан Безымянный. На месте его вершины образовалась воронка шириной до 2 км и глубиной до 1 км.

 

В ноябре 1985 г. в Колумбии извержение вулкана Руиса вызвало таяние “ледяной шапки” и снега на его вершине. Образовавшиеся селевые потоки стерли с лица земли г. Амеро и несколько селений. Погибли 22 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт проекта.

 

Структура

Содержание

 

Название проекта.

«Потоки лавы, дожди из пепла…»   (Окружающий мир).

 

Адресация проекта.

Проект адресован учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, воспитателям ГПД.

 

Руководитель проекта.

 

Вьюнышева Елена Васильевна, учитель начальных классов.

Участники проекта.

 

Ученики 4В класса КРО 7 вида,  Вьюнышева Е.В.

Возраст учащихся.

 

9-10 лет.

Тип проекта.

 

Информационный. Межпредметный. Краткосрочный.

Цель проекта.

 

 

Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся через осуществление учебного проекта.

Задачи проекта.

  • углубить знания учащихся о вулканах;
  • сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;
  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках, гейзерах;
  • формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
  • воспитывать готовность к социальному взаимодействию.
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде;
  • развивать умения находить и пользоваться информацией (книги, энциклопедии, электронные пособия, сеть Интернет);
  • создать  папку материалов (текстовых, печатных сообщений, рисунков, схем, сочинений, презентаций) по теме;

 

Предполагаемый продукт.

  1. Мультимедиапрезентация.
  2. Словарь терминов.
  3. Папка об интересных фактах.
  4. Изготовление макета вулкана.
  5. Папка материалов.

 

 

Этапы работы над проектом.

Этапы.

Содержание работы.

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя.

Сроки.

Начинание.

Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочих групп.

Тема:  «Потоки лавы, дожди из пепла…»

Цель: Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся через осуществление учебного проекта.

Группы: Вулканологи : Леонов В., Ившин С., Кичигешев Ю., Борисов Ж., Гагаркин Ю., Скурихин А., Кравченко К., Зубарев Ю., Баженова Р., Кондратов Д., Кузнецова Ж.

Экологи: Журютин В., Опарина Л.,

Компьютерная верстка:

Гербер П., Безлепкин С.

 

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Распределяют роли.

Определяют источники информации.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта.

Наблюдает.

Осуществляет связь с учителями музыки, ИЗО, технологии.

Помогает в выборе источников информации. Определяет место для работы над проектом.

13 сентября

Планирование.

Определение источников информации. Постановка задач. Распределение ролей в команде.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о вулканах;
  • сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;
  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках, гейзерах;
  • формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
  • воспитывать готовность к социальному взаимодействию.
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде;
  • развивать умения находить и пользоваться информацией (книги, энциклопедии, электронные пособия, сеть Интернет);
  • создать  папку материалов (текстовых, печатных сообщений, рисунков, схем, сочинений, презентаций) по теме;

 

Находят источники информации.

Уточняют информацию.

Выявляют участников групп, определяют им задание.

Формирует задачи. Помогает в анализе информации. Наблюдает. Советует. Планирует совместную работу с учителями ИЗО, технологии, музыки.

15сентября.

Исследование.

Сбор информации. Обсуждение в группе. Уточнение ролей в группе. Выполнение проекта.

  1. Работа в библиотеке.
  2. Поиск информации в сети Интернет.
  3. Работа с электронной энциклопедией «Кирилл и Мефодий».
  4. Уроки ИЗО – рисование вулканов, гейзеров, видов извержения.
  5. Уроки музыки – прослушивание музыки, определение ее характера.
  6. Уроки технологии – изготовление макетов.
  7. Создание слайдовой презентации.
  8. Создание папки материалов.
  9. Подготовка докладов.

 

Работают с информацией.

Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует. Советует. Помогает в оформлении. Создает вместе с учащимися макеты, рисунки, слайдовую презентацию и музыкальное сопровождение к сказке.

20 сентября

-28 октября

Защита проекта.

Коллективная защита проекта.

  1. Демонстрация продукта работы над проектом
  2. Презентация докладов с использованием выставки книг, рисунков, мультимедиапрезентаций.
  3. Дискуссия.

 

Защищают проект. Используют для наглядности слайдовые презентации.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

10 ноября

Рефлексия.

Анализ выполнения проекта, достигнутых успехов. Причины отдельных неудач. Анализ достижения цели.

  1. Устное обсуждение проекта, его результатов.
  2. Обсуждение выбора источников информации.
  3. Письмо мини-сочинений об уроке-проекте «Чем мне нравится урок-проект?»
  4. Выбор новой темы для дальнейшей проектной деятельности.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Оформляют альбом.

Направляет процесс анализа. Обобщает. Резюмирует. Побуждает в применению в проектной деятельности компьютерных технологий.

10 ноября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

 

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

 

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

 

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

 

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

 

 

Камчатка. «Домашние вулканы»

Камчатка начинает Вас удивлять, как только Вы подлетаете к аэропорту Елизово. Вы летите над Авачинской бухтой, по берегам которой вытянулся город Петропавловск-Камчатский. Вы видите большие белые, как снег облака, которые прорезают конусы вулканов Корякский, Авачинский, Козельский и Вилючинский. Вершины горных цепей, которые тянуться на сотни километров вдаль. Размеры, очертания, цвет, формы — все впечатляет, даже привыкшего ко всем этим необычным пейзажам камчатца.

Камчатцы называют их ласково — «домашние». Все кто здесь родился, с самого детства привыкли к ним. По ним определяют наступление суровой зимы и приход красавицы весны. По ним определяют погоду. Если на вершины надеты пушистые, белые шапки — значит, скоро на город обрушится циклон. Если они приветливо и открыто улыбаются, значит и осадков не ожидается. Это о них Жан Франсуа Гало де Лаперуз писал в своем дневнике, когда привел корабли в гавань Святых апостолов Петра и Павла. «Горы огнедышащие, изрыгающие лаву»... На самом деле они не такие ужасные, как писал об этом Лаперуз. Но в чем-то его слова были верны, нельзя не ужаснуться той мощи представления, которое устраивают для нас огнедышащие горы.

На Камчатке все одновременно близко и далеко. Обустроенные, асфальтовые дороги заканчиваются на расстоянии 100 километров от Петропавловска. Дальше только «грунтовки» и «гравийки». Но, к всеобщей радости, чтобы заглянуть в жерло кипящей и бурлящей лавой махины, совсем не надо проделывать сотни километров пути.

«Домашние» вулканы выстроились в стройную цепь на расстоянии 25 км от Петропавловска. Всего их пять. Это вулканы — Козельский (2189 м), Авачинский (2741 м), Корякский (3456 м), Ааг (2166 м) и Арик (2310 м). Из них действующими являются два гиганта, как называют их камчатцы Коряка и Авача. Из-за близкого расположения от города эти вершины довольно популярны как у местных жителей, так и у гостей полуострова. Зимой, весной и даже летом, до самого июля, они приглашают горнолыжников и сноубордистов. Круглогодично их склоны покоряют альпинисты.

Вулкан Козельский

Этот вулкан интересен уже, потому что при относительно небольшой абсолютной высоте (2189 м) на нем проложены альпинистские маршруты от 1Б до 3А категорий сложности. Вулкан давно потухший, на нем нет действующих фумарол, на которые так стремятся посмотреть приезжие. Но зато, он поражает своим ландшафтом, шикарным покрывалом ледника и россыпями шлака на отвесных скалах. В последние годы здесь обнаружены зерна самого редкого и твердого минерала — черного алмаза (карбонадо). Это уникальное образование встречается в нескольких местах мира и в небольшом количестве.

Под склонами Козельского вулкана расположены две базы — альпинистская и горнолыжная. Обе они работают практически круглогодично. Высота базового лагеря - 850 метров над уровнем моря.

В последние несколько лет Козельский вулкан стал одним из самых популярных у любителей хелли-бординга и хелли-ски. Кататься здесь можно с ноября по июнь. Кроме того, туристические фирмы разработали ряд новых маршрутов для поклонников ски-тура. Переход от дороги до базового лагеря составляет 15 километров. Во время путешествия Вы, с помощью опытных гидов-проводников, сможете покорить вершину вулкана, а затем испытать истинное наслаждение, спустившись по нему на лыжах.

В летние месяцы на Козельском наиболее популярны туристические. В них могут принять участие люди всех возрастов, так как технически прохождение маршрута не сложное и не требует специальной подготовки участников.

Что касается поклонников альпинизма, здесь они могут вкусить истинную прелесть однодневных восхождений по маршрутам 3 категории сложности. На некоторых участках уже есть трассы пробитые крючьями. Однако если Вы хотите сделать это самостоятельно — милости просим.

Весной, во время таяния Козельского ледника, который плавно, белыми баранкосами стекает в направлении Петропавловска-Камчатского, на нем образуются сераки. И тогда Козельский становится раем для любителей ледолазания. Привлекательным это место делает и погода, которая в марте–мае смягчает свой суровый нрав и радует приветливым весенним солнцем.

Авачинская сопка

Она поманит Вас к себе, как только Вы ее увидите. Это истинная, правда. Авачинская сопка (2741 м) или как ее еще называют Авача, расположена по соседству с вулканом Козельский. Она отделена от него горой под названием Угловая (2375 м). Структура Авачи — Сомма-Везувий. То есть она точно такого же типа, как знаменитый вулкан Везувий, во время извержения которого бесследно исчез город Помпеи. Но Авача, в отличие от своего брата, намного выше по росту. Последнее извержение здесь было в 1991 году. Тогда жерло вулкана, до этого глубиной почти 200 м, заполнилось кипящей лавой. Ее красное свечение можно было наблюдать невооруженным глазом прямо из города. Сейчас, по прошествии нескольких лет, «лавовая пробка» застыла и представляет собой испещренный тысячами норок «подгоревший корж пирога». Его окружают большие площадки зелено-желтых цветков фумарол и красной россыпи вулканического туфа.

Путешествие на Авачинскую сопку начинается из Петропавловска-Камчатского. Если Вы пользуетесь услугами турфирмы, Вам предоставят специально оборудованную машину типа УРАЛ или ЗИЛ. Вам придется преодолеть почти 50 км, 25 по асфальтированной дороге, 25 по песчаному руслу «сухой» речки, которая заполняется водой только ранней весной, во время таяния снегов. Время в пути 1 час 30 мин. Базовый лагерь расположен у подножия Авачинского вулкана на высоте 850 м. От нее открывается изумительный вид на соседний с Петропавловском город Елизово. Если же вы решили добраться до Авачинского вулкана самостоятельно, то 25 км по сухой речке Вам придется преодолеть пешком. Время в пути составит от 4 до 6 часов, в зависимости от скорости Вашего передвижения. Во время этого путешествия Вы можете повстречать царя Камчатской природы — медведя. На этот случай советуем прихватить с собой в дорогу ракету или фальшфейер красного цвета, она сослужит Вам верную службу, если с Вами случиться неприятность.

Восхождение на Авачинский вулкан обычно начинается ранним утром, оптимальное время выхода в 6–7 утра. В базовом лагере вы можете нанять себе гида-проводника (от 1500 руб/день) или продолжить путешествие в одиночку. Как показывает практика, восхождение на Авачу не требует серьезной физической подготовки. В 2001 году там побывал 75-летний путешественник из Франции. Вообще восхождение занимает от 4 до 8 часов. Уже с первых метров набора высоты пред вами раскрывается Камчатка. Вначале показывается Петропавловск и Вилючинский вулкан. Далее Вы видите безбрежный Тихий океан, который издалека напоминает перевернутое небо. С высоты 2100 м перед Вами открывается другая часть Камчатки — Налычевкая долина, вулканы Жупановский и Дзензур. Бескрайние шлаковые поля и гибкие ленты рек. В хорошую погоду можно видеть столб дыма, который поднимается из кратера вулкана Карымский. Но самое поразительное — это тишина. Такая, что Вы можете слышать ее.

Корякская сопка

Уже само упоминание высоты этой громадины привлекает Вас. Последовательность простых чисел 3456, дает ложное ощущение, что это сделать легко. Но наши чувства обманчивы. Корякский вулкан находится по соседству с Авачей. Они как мать и дочь стоят рядом. И щетинистые гребни Коряки охраняют свое дитя, скаля каменные зубья. Восхождение на Корякский требует хорошей физической формы и опытного гида-проводника. Его можно нанять через любую туристическую кампанию за 500 долларов. Как показывает время, Корякская сопка — кровожадный вулкан и как «большие горы» не прощает людских ошибок. Восхождение можно совершить с ночевкой на высоте в 2800 м или без таковой. Здесь уж все зависит исключительно от Вашего желания и жажды приключений. Ведь мало кто может похвастаться ночью проведенной в объятьях огнедышащей горы. Общий подъем до вершины гиганта занимает около 11 часов.

Вулканы Ааг и Арик

Две эти вершины не такие популярные как предыдущие. Специализированные пешеходные туры туда практически не проводятся. Но зато эти два вулкана пользуются большой популярностью у сноубордистов и горнолыжников. Здесь есть все крутые склоны, скалы, с которых можно совершать головокружительные прыжки.

Базовый лагерь, устанавливают у подножия склонов. Места там тихие и нелюдимые в отличие от базового лагеря под Авачей, где в летние месяцы очень многолюдно. Но именно здесь, у вас большая вероятность встретиться «лицом к лицу» с камчатским медведем.

Для справки:

·         Для восхождения на Корякский вулкан в любое время года вам потребуется альпинистское снаряжение. На высоте 3 тысяч метров путь преграждает ледник.

·         В 80-ых годах камчатские альпинисты впервые совершили одновременное прохождение всех пяти вулканов. С тех пор это больше никому не удавалось.

·         Под вулканами этой группы живут интересные зверушки – евражки. Это небольшие суслики, которые живут в норах и на зиму ложатся спать. Любимое развлечение туристов - кормить евражку с рук.

·         Статистика погибших на Корякском, Авачинском и Козельском вулканах уже давно перешла за 10 человеческих жизней. Пользуйтесь услугами гидов.

·         Утром у подножия вулканов можно наблюдать интересное явление. Стена тумана останавливается в 50 метрах от вашего лагеря, над вами светит солнце, а дальше только белая мгла.

·         Часто, будучи в базовом лагере вулканы могут быть затянуты облаками, но выше 2 000 метров светит солнце. Все вулканы, за исключением Авачинского имеют альпинистскую категорию сложности. Ложные маршруты не рекомендуются для тех, кому требуется постоянное медицинское наблюдение.

·         Все туристы должны иметь рюкзак, коврик, спальные мешки, теплую одежду, шапочки и перчатки, а так же обувь, позволяющую совершать горные восхождения. Не забудьте крем против загара и хорошие солнечные очки. Фонарик, дождевик, ракетницу или фальшфейер. И конечно фотоаппарат или видеокамеру.

  • Продукты извержений состоят главным образом из вещества самой магмы и в меньшей степени из захваченных взрывом боковых пород, в которых проходит жерло вулкана. Продукты эти представлены газообразными, твердыми и жидкими веществами, количественные соотношения и состав которых различны для разных типов вулканов и даже для различных извержений одного и того же вулкана. При этом извержения вулканов редко сопровождаются спокойным выходом на поверхность жидкой лавы и газов, чаще же они начинаются взрывами с выбросами больших масс газообразных и твердых продуктов.
  • Газообразные продукты содержатся в магматическом расплаве в значительных количествах и частично могут поступать во время извержения из боковых пород. Газы, поступающие из боковых пород, играют столь незначительную роль при извержениях вулканов, что при дальнейшем изложении их можно не принимать в расчет. Выделение газообразных продуктов из магмы происходит при ее кристаллизации или при уменьшении давления в магматическом очаге и главным образом в жерле вулкана. В глубинных магматических очагах выделившиеся газы в качестве летучих компонентов магмы проникают во вмещающие породы, оказывая на них мета-морфизующее действие. Если же магма в результате тектонических движений поднимается близко к земной поверхности, то выделившиеся газы усиливают давление и прокладывают себе выход на поверхность, превращая магматический очаг в вулканический.
  • Когда жидкая магма достигает поверхности и спокойно изливается, как, например, в кратере вулкана Килауэа на Гавайских островах, то происходит также спокойное выделение газов в виде лопающихся пузырьков, создающих картину спокойного кипения лавы. Чаще же выход газообразных продуктов сопровождается взрывами большой силы во время извержений вулканов, с выбросом огромных масс газов и паров воды в атмосферу в виде гигантских столбов на тысячи метров над вулканами. Такие столбы (например, у вулкана Стромболи) содержат раскаленные частицы пепла, светящиеся и видимые ночью. У других вулканов количество извергаемых вместе с газами пепловых частиц гораздо больше, что придает газовому столбу вид дымового. Расплываясь в стороны в верхних слоях атмосферы, такой пепло-газовый столб принимает пиниеобразный характер, т. е. приобретает сходство с итальянской сосной пинией, у которой высокий ствол увенчан раскидистой кроной в виде зонтика. Третий тип извергаемых газовых масс, называемый палящими или жгучими тучами, появился при извержении вулкана Мон-Пеле в виде раскаленного облака горячих газов с температурой в сотни градусов, уничтожившего г. Сен-Пьер.
  • Взрывные выбросы газовых масс происходят, как правило, из центральных каналов и кратеров действующих вулканов во время пароксизмов извержений. В заключительных фазах эруптивного цикла и в затухающих вулканах, когда вулкан только курится, выделение газов происходит более спокойно как из центрального кратера, так и из мелких паразитных, а также из многочисленных трещин и расщелин на склонах вулкана. Состав газообразных продуктов, выделяющихся из кратера во время взрыва при извержении, почти совсем не изучен вследствие недоступности в момент извержения. Уверенно можно только сказать о присутствии сернистых газов, распространяющих при извержении удушливый запах. Более изучен состав газов, выделяющихся из лавы при спокойном излиянии или при застывании излившейся лавы. Изучение лавы и газов вулканов Килауэа, Везувия, Этны, Ключевской Сопки и других производится систематически научными сотрудниками специальных вулканологических станций, построенных у подножий вулканов. Однако взятие газовых проб даже из лавы не всегда является легким и безопасным делом. Замечателен первый и единственный в мире дрейф на лавовой корке движущегося лавового потока, сделанный сотрудниками Камчатской вулканологической станции — геологом В. Ф. Попковым и химиком И. 3. Ивановым — при извержении Ключевской Сопки в 1938 г. Для измерения температуры жидкой лавы и сбора газовых проб эти два советских научных работника в асбестовых сапогах перескочили на корку раскаленной, но уже твердой лавы, двигавшейся на поверхности лавового потока, и, плывя на ней, произвели свои научные наблюдения. Температура корки у подошвы сапог равнялась 270—300° С, а сама корка была еще такой толщины, что в некоторых местах ее легко протыкали жезлом для улавливания газов. Взяв нужное количество газовых проб и измерив несколько раз температуру лавы (на глубине 40 см она равнялась 840* С), исследователи благополучно перескочили на холодный борт потока.
  • Химические анализы многочисленных газовых проб из разных вулканов и в различные стадии их деятельности показывают, что в составе вулканических газов, как правило, преобладают пары воды, находящиеся при очень высоких температурах частично в диссоциированном состоянии. Так, в свободно выходящих газах лавового озера в кратере Килауэа среднее количество водяного пара в 24 пробах составляло 68,2% объема газы из лав других вулканов Гавайских островов и вулканов Мон-Пеле (о. Мартиника), Лассен-Пик (Калифорния) и других содержат около 80% водяного пара, а в фумаролах «Долины десяти тысяч дымов» (Северная Америка) пары воды достигают 99% объема. Некоторые вулканы извергают газы с незначительным содержанием водяного пара. Кроме паров воды в вулканических газах присутствуют в более или менее значительных количествах (в убывающем порядке) углекислота, окись углерода, азот, водород, метан, хлор, фтор, газообразные соединения серы и бора, аргон и некоторые другие газы.
  • Замечено, что в разные стадии деятельности вулкана, по мере его угасания, падает температура и изменяется состав газов. Принято называть газы с температурой выше 180° фумаролами (от лат. fumus — дым) по месту их выхода обычно из паразитических кратеров; выделяющиеся фумароль-ные газы имеют вид густых облаков из паров воды и газов. Газы с температурой от 100 до 180° С и места их выхода называют сольфатарами (от итал. solfatara — серная копь). Состав их характеризуется значительным содержанием сернистых соединений. Выходы газов с температурой ниже 100° С называются мофеттами (углекислые фумаролы); в их составе преобладает, не считая паров воды, углекислый газ.
  • В связи с выделением газообразных продуктов из вулканов и фумарол часто образуются повышенные концентрации серы, хлоридов натрия, железа, меди, цинка, окислов железа и меди, борной кислоты, сернистого мышьяка (реальгара, аурипигмента), киновари и различных солей щелочных металлов и аммония. Большинство этих продуктов обычно быстро развеивается или смывается, и лишь немногие из них образуют минеральные месторождения. Из числа последних наиболее крупными и ценными являются месторождения самородной серы на Курильских островах, Камчатке, в Японии, Чили и небольшими — в Италии. Однако этот процесс имеет большое принципиальное значение для познания процессов образования связанных с магматической деятельностью месторождений полезных ископаемых. В местах выходов газов в некоторых случаях выпадают естественным путем (или осаждают искусственно) следующие полезные ископаемые: каменная соль, кристаллическая сера, борная кислота и нашатырь.
  • Газообразные продукты играют во взрывной деятельности вулканов главнейшую роль. Выделяющиеся из магмы газы накапливаются в верхних частях вулканических очагов и создают колоссальное давление снизу на перекрывающие твердые породы. При появлении в кровле тектонических трещин, иногда в результате этого же давления, газы устремляются по ним, как по направлениям наименьшего сопротивления, особенно в местах пересечения трещин, и мощными взрывами прокладывают себе путь выхода на поверхность. Взрывы достигают иногда такой силы, что не только образуют широкий трубообразный канал-жерло, но даже разрушают частично или полностью сам вулкан, как это было при извержениях вулканов Кракатау в Зундском проливе, Бандай-Сан в Японии и Катмай на Аляске.
  • Жидким продуктом вулканических извержений является лава, т. е. магматический расплав, потерявший при достижении поверхности значительную часть летучих компонентов. По химическому составу лава состоит почти из тех же элементов, что и магма, и также разделяется на кислую (риолитовую) и основную (базальтовую). От химического состава магматического расплава в значительной степени зависят физические свойства жидкой лавы при вулканических извержениях, а следовательно, и скорость движения лавового потока, пройденное им расстояние, структура и форма поверхности застывших лавовых масс. Кислые лавы обычно бывают очень вязкими и труднотекучими, в то время как основные — очень жидки, текучи и подвижны. При температурах, господствующих при извержениях, базальтовая лава течет так же свободно, как шлак в доменных печах, но кислые лавы движутся гораздо медленнее. Кроме химического состава на консистенцию лавы, а следовательно, и на ее подвижность влияет содержание летучих компонентов — растворенных газов.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн