Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный шахматист»
Submitted by Валерий Константинович Якубенко on Wed, 21/10/2015 - 18:52
Содержание
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно - тематический план
Методическое обеспечение
Список использованной литературы
Приложение
Пояснительная записка
Программа имеет физкультурно - спортивную направленность, осуществляет начальную подготовку по игре в шахматы.
«Шахматы»- это один из современных инновационных предметов, успешно решающих некоторые проблемы социализации личности.
Мало кто сомневается в том, что шахматы полезны для ума, но они так же воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, как способность самостоятельно мыслить, внимание, дисциплинированность, коммуникативность, формируют качества активной личности, способной к созиданию.
Шахматы - интересная игра, в которой невидимый мир мысли и мечты проявляется в движении шахматных фигур. Игра же является неотъемлемой формой деятельности детей. Игра необходима детям, как средство удовлетворения органической потребности в самовыражении и моделировании социальных отношений.
Новизна состоит в том, что в п. Вырица есть категория детей увлекающихся игрой в шахматы, но не существует объединения, позволявшее им реализовать свой интерес в данной области. Программа «Шахматы» и предназначена для привлечения и объединения этих детей, развитию их внешней и внутренней мотивации.
Актуальность программы. Требования государства, общества и семьи к результатам образования основаны на представлении об образовании как институте социализации личности, обеспечивающим:
- формирование нового поколения, приобщённого к традиционным морально - нравственным ценностям, к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
- овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности. Школьники должны получить не просто знания, а «знания в действии» - то есть уметь учиться, переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно
Программа решает некоторые проблемы школьного образования. Одним из основных недостатков школьного образования является то, что оно не даёт умения применять полученные знания на практике. Как правило, знания преподносятся в готовом виде и ученик не знает где и как применять эти знания. А игра в шахматы это и есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию. Близость, полнота соприкосновения с действительностью могут быть выделены в качестве отдельной существенной особенности психологии школьника - шахматиста. Он имеет дело с предметным миром и отношениями, опирающимися на реальные условия в жизни.
Все школьники, начинающие шахматисты, радуются полной свободе, которую они получают в игре: как хочу, так и хожу.
Но очень скоро ребёнок понимает, что сам несёт ответственность за результат своих решений и проникается уважением к теории, к правилам, ограничивающим эту свободу, потому, что на опыте собственных своих поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы достичь поставленных целей. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат все наши учителя в школе.
Знания, истинность которых постоянно проверяют на деле, не становятся догмами и ненужным балластом. Разнообразные правила ограничивают нашу свободу и, чтобы разумно подчиняться правилам, мы нуждаемся в практических доказательствах того, что эти ограничения действительно необходимы.
Занимаясь шахматами, ребята соотносят мыслительные процессы с практическими действиями, ищут в теории ответы и творчески применяют полученные на уроке знания, не ожидая от теории всегда готовых решений.
В выполнении практической работы даются упражнения по способностям.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что реализация программы способствует успешному овладению учебных предметов школьного курса, формирует общеучебные умения и способность к интеллектуальной деятельности, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельность мышления. Программа составлена во исполнение приказа Министерства образования РФ № 2211 от 18 мая 2004 г «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» с использованием планирования, составленного И.Г. Сухиным, старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики Российской академии образования, руководителем проекта «Шахматы детям» Министерства образования РФ. /Практика административной работы в школе №7 2004 г.
Программа способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов обучаемых, самостоятельности в принятии решений, формированию толерантности в условиях нашего многокультурного общества, так как стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, где дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, то в результате у них формируются такие ценные волевые качества, как целеустремлённость, настойчивость, выдержка.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей обучаемых средствами обучения игры в шахматы
Задачи:
Первый год обучения
Второй год
обучения
Обучающие:
научить игре в шахматы.
обучить тактике игры.
Развивающие:
развивать логическое мышления;
развивать внимание и память;
Воспитательные:
воспитывать дисциплину
формировать коммуникативность
Отличительная особенность данной программы в том, что в ней актуализируется личностно-ориентированный подход к обучаемому и применяется групповая технология обучения.
Программа помогает решать некоторые проблемы школьного образования. Одним из основных недостатков школьного образования является то, что оно не даёт умения применять полученные знания на практике. Как правило, знания преподносятся в готовом виде и ученик не знает где и как применять эти знания.
А игра в шахматы это и есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию. Близость, полнота соприкосновения с действительностью могут быть выделены в качестве отдельной существенной особенности психологии школьника – шахматиста. Он имеет дело с предметным миром и отношениями, опирающимися на реальные условия в жизни.
Все школьники, начинающие шахматисты, радуются полной свободе, которую они получают в игре: как хочу, так и хожу.
Также программа содержит разработанную педагогическую диагностику, позволяющая управлять образовательным процессом.
Возможен прием новых обучающихся на основании собеседования, хороших результатов по турнирам, конкурсам
Возраст детей, участвующих в реализации программы составляет: 8-9 лет.
Срок реализации программы: 2 года, 72 часа
Первый год обучения – 36 часов
Второй год обучения – 36 часов
Формы и режим занятий:
Формы проведения занятий - теоретическое, практическое, комбинированное, турнир.
Форма организации образовательного процесса - коллективная, групповая,
Режим — занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Кконцу года обучающиесядолжны знать:
шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, «стоять под боем», «взятие на
проходе», длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры,
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность и сравнительную силу шахматных фигур.
К концугода обучающиеся должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения
правил
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать,
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьёй, королём и ферзём, королём и
ладьёй;