Submitted by Наталья Николаевна Алмазова on вс, 25/10/2015 - 19:45
Ход мероприятия
Ученик 1. Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о родной природе, вспомнить о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Ведь человек – это часть природы. И от нас зависит, будет ли наш край цветущим садом.
Показ слайдов: 1, 2, 3. (Приложение)
Нас окружает большой и прекрасный мир: деревья, травы, цветы, солнце, воздух…- все это природа.
Ученик 2. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ведущий. Сегодня мы отправляемся путешествовать по страницам экологической Азбуки. Первая книга, по которой человек учится читать, - «Азбука».
Странички экологической Азбуки познакомят нас с экологическими тревогами на земле и в нашей области, научат относиться к природе чутко и бережно. Недаром говорят: «Кто природу губит, тот свой край не любит».
(Вбегают Баба Яга и Кикимора болотная)
Баба Яга. Кто же природу не любит? Все любят! Я вот весь день рву букеты, украшаю свое жилище ветками, топчу тропы – эти, экологические.
Ведущий. Ребята, правильно делает Баба Яга? А что это за тропы такие? Как правильно называется наука и что она означает?
Показ слайдов: 4, 5, 6, 7, 8 (Приложение).
Экология – это наука о среде обитания, и её влияние на организмы. Она изучает взаимоотношения животных с окружающей средой, все разнообразие приспособлений животных к факторам среды, которые обеспечивают им выживание, размножение и расселение.
Экологические тропы – созданы в заповедниках, их протяженность может достигать несколько километров, они включают точки, имеющие историческое и природное значение. Тропы оборудованы специальными местами отдыха.
Баба Яга. Понравилось нам это слово – «экология». Хотите, мы вам частушки «экологические» споем?
Частушки.
Очень я сюда спешила-
Быстрый транспорт мой такой:
Начадила, надымила
«Реактивною» метлой.
Захотелось мне однажды
Водяному навредить
И задумала я в речку
Три ведра бензина влить.
Затопила, братцы, печку,
Ветер дым вокруг понес.
У нее труба большая
И дымит, как паровоз.
4. Взяли мы с сестрой топор,
Набросали дров в костер.
Дыму было на весь лес,
А уж пламя – до небес!
5. Мы с Кикиморой болотной
Пошумели тут в лесу.
Все зверье мы распугали:
Зайца, волка и лису.
Ведущий. Пора вас из леса выселять. Вы неисправимы!
Кикимора. Мы исправимся! Пусть только ребята нас научат правилам поведения в лесу.
«Зеленая страничка».
Показ слайда 9 (Приложение)
Правила поведения в лесу.
Нельзя шуметь, так можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
Нельзя рвать много цветов, зная, что никогда не поставишь их в вазу.
Нельзя ломать маленькие деревца, кустарники, ветки.
Нельзя ловить бабочек, жуков и других обитателей леса.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Песня «Зеленый мир».
Игра «Если я приду в лесок».
Ведущий. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
3. Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
4. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
5. Если разведу костер,
А тушить не буду?
6. Если сильно насорю
И убрать забуду?
7. Если мусор уберу,
Банку закопаю?
8. Я люблю свою природу
Я ей помогаю!
Ученик 1. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ученик 2. Лес – наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей Родины.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
Ученик 3. Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это кузница здоровья.
Ученик 4. Не зря есть пословица:
« Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят».
Сценка «Крапивница и муха».
Ведущий. Пришла весна. Пригрело солнышко. Появились первые насекомые.
Крапивница. Пусти, Муха, пусти, негодная! Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!
Муха. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?
Крапивница. Бабочка я, Крапивница. Не тебе муха, чета.
Муха. Ну и лети себе в крапиву.
Крапивница. Откуда крапива, когда еще снег кругом?
Муха. А мне какое дело! Это мой дом , моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке, под окошком.
Крапивница. И я спала в щелочке под окошком. Ты, с какой стороны?
Муха. С левой.
Крапивница. А я справой, я тоже здешняя!
Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся. Чай, соседи.
Ведущий. Где же они зимовали?
Ведущий. А сейчас блиц – вопросы, посмотрим, как хорошо вы знаете лесных жителей.
Блиц – вопросы.
У какого животного, каждый день растут зубы? (Заяц).
У какой птицы, самый длинный язык? (Дятел).
Какого зверя, называют санитаром леса? (Волк).
Какая птица, подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
Кто, собирает яблоки спиной? (Ежик).
Что, теряет лось каждую зиму? (Рога).
Какая птица, слаба на слух? (Глухарь).
Назовите, любимую еду аистов? (Лягушки).
Кто, бежит задними ногами вперед? (заяц).
Животное лесов, похожее на кошку. (Рысь).
Он в малине знает толк – косолапый бурый… (Медведь)
Ведущий. А теперь мы отправляемся на «Голубую страничку». Лес и вода – родные брат и сестра. Вот мы и побываем на берегу реки Великой.
Показ слайда 10 (Приложение).
(Звучит сигнал SOS. Появляется Золотая рыбка.)
Золотая рыбка. Я Золотая рыбка, давно живу в реке Великой. Но теперь моя жизнь стала невыносимой. Люди загрязнили реку вредными сбросами. Воду нельзя стало пить. Мои подруги скоро погибнут. Я слышала, что в экологическом центре есть аквариум. Там рабам хорошо живется. Не хочу быть больше Золотой рыбкой, хочу быть аквариумной!.
Ученик 1. Никогда я не слышала такого,
Чтоб аквариум простой
Домом рыбки вдруг стал золотой!
Ученик 2. Жаль нам стало ее, золотую,
Ведь не вынесет муку такую:
Не вода стала в речке, а грязь
Не видал я такой отродясь.
Песня «На реке» на мотив «Течет река Волга».
Издалека долго, течет река отходов,
Конца и края нет.
Среди хлебов спелых,
Среди снегов серых,
Течет река отходов,
А нам всем дела нет!
Но почему мы стали равнодушны
И почему не бьем в колокола?
Природа – мать кричит нам:
«Помогите!
Не губите, не шумите, не сорите,
А любите, берегите, защитите!»
Показ слайдов: 11, 12, 13, 14, 15 (Приложение).
Ведущий. Что же должны делать люди, чтобы вода в реке стала чистой?
Показ слайда 16 (Приложение).
Ведущий. Следующая страничка нашей азбуки «Зеленая аптека». Мы все любим походы в лес, поле, на речку. В походе иногда случаются маленькие неприятности: кто – то ногу натер, кто – то поранил палец, а кто – то простудился. Что делать? Здесь помогут нам советы Доктора Нехворайкина.
Доктор Нехворайкин. В лесу, поле и даже на пыльной дороге растут лекарства. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Я расскажу о тех, которые могут помочь вдалеке от дома.
- При боли в желудке нужно принять настой тысячелистника.
3. Каждый лист разбит на дольки.
Посчитай- А, долек сколько?
8, 10, 20, 30
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Ведущий. А сейчас ответьте на вопросы о растениях.
Блиц – вопросы.
Какие растения, названы именами людей? (Иван – да – Марья, анютины глазки, роза, Иван – чай, маргаритка).
Какая ягода, заменяет лимон? (Клюква).
Ягода, похожая на малину, но чёрного цвета? (Ежевика).
Название, какого растения, говорит о том, где оно растет? (Подорожник).
Какой цветок, весну начинает? (Мать – и - мачиха).
Какую траву, любят кошки? (Валериану).
Какого цвета незабудки? (Голубого).
Показ слайда 20 (Приложение).
Ведущий. Последняя страничка нашей азбуки – «Красная книга».
Тушить пожар мчится красная машина. Красный сигнал светофора предупреждает об опасности. Книгу тревоги за судьбу редких и исчезающих растений и животных назвали красной книгой. В нашей Тамбовской области тоже есть растения и животные, которые занесены в красную книгу. Это сурок степной, стрепет, лебедь – шипун, гадюка степная, богомол обыкновенный, орел степной, куница каменная, змееяд, волк.
С научной, просветительской и прежде всего природоохранной целью группа ученых Тамбовского Государственного университета имени Г. Р. Державина и мичуринского педагогического института создали в 2000 году Красную книгу животных Тамбовской области. В эту книгу включены 334 вида животных: 3 вида паукообразных, 187 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида амфибий, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих.
Ведущий. Жизнь наша неотделима от природы. Природа является колыбелью человечества. Она щедра и бескорыстна, кормит, одевает нас. И требует от нас бережного отношения к себе.
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного-
Чтоб люди были к ней добры.
Методические рекомендации.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления формируются у обучающихся на внеклассном мероприятии «Экологичекая Азбука».
Цель данного мероприятия: формирование у обучающихся понимания единства человека и природы.
Задачи:
расширить кругозор и знания о природе своего родного края;
развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы;
формировать у обучающихся экологическую культуру;
воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
Здесь, на доступном обучающимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений обучающиеся изучают окружающий мир.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Данное мероприятие способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.