Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Submitted by Лариса Станиславовна Макшанская on Tue, 27/10/2015 - 15:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макшанская Лариса Станиславовна
Место работы, должность: 

МБУ ДО ЦДТТ, педагог дополнительного образования

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Проект разработан с целью обеспечения условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего долкольного возраста и направлен на выполнение задач создания условий для развития их познавательных функций и основ смысложизненных позиций.</p>

Проект: « ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Макшанская Л.С.,

педагог    дополнительного образования МБУ ДО ЦДТТ

I. Введение

1.1. Проблема «одаренности» и её актуальность

          В настоящее время постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.  Пристальное внимание к личностному развитию детей, диагностика природных задатков,  их интересов, общий психологический подход к организации системы образования выявил проблему одаренности, необходимость более глубокого изучения этого явления. В связи с этим приобретает особую актуальность  проблема своевременного выявления, изучения  одаренных и талантливых детей для проектирования пути дальнейшего  их развития. Однако этот процесс не должен быть стихийным. Важно соблюдать планомерность и систематичность данного процесса, обеспечить ему научный фундамент.

    В связи с тем, что методологической основой построения системы образования страны является идея развития личности детей,  в педагогической деятельности на первый план выходит принцип индивидуализации обучения, требующий организации совместной деятельности педагога и ребёнка, построенная на принципах педагогической поддержки того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке природой и уже приобретено им, хотя бы в небольшом, но собственном жизненном опыте.   Именно в этом процессе возможно выявление детей с  особыми способностями, но необходимо  более четко определиться  в самом  понятии одаренности и найти  более четкие критерии  проявления этого феномена.

        

   1. 2. Феномен одаренности  в современной действительности

 

      В  «Рабочей концепции одаренности», разработанной авторским коллективом  под руководством Д.Б.  Богоявленской, представление об одаренности в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности: она трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

          «Одаренность» - многозначный термин, определяющий очень сложное психическое образование. в котором неразрывно переплетены интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.

           При диагностике одаренности трудности обусловлены тем, что в каждом индивидуальном случае мы имеем дело

     - с исключительно своеобразным сочетанием перечисленных свойств психики;                                                                                                                                                                  

-   с нюансами возрастного проявления одаренности;

-   с разночтением критерий, используемых для оценки вида одарённости.

           В педагогической практике встречаются дети, одарённость которых обусловлена гармоничным развитием всех перечисленных выше сфер психики и дети, одарённость которых отличается неравномерностью в развитии указанных психических процессов. Часто, ребёнок с высокоразвитым интеллектом может быть эмоционально неустойчивым, с недоразвитой психомоторной сферой и т.п. Из-за этого такие дети нередко попадают в группу «трудных». Этот пример говорит о том, что современный педагог должен внимательно относиться к проблемам диагностики способностей детей и учитывать, что

  • зачастую одарённость просто не удаётся разглядеть;
  • дремлющие способности могут быть разбужены в удачном индивидуальным подходе, при более благоприятных обстоятельствах;
  • одарённость может проявиться на более поздних этапах, что может быть генетически обусловлено;
  • развитие способностей до ранга одарённости во многом зависит от формируемых с годами черт характера и всего склада личности.

     Важно отметить также, что, хотя одарённость теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять, так как развитие одарённости связано не только с развитием способностей, но и с развитием психики человека.

     Отсюда вывод: одарённость представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и  по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.

 

II. Проект “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ”

 

2.1. Актуальность проекта

    Актуальность проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” связана с тем, что  в  муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» при работе с детьми, проявляющими высокий уровень способностей и  опережающий темп психологического развития, постоянно возникают педагогические и психологические проблемы, обусловленные:

-  разнообразием видов одаренности, их диагностики в практической педагогической деятельности;

- множеством противоречивых теоретических подходов и принципов  организации работы с одаренными детьми;

- необходимостью обеспечения для «одаренных» детей возможности выбора необходимого                   индивидуального образовательного маршрута;

-  необходимостью  соблюдения  принципа  непрерывности воспитательного   процесса.

          Разработка  проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” во многом связана  с поставленной в коллективе задачей создания целостного воспитательного процесса на принципах его непрерывности и личностного подхода, начиная с дошкольного возраста.

 

2.2.. Цели и задачи проекта

         В связи с тем, что  дошкольное воспитание ставит своей целью подготовку детей  к школе, наибольший интерес вызывают проблемы психолого-педагогической поддержки  интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.     

Цель:  обеспечение  условий для психолого-педагогической поддержки   интеллектуальной одаренности  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

создание условий:

-   для развития познавательных функций одаренных детей старшего дошкольного возраста.

    -  для формирования умений  одаренных детей старшего дошкольного       возраста..

   -  для формирования  основ  смысложизненных  позиций личности   одаренных детей старшего дошкольного возраста: общекультурных, социальных, поведенческих, коммуникативных, деятельностных.

2.3. Выявление  интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

    Для выявления  одаренности детей старшего дошкольного возраста используются методы педагогического наблюдения и следующие диагностические методики:

- методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова,

- методики «Найди и вычеркни» , «Какие предметы спрятаны в рисунке»,

 «Назови слова» , «Нелепицы», «Придумай игру», «Расскажи по картинке» О.В. Козловского

- «Тест третьей степени сложности для одаренного ребенка» Г.А. Шалаевой и другие.

    Интеллектуально одаренный ребенок старшего дошкольного возраста - это ребенок 6-7 лет, превосходящий  в совокупности основные нормы и уровень развития  таких  его познавательных функций как:  

  - продуктивность и устойчивость внимания:

  • длительная концентрация на одном объекте;
  •  умение удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений,
  •  умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- осмысленность и скорость восприятия:

  • осмысленность и обобщенность,
  • предметность и целостность,
  • быстрота и правильность,
  •  избирательность и константность;
  •  
  • большой объем хранения информации, высокая эффективность действия операционных механизмов памяти;
  • способы структурирования информации: синтез, классификация, систематизация),
  • быстрое запоминание и медленное забывание, преобладание словесно-образной памяти

- оригинальность и  логичность мышления:

  • гибкость, выражающаяся в свободе формирования мысли,
  •  продуктивность, оригинальность, быстрота,
  •  конвергентность (логика, последовательность, однонаправленность) мышления;

-контрастность и креативность  воображения:

  • высокий уровень развития фантазии,
  •  оригинальность, новизна, продуманность воображаемой ситуации, предмета, объекта;

- осмысленность и конструктивность речевого самовыражения:

  • большое количество используемых в речи слов,
  • умение строить сложные синтаксические конструкции,
  • придумывание новых слов для обозначения создаваемых ребёнком  понятий или воображаемых событий;
  • умение хорошо излагать свои мысли,

- выраженность и разносторонность любознательности:

  • умение задавать вопросы,
  • умение включаться в процессы наблюдения интересующих явлений, процессов,
  • умение отмечать наблюдаемые факты,
  • умение  фиксировать наблюдаемые факты;
  •  умение делать первые умозаключения;

 - умение часто и на длительное время погружаться в то или иное занятие.

       При диагностике часто выявляются дети, одарённость которых отличается неравномерностью в развитии  психических процессов.  Важность организации психолого-педагогической поддержки детской одаренности связана  именно с тем, чтобы выявленное отставание в развитии  того или иного новообразования в психике  ребенка, учитывалось при проектировании индивидуальных маршрутов развития.

 Этот пример говорит о том, что современный педагог должен внимательно относиться к проблемам диагностики  не только способностей детей, но и своевременности развития возрастных новообразований в  их психики

 

2.4.  Обеспечение  оптимальных условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

   Процессы оптимизации условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста связаны с формированием воспитательного пространства совместного следования  педагога и детей  по индивидуальным образовательным траекториям.  В воспитательном пространстве обеспечиваются   «ситуации выбора», «ситуации продвижения», «ситуации достижений», «ситуации успеха» как необходимые условия  качественного  изменения  психики  детей, их интеллектуальных  задатков, склонностей, предпосылок и способностей.

    Воспитательное пространство складывается:

- из эмоционально-ценностной среды, включающей в себя комплекс игр, праздничных утренников, творческих заданий, познавательных упражнений, направленных  не только на познание ребенком окружающего мира, но и на осознание им своего внутреннего мира, осознание себя частью коллектива, осознание  отношений в нём складывающихся, о правилах поведения и общения;

- из предметно-познавательной среды, включающей в себя предметную деятельность ( образовательные  программы для дошкольников: лепка, рисование, оригами, музыка, экология,  ин. языки и др ), направленную на усвоение первоначальных знаний об окружающем мире,  ориентацию ребенка  в этом мире знаний,  творчества как условия  развития познавательной сферы психики ребенка.

Основные подходы к разработке содержания индивидуальных программ развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста:

- ускорение - оперативность движения по индивидуальной образовательной траектории, с повышенной скоростью усвоения информации и знаний, формирования умений и способов реализации интеллектуальной деятельности;

- углубление - погружение в пространство интересующей интеллектуально одаренных детей конкретной информации  и тем, направлений и области знаний, способов реализации интеллектуальной деятельности;

- обогащение - это совокупность информационного содержания, пространственно-предметной среды  и коммуникативного взаимодействия в процессе познания интеллектуально одаренными детьми тем, направлений, областей знания и способов реализации интеллектуальной деятельности;

- проблематизация - это создание сложных ситуаций, вопросов и заданий интеллектуально одаренным детям в процессе изучения и накопления информации, тем, направлений и областей знаний, требующих исследований, ответов, решений.

 

III.  Заключение

   Таким образом,  психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста  - это профессионально-педагогическая деятельность, направленная на выявление и сопровождение индивидуальной образовательной траектории  их развития.

Реализация проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” в  муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» с  использование  описанного выше   подхода в профессионально-педагогической деятельности обеспечивает развитие у дошкольников способности  видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, мыслить рефлексивно, доказывать и защищать свои идеи в коллективе  сверстников, положительно влияя на  отношения в нём складывающиеся, осознавая  значимость  соблюдения  правил общения.

 

 

 

 

Литература

 

1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

2. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн