Все вы любите рисовать? (Да) И это прекрасно! Иногда у вас что-то не получается, потому что вы мало знаете о материалах, которыми рисуете, и я вам хочу помочь.
Помните, что путь к прекрасному долгий и непростой. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит вас в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Если вы хотите узнать законы изобразительного искусства и научиться красиво рисовать, я приглашаю вас в путешествие по Стране ИЗО. Итак, вы готовы? (да) Тогда в путь!
(выходят 2 девочки, держась за руки)
1 девочка: Постой, мы уже далеко от дома.
2 девочка: Мы же заблудились!
1 девочка (оглядывается): Какая красота!
2 девочка: Где это мы?
Художник: Здравствуйте, юные художники! Вы в Стране ИЗО.
Девочки (удивленно): Это вы нам?
Художник: Да, да, я не оговорился – именно художники, потому что
всякий, кто умеет и любит придумывать и фантазировать, может себя так называть. Но этого мало. Вы должны научиться пользоваться инструментами, т.е. художественными материалами. Они помогут вам выразить себя. Ведь в стране ИЗО все карандаши и кисти могут творить чудеса. Значит, тот, кто берет их в руки – волшебник.
1 девочка: А мы тоже хотим стать настоящими волшебниками.
2 девочка: Очень хотим. Но как?
Художник: Так устроен этот мир, что всему на свете нужно учиться, даже
волшебству. Поэтому одних инструментов мало, надо еще уметь «колдовать» ими. Этому как раз и учат в Стране ИЗО.
1 девочка: А какими надо быть, чтобы научиться «колдовать» и создавать
волшебные картины?
Художник: Нужно быть терпеливыми, внимательными, трудолюбивыми.
Страна ИЗО велика и загадочна. Многие тайны открываются детям в этой стране. Я приглашаю вас в городок «Художественных материалов».
2 девочка: А кто живет в этом городе?
Карандаш: А вы угадайте. Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом поведу – там заметку кладу.
Девочки: Это карандаш.
Художник: Верно. Простой карандаш – самая важная персона в Стране
ИЗО. Все другие материалы относятся к нему с большим уважением и всегда приглашают его порисовать вместе.
Карандаш: Причем начинаю работу всегда я. Без моего участия и
благословения ни один материал не решится приступить к работе. Как и люди, мы бываем мягкие и твердые, молодые и старые.
1 девочка: Здорово! А еще кто живет в стране ИЗО?
Ластик: А вот и я! Если мне работу дашь –
Зря трудился карандаш.
2 девочка: Это же ластик, который стирает карандаш!
1 девочка: Мы часто используем эти инструменты на уроках рисования, математики, русского языка и других предметах в школе, а также дома.
2 девочка: Неужели ластик тоже необходимый инструмент в создании картин?
Ластик: Конечно. Вот вы нарисовали рисунок простым карандашом, а у вас не все получилось так, как вы хотели.
1 девочка: Ну и что, выкинем, еще нарисуем.
Ластик: Не спешите выбрасывать эти рисунки, для исправления ошибок есть я – ластик. Я исправлю все помарки, допущенные карандашом.
1 девочка: Хорошо, мы больше не будем зря выбрасывать рисунки, ведь все можно исправить.
2 девочка: Интересно, а краски и кисти у вас есть?
Художник: Конечно, как же создать яркую, живописную картину без них.
Дети очень любят краски за их яркость. Пожалуй, в каждом доме есть коробочка акварели или гуаши.
Краски и кисть: Кажется, кто-то здесь вспомнил про нас.
Краски: Мы – разноцветные сестрицы, Заскучали без водицы.
Кисть: Я – дядя длинный и худой Ношу воду бородой.
Художник: И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым.
Кисть: Свою косичку без опаски я обмакиваю в краски.
Потом окрашенной косичкой вожу я ловко по страничке.
Девочки: А вы научите нас красиво рисовать?
Краски: Обязательно научим, расскажем вам про виды красок, про цвета, про кисти.
1 девочка: Это, наверное, очень интересно!
(Инструменты уходят со сцены)
Художник: Конечно, интересно, но не только художественные материалы
живут в стране ИЗО. Чтобы попасть в городок «Видов искусства», вы должны отгадать загадку: (Слайд 12)
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать.
Девочки: Это же радуга!
Художник: Правильно, а теперь вперед, через ворота – радугу!
1 девочка: Ух ты, как здесь красиво!
2 девочка: Да, что же это за виды искусства? Какие – то здания, статуи,
картины, игрушки расписные и посуда. Вот и все.
Архитектура: Кто тут так шутит?! Это не какие-то здания, это же вид
искусства – архитектура. Куда бы вы не посмотрели, всюду ваши взгляды радуют прекрасные здания и улицы, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и города.
Скульптура: А про меня как обидно сказали: «Какие-то статуи».
Это – скульптура. Разве это не удовольствие – лепить из глины, пластилина, соленого теста? И видеть как, подчиняясь твоим пальцам, масса превращается то в «колобка», то в «змею»… А если приложить усилия, то появятся всякие рожицы, зверюшки, цветы и фрукты.
Многие дома украшают маленькие скульптуры – статуэтки.
1 девочка: Не обижайтесь на нас, мы же не знали о вас.
2 девочка: Мы просим прощения, примите от нас угощение.
Живопись: Кто здесь такой щедрый? Какое яблочко! Надо мне его изобразить, получится очень живописно.
1 девочка: Как это, живописно?
Живопись: Живопись - это произведение искусства, выполненное
красками. А техники бывают разные: масляная живопись, акварельная, живопись гуашью.
2 девочка: Я поняла, это зависит от материала, каким рисуешь картину.
Живопись: Правильно, как вы быстро учитесь.
1 девочка: Просто мы уже познакомились с художественными материалами и немного узнали о них.
Графика: Я тоже хочу с вами познакомится.
1 девочка: А вы кто?
Графика: Я – вид искусства – графика. Я работаю пером, тушью и
кистью, черным карандашом и углем. Я – искусство черного и белого.
2 девочка: Это же скучно и не ярко.
Графика: Это только на первый взгляд. Зато сколько чувств и состояний
природы способен выразить «чернотой» умелый художник.
2 девочка: Да просто красота! Оказывается можно рисовать, используя
только черную и белую краску. Надо будет этому научиться.
ДПИ: Я слышала кому-то здесь цвета маловато. А я на что!?
1 девочка: Здравствуйте! А вы кто, роспись?
ДПИ: Я – декоративно-прикладное искусство. Люди всегда
стремятся окружать себя красивыми вещами: посудой, мебелью, ювелирными украшениями, коврами. Кувшины и подносы, расписные ткани и фарфор - также предметы ДПИ.
Ко мне относятся различные народные промыслы. Назовите их, если знаете.
Девочки: Хохлома, гжель, городец, Дымково
ДПИ: Молодцы, знаете.
(Виды искусства уходят со сцены)
2 девочка: Ой, у вас так интересно в Стране ИЗО, что мы совсем забыли
о доме. Спасибо за информацию, но нам пора возвращаться.
Художник: Подождите, юные художники. Выйти из Страны ИЗО не
просто. Я приглашаю вас в картинную галерею. Путешествуя по ее залам, внимательно слушайте и наблюдайте, правильно определите жанры искусства.
1 девочка: А если мы не угадаем, мы не попадем домой?
Художник: Не расстраивайтесь, пусть ребята из зала вам помогают.
Я зачитаю стихотворение, а вы должны посмотреть на экран и его закончить.
Если видим на картине: нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые березки, или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денек.
Нарисованным быть может или север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь скажем: называется …. (пейзажем)
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красиво белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды и стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.
А еще и так бывает: нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А еще в картине может нарисованным быть торт
И поэтом картина назовется… (натюрморт)
Если видишь на картине чей-то профиль и анфас,
Или, может быть задорный и веселый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может, дедушка и я
Нарисованы в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут не сложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется … (портрет)
Молодцы, все назвали правильно. Вот теперь вы можете возвращаться домой.
Оригами: Подождите, девочки. Со всеми познакомились, а про меня совсем
забыли. Я, конечно, не художественный материал, не вид искусства инее жанр, но тоже занимаю не последнее место среди интересов ребят. Я – Оригами! Знаете про меня?
Девочки: Оригами возникло в Японии. Это искусство складывания фигурок из
бумаги.
Оригами: Правильно. Я – искусство конструирования из бумаги. Давайте
попробуем сконструировать что-нибудь. (конструирование корабликов вместе со зрителями. Молодцы, замечательные получились у нас кораблики.
Художник: Эти кораблики помогут вам найти путь в Страну ИЗО.
А сегодня наше путешествие по Стране ИЗО подошло к концу.
Что вы сегодня узнали нового и интересного?
То, что вы сегодня увидели и услышали – лишь капля в океане знаний. И хотя сегодня мы расстаемся с нашими замечательными героями, ничто не мешает вам снова побывать в их стране – стоит только захотеть. Так что смело пускайтесь в путь за новыми знаниями, которые ждут вас в творческом объединении «Изостудия».
До новых встреч!
Список литературы:
Коротев И.А. Оригами для малышей, Москва, Просвещение, 1996.