Необходимое техническое оборудование: новые понятия и схемы, раздаточный материал, презентация «Конфликты в обществе».
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД
Структура урока
Формы этапов урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих
Постановка цели урока
Актуализация темы
Этап изучения нового материала.
1. Фронтальная беседа
2. Индивидуальная работа с опорным конспектом
3.Работа с интерактивной доской 4.Выполнение практических заданий, самостоятельная работа в группах
5. Физкультминутка
Рефлексия.
Самоконтроль с применением интерактивной доски.
Подведение итогов урока.
Обобщение
Постановка домашнего задания.
Самостоятельная работа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих учащихся. Создание позитивного настроя.
II. Постановка цели и задач урока. Актуализация темы.
Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Возможные варианты ответов учащихся: применить силу, уступить, договориться и.т.п. Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам.
Вот мы и подошли с вами к теме нашего урока «Социальные конфликты»
III. Этап изучения нового материала.
План: 1. Понятия «конфликт», «социальный конфликт».
2. Субъекты конфликта.
3. Стадии протекания конфликта.
4. Классификация конфликтов.
5. Процесс разрешения конфликтов.
Стратегии. 1.Учитель: Предлагаю вам вспомнить, как называется тот возраст, в котором вы сейчас находитесь? Возможные варианты ответов учащихся: подростковый, юношество и.т.п. Учитель: Действительно, вы находитесь на границе: между подростковым возрастом и ранней юностью. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора». Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил? Возможные варианты ответов учащихся: выбор поведения, друзей и.т.д. Учитель: Человек в ранней юности, т.е. в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликтной ситуации закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный пери- од, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте. Тем более что именно ваш возраст считается возрастом наибольшей конфликтности. Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают и какие существуют пути выхода из конфликтов. Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с интерактивной доской. Вопрос классу: На ваш взгляд, что такое «конфликт»? Возможные варианты ответов учащихся: спор, разногласия, противоречия и.т.д. (записывают в конспект, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют) Учитель: Вы правы. Давайте посмотрим на доску
Учитель: А что же такое «социальный конфликт»? Возможные варианты ответов учащихся: споры между людьми, между груп- пами и.т.д. (записывают в конспект, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют) Учитель: Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными сила- ми.
2.Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. Учащиеся про- должают заполнять опорный конспект.
3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут. Задание (идентично для каждой группы): Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них? Ситуация: Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшими домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспе- вающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я про- водил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не на- шел. Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недо- вольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать. Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль посте- пенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось. По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект.
4.Учитель: Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про- должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые есть на партах у каждой группы. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка. Возможные варианты ответов учащихся: обсуждают, обращаются к интерактивной доске.
6.Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом. Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д. Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии?
IV. Рефлексия Учитель: Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спроси- ли себя: А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной? Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией по- ведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста.
VI. Подведение итогов урока Учитель: В завершении нашего урока еще раз обратимся к уже заполненному опорному конспекту и проанализируем его. Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «социальный конфликт», «субъект конфликта». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.
V. Постановка домашнего задания. В тетради аргументировано ответьте на следующие вопросы:
1.Конфликты делятся на споры и ссоры. Как вы думаете, чем они отличаются?
2.Решить возникшее противоречие можно только путём спора, а не ссоры. Почему?
3. Попробуйте определить, какую позицию в конфликте вы чаще всего занимаете?
Задача: придумать ситуацию, где необходима именно ваша стратегия поведения в конфликте.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам!