Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как сложили песню

Фото пользователя Андрей Геннадьевич Утемов
Размещено: Андрей Геннадьевич Утемов - вт, 27/10/2015 - 03:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчарова Нина Петровна
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
  1. сформировать  представление о песне;
  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;
  3. познакомить с жанрами народной музыки;
  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
2
Краткое описание: 
<p>План урока:</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; 1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; 2. Актуализация знаний.</p> <p>3. Ознакомление с новым материалом;</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; 4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; 5.Разучивание и исполнение русской народной песни &laquo;Я сажала ленок&raquo;;</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; 6.Подведение итогов урока. Задание на дом.</p> <p>Музыкальный материал:</p> <p>&laquo; Ты, река ль, моя реченька&raquo; - русская народная песня;</p> <p>&laquo; Колыбельная&raquo; - обработка А.Лядова;</p> <p>&laquo;Солдатушки, бравы ребятушки&raquo;- русская народная песня</p> <p>&nbsp;&laquo;Милый мой хоровод&raquo;; &nbsp;&laquo;А мы просо сеяли&raquo; - русские народные песни, обраб.М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова.</p> <p>&laquo; Я сажала ленок&raquo; - русская народная песня</p> <p>Оборудование:&nbsp;магнитофон, кассеты, СD &mdash; записи.</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</p>

 Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

Со звонком дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия».

Учитель сообщает тему урока, цели и план работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?

Дети: Они называются вокализы.

Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

Дети: Голосом.

Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

Дети: В песне.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

Дети: Из музыки, стихов.

Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Дети:  Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

3. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.

Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.

4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.

(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)

  1. « Колыбельная» - обработка А.Лядова
  2. «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня
  3. «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня
  4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
  5. «А мы просо сеяли» - русская народная песня
  6. «Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие  жанры народных песен мы с вами узнали?

Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные

Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?

Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.

Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?

Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.

Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?

Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и  девушки.

Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?

Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские  песни сочиняются на стихи поэтов.

Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?

Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»

А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.

5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок».

Учитель: А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок»

В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.

Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.

1-й куплет   Я сажала, сажала ленок,

                     Я сажала, сажала ленок,

                     Я сажала, приговаривала,

                    Чеботами приколачивала:

                    «Ты удайся, ты удайся, ленок,

                     Ты удайся, мой беленький ленок».

На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена.

2-й куплет   Я полола, полола ленок- 2 раза

                     Я полола, приговаривала

                     Чеботами приколачивала:

                     «Ты удайся, ты удайся, ленок,

                     Ты удайся, мой беленький ленок»  ( наклоняются до земли,  изображая, как -будто полят)

3-й куплет   Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)

4-й куплет   Уж я била, я била ленок    ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)

5-й куплет   Уж я мяла, я мяла ленок    (стоя, делают жесты, как-будто стирают белье)

6-й куплет   Я сушила, сушила ленок   ( имитируют встряхивание   белья)

7-й куплет    Я трепала, трепала ленок  ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)

8-й куплет    Я чесала, чесала ленок      (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)

9-й куплет    Уж я пряла, я пряла ленок  (пальцы рук трутся друг о друга,                                                                      словно суча нить)

10-й куплет   Уж я ткала, я ткала ленок   (обе руки вместе поднимаются вверх,                                                                      затем резко опускаются вниз)

Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!

6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»

Учащиеся под музыку выходят из класса.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн