Психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
Submitted by Лариса Станиславовна Макшанская on Tue, 27/10/2015 - 15:21
Проект: « ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Макшанская Л.С.,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТТ
I. Введение
1.1. Проблема «одаренности» и её актуальность
В настоящее время постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Пристальное внимание к личностному развитию детей, диагностика природных задатков, их интересов, общий психологический подход к организации системы образования выявил проблему одаренности, необходимость более глубокого изучения этого явления. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема своевременного выявления, изучения одаренных и талантливых детей для проектирования пути дальнейшего их развития. Однако этот процесс не должен быть стихийным. Важно соблюдать планомерность и систематичность данного процесса, обеспечить ему научный фундамент.
В связи с тем, что методологической основой построения системы образования страны является идея развития личности детей, в педагогической деятельности на первый план выходит принцип индивидуализации обучения, требующий организации совместной деятельности педагога и ребёнка, построенная на принципах педагогической поддержки того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке природой и уже приобретено им, хотя бы в небольшом, но собственном жизненном опыте. Именно в этом процессе возможно выявление детей с особыми способностями, но необходимо более четко определиться в самом понятии одаренности и найти более четкие критерии проявления этого феномена.
1.2.Феномен одаренности в современной действительности
В «Рабочей концепции одаренности», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской, представление об одаренности в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности: она трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
«Одаренность» - многозначный термин, определяющий очень сложное психическое образование. в котором неразрывно переплетены интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.
При диагностике одаренности трудности обусловлены тем, что в каждом индивидуальном случае мы имеем дело
- с исключительно своеобразным сочетанием перечисленных свойств психики;
- с нюансами возрастного проявления одаренности;
- с разночтением критерий, используемых для оценки вида одарённости.
В педагогической практике встречаются дети, одарённость которых обусловлена гармоничным развитием всех перечисленных выше сфер психики и дети, одарённость которых отличается неравномерностью в развитии указанных психических процессов. Часто, ребёнок с высокоразвитым интеллектом может быть эмоционально неустойчивым, с недоразвитой психомоторной сферой и т.п. Из-за этого такие дети нередко попадают в группу «трудных». Этот пример говорит о том, что современный педагог должен внимательно относиться к проблемам диагностики способностей детей и учитывать, что
зачастую одарённость просто не удаётся разглядеть;
дремлющие способности могут быть разбужены в удачном индивидуальным подходе, при более благоприятных обстоятельствах;
одарённость может проявиться на более поздних этапах, что может быть генетически обусловлено;
развитие способностей до ранга одарённости во многом зависит от формируемых с годами черт характера и всего склада личности.
Важно отметить также, что, хотя одарённость теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять, так как развитие одарённости связано не только с развитием способностей, но и с развитием психики человека.
Отсюда вывод: одарённость представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.
II. Проект “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ”
2.1. Актуальность проекта
Актуальность проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” связана с тем, что в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» при работе с детьми, проявляющими высокий уровень способностей и опережающий темп психологического развития, постоянно возникают педагогические и психологические проблемы, обусловленные:
- разнообразием видов одаренности, их диагностики в практической педагогической деятельности;
- множеством противоречивых теоретических подходов и принципов организации работы с одаренными детьми;
- необходимостью обеспечения для «одаренных» детей возможности выбора необходимого индивидуального образовательного маршрута;
Разработка проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” во многом связана с поставленной в коллективе задачей создания целостного воспитательного процесса на принципах его непрерывности и личностного подхода, начиная с дошкольного возраста.
2.2.. Цели и задачи проекта
В связи с тем, что дошкольное воспитание ставит своей целью подготовку детей к школе, наибольший интерес вызывают проблемы психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обеспечение условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
создание условий:
- для развития познавательных функций одаренных детей старшего дошкольного возраста.
- для формирования умений одаренных детей старшего дошкольного возраста..
- для формирования основ смысложизненных позиций личности одаренных детей старшего дошкольного возраста: общекультурных, социальных, поведенческих, коммуникативных, деятельностных.
2.3. Выявление интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
Для выявления одаренности детей старшего дошкольного возраста используются методы педагогического наблюдения и следующие диагностические методики:
- методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова,
- методики «Найди и вычеркни» , «Какие предметы спрятаны в рисунке»,
- «Тест третьей степени сложности для одаренного ребенка» Г.А. Шалаевой и другие.
Интеллектуально одаренный ребенок старшего дошкольного возраста - это ребенок 6-7 лет, превосходящий в совокупности основные нормы и уровень развития таких его познавательных функций как:
- продуктивность и устойчивость внимания:
длительная концентрация на одном объекте;
умение удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений,
умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- осмысленность и скорость восприятия:
осмысленность и обобщенность,
предметность и целостность,
быстрота и правильность,
избирательность и константность;
большой объем хранения информации, высокая эффективность действия операционных механизмов памяти;
придумывание новых слов для обозначения создаваемых ребёнком понятий или воображаемых событий;
умение хорошо излагать свои мысли,
- выраженность и разносторонность любознательности:
умение задавать вопросы,
умение включаться в процессы наблюдения интересующих явлений, процессов,
умение отмечать наблюдаемые факты,
умение фиксировать наблюдаемые факты;
умение делать первые умозаключения;
- умение часто и на длительное время погружаться в то или иное занятие.
При диагностике часто выявляются дети, одарённость которых отличается неравномерностью в развитии психических процессов. Важность организации психолого-педагогической поддержки детской одаренности связана именно с тем, чтобы выявленное отставание в развитии того или иного новообразования в психике ребенка, учитывалось при проектировании индивидуальных маршрутов развития.
Этот пример говорит о том, что современный педагог должен внимательно относиться к проблемам диагностики не только способностей детей, но и своевременности развития возрастных новообразований в их психики
2.4. Обеспечение оптимальных условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
Процессы оптимизации условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста связаны с формированием воспитательного пространства совместного следования педагога и детей по индивидуальным образовательным траекториям. В воспитательном пространстве обеспечиваются «ситуации выбора», «ситуации продвижения», «ситуации достижений», «ситуации успеха» как необходимые условия качественного изменения психики детей, их интеллектуальных задатков, склонностей, предпосылок и способностей.
Воспитательное пространство складывается:
- из эмоционально-ценностной среды, включающей в себя комплекс игр, праздничных утренников, творческих заданий, познавательных упражнений, направленных не только на познание ребенком окружающего мира, но и на осознание им своего внутреннего мира, осознание себя частью коллектива, осознание отношений в нём складывающихся, о правилах поведения и общения;
- из предметно-познавательной среды, включающей в себя предметную деятельность ( образовательные программы для дошкольников: лепка, рисование, оригами, музыка, экология, ин. языки и др ), направленную на усвоение первоначальных знаний об окружающем мире, ориентацию ребенка в этом мире знаний, творчества как условия развития познавательной сферы психики ребенка.
Основные подходы к разработке содержания индивидуальных программ развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста:
- ускорение - оперативность движения по индивидуальной образовательной траектории, с повышенной скоростью усвоения информации и знаний, формирования умений и способов реализации интеллектуальной деятельности;
- углубление- погружение в пространство интересующей интеллектуально одаренных детей конкретной информации и тем, направлений и области знаний, способов реализации интеллектуальной деятельности;
- обогащение- это совокупность информационного содержания, пространственно-предметной среды и коммуникативного взаимодействия в процессе познания интеллектуально одаренными детьми тем, направлений, областей знания и способов реализации интеллектуальной деятельности;
- проблематизация- это создание сложных ситуаций, вопросов и заданий интеллектуально одаренным детям в процессе изучения и накопления информации, тем, направлений и областей знаний, требующих исследований, ответов, решений.
III. Заключение
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста - это профессионально-педагогическая деятельность, направленная на выявление и сопровождение индивидуальной образовательной траектории их развития.
Реализация проекта “Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста ” в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» с использование описанного выше подхода в профессионально-педагогической деятельности обеспечивает развитие у дошкольников способности видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, мыслить рефлексивно, доказывать и защищать свои идеи в коллективе сверстников, положительно влияя на отношения в нём складывающиеся, осознавая значимость соблюдения правил общения.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.