Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Многопрофильный колледж им. И.Т Карасева»
Методическая разработка на тему: «ВЫПОЛНЕНИЕ НАПЛАВКИ ВАЛИКОВ В ПРЯМОМ (НИЖНЕМ) ПОЛОЖЕНИИ ШВА»
Группа: 1С
Профессия: сварщик
Отделение: дневное
Мастер производственного обучения:
Агаркова Ирина Алексеевна
СТРОИТЕЛЬ 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Пояснительная записка 3
- План-конспект урока 5
- Критерии оценок 9
- Используемая литература 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка урока производственного обучения «Выполнение наплавки валиков в прямом (нижнем) положении шва» является частью темы «Наплавка валиков и сварка пластин в различных пространственных положениях. Контроль качества сварки.», рассчитанной на 42 часа. Тема очень интересная для обучающихся, так как наплавка используется для восстановления и изготовления изделий, что само по себе очень интересный процесс. Изготовительная наплавка служит для получения новых биметаллических (многослойных) изделий. Восстановительная наплавка позволяет восстанавливать первоначальные размеры изношенных или повреждённых деталей. [Чернышов Г.Г.,2011]
Целью данной методической разработки является формирование у обучающегося технического мышления, формирование первоначальных навыков в области освоения техники выполнения наплавки валиков в прямом положении шва, умение применять полученные знания в производственных условиях: научиться правильно устанавливать заготовку для наплавки валиков в прямом (нижнем) положении шва, держать электродержатель с электродом, выбирать напряжение и силу тока, марку и диаметр электрода, поддерживать стабильное горение сварочной дуги, наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций сложными сплавами, наплавлять изношенные простые инструменты, а также детали из углеродистых и конструкционных сталей для всего этого требуются постоянные упражнения. Обучающиеся должны усваивать материал не просто путем передачи информации, а в процессе их собственной активности, т.е. работая собственной головой и руками. В процессе учебной практики обучающиеся должны овладеть профессиональными качествами квалифицированного рабочего (быстрота реакции, координация движения, наблюдательность, умение самостоятельно планировать и осуществлять мероприятия по эффективному использованию рабочего времени и предупреждению дефектов в работе, осуществлять самоконтроль).
В процессе обучения целью методической разработки считаю необходимым не только дать обучающемуся определенную сумму знаний, но и развивать интерес к обучению. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего государственному стандарту образования, т.е чтобы все обучающиеся были вовлечены в учебный процесс. Каждому обучающемуся выдаю задание по сложности соответствующее его возможностям и силам. Особое внимание уделяю отстающим.
План урока производственного обучения
Группа 1С
Профессия: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Тема программы: Наплавка валиков и сварка пластин в различных пространственных положениях. Контроль качества сварки
Тема урока: Выполнение наплавки валиков в прямом (нижнем) положении шва
Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные умения и навыки по организации рабочего места при выполнении наплавки валиков, научить правильно держать электродержатель, отработать приёмы наплавки валиков при выполнении в прямом (нижнем) положении шва, воспитывать аккуратность в работе.
Обучающая – учить правильно организовывать своё рабочее место, уметь работать со справочной литературой, выработать практические умения и навыки при выполнении наплавки валиков в прямом (нижнем) положении шва, выработать навыки по соблюдению безопасных приёмов труда.
Воспитательная – учить обучающихся бережному отношению к оборудованию, предупреждению и устранению дефектов, сбережению электроэнергии, выполнению санитарных норм и правил личной гиены, аккуратности и точности в работе, привить обучающимся любовь к избранной работе.
Развивающая – развить у обучающихся внимательность, сообразительность, наблюдательность, умения и навыки в практической деятельности, развивать профессиональный кругозор.
Учебно – производственная работа – выполнение наплавки в прямом (нижнем) положении шва
Учебно – материальное оснащение урока – карточки-задания, справочник электросварщика, технологические карты.
Оборудование, инвентарь, инструменты – выпрямитель, реостаты, электродержатели, рабочие столы, электроды, молоток.
Сырьё – основной металл и наплавляемый рабочий слой (металл).
Место проведения проведения занятия – производственная мастерская.
Ход урока.
- Организационный момент.
Рапорт старосты о готовности обучающихся к занятию, внешний вид, санитарное состояние, отметка в журнале о явке обучающихся.
- Вводный инструктаж (30-40 минут)
Тема программы: Наплавка валиков и сварка пластин в различных пространственных положениях. Контроль качества сварки.
Тема урока: Выполнение наплавки валиков в прямом (нижнем) положении шва
Цель урока: сформировать первоначальные умения и навыки по организации рабочего места при выполнении наплавки, учиться работать самостоятельно со справочной литературой, научиться правильно держать электродержатель, отработать приёмы при выполнении наплавки в прямом (нижнем) положении шва, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Актуализация опорных знаний:
а) карточки-задания (10-15 минут письменно)
б) заполнение технологической карты (10-15 минут письменно)
в) работа у доски
Фронтальный опрос обучающихся:
1.)Что такое наплавка? (нанесение посредством сварки плавлением слоя металла на поверхность изделия)
- Назовите виды наплавки. (изготовительная и восстановительная)
- Назовите основные положения швов в пространстве. (нижнее, горизонтальное (на вертикальной плоскости) и вертикальное)
- В зависимости от чего существенно изменяются условия формирования валика? (от положения шва в пространстве)
- От чего зависит внешний вид и качество валика? (от положения шва в пространстве)
- Какое положение шва в пространстве наиболее удобно для наплавки? (нижнее положение)
- При наплавке углом вперёд или назад обеспечивается более полный провар? (углом назад)
- При каком положении шва в пространстве легко наблюдать за процессом наплавки и почему? (в нижнем, так как наплавляемый металл легко переходит в сварочную ванну под действием собственного веса, и жидкий металл не вытекает из неё)
- Существенно ли для производительности наплавки положение наплавки валика в пространстве? (да)
- Сколько в зависимости от температуры нагрева основного металла существует схем формирования наплавленного слоя на поверхность детали, в соответствии с которыми поверхность основного металла либо оплавляется, либо остаётся нерасплавленной? (две)
Собрать карточки-задания, оценки вы узнаете в конце занятия.
г) Объяснение материала по ранее изученному курсу, методом рассказа и показа мастером организацию рабочего места, отработка отдельных приёмов выполнения наплавки, типичные ошибки, их причины и способы устранения.
Перед тем, как вы перейдёте к своим рабочим местам давайте повторим правила техники безопасности:
- Что нужно сделать перед началом работы?
- Как правильно организовать своё рабочее место?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при включении трансформатора?
- Какие требования предъявляются к электродержателям?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при включении реостата?
- Что нужно сделать по окончанию работы?
- Самостоятельная работа обучающихся на рабочем месте и текущий инструктаж.
Самостоятельная работа обучающихся на рабочем месте при отработке программного материала. Выполнение задания, выполнение текущей работы. Индивидуальная работа с обучающимися. Осмотр рабочих мест с целью проверки и дополнительного инструктажа. Приём и оценка выполненных работ. Уборка рабочих мест и мастерской.
- Заключительный инструктаж.
Провести анализ работы за день, отметить успехи, дать оценку качества выполненных работ, организации и уборке рабочих мест. Оценка карточек-задания, технологических карт. Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: повторить тему «Технология выполнения наплавки»
Мастер производственного обучения И.А.Агаркова
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ
______________________________________________________
- Баллом «5» оценивается безошибочное и вполне самостоятельное выполнение работы, которая выполнена аккуратно. Хорошая организация рабочего места. Выполнение техники безопасности. Самостоятельное включение и отключение электрооборудования. Правильный выбор режимов наплавки в нижнем положении шва. Правильные приёмы работы электродержателем. Активное участие на уроке. Незначительные ошибки допускаются (на первом курсе).
- Баллом «4» оценивается самостоятельное выполнение работы. Хорошая организация рабочего места. Выполнение техники безопасности. Соблюдается техника наплавки в нижнем положении шва (при наличии несущественных недочётов). Правильные приёмы работы электродердателем. Правильный выбор режимов наплавки в нижнем положении шва. Работа выполнена аккуратно.
- Баллом «3» оценивается выполнение работы с существенными недочётами. Нет навыков в работе с электродержателем. Не усвоил полностью технику безопасности. Плохая организация рабочего места. Не усвоил полностью технику наплавки в нижнем положении шва.
- Баллом «2» оценивается выполнение работы грубо, изделие расслаивается. Не владеет техникой наплавки в нижнем положении шва, не умеет держать электродержатель. Если обучающиёся старается, но не получается, оценку «2» не ставить. Необходимо разобраться с его проблемами.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка. М.: Академия, 2010. 320 с.
- Казаков Ю.В. Сварка и резка материалов. М.: Академия, 2010. 400 с.
- Маслов В.И. Сварочные работы. М.: Академия, 2009. 246с.
- Чебан В.И. Сварочные работы. Ростов/н Д.: Феникс 2003. 415с.
- Чернышов Г.Г. Технология сварки плавлением и термической резки. М.: Академия, 2011. 240с.
|