Описание методик, использованных в работе
В работе исследовалось:
- сфера общения ребенка со взрослыми;
- сфера самосознания личности.
Для изучения сферы общения ребенка и взрослых использовались методики:
1. Анкета для родителей, воспитателей, психолога.
Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям. Анкеты анализируются психологом и, поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения составляется эмоциональный портрет ребенка.
2. Изучение взаимодействия родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу. Наблюдение проводилось по четырем характеристикам:
1. настроение ребенка/родителя
2. процедура раздевания
3. реплики по ходу
4. прощание
В качестве экспертов выступали воспитатели, помощник воспитателя группы и психолог. Все наблюдения были сопоставлены и определены чаще всего проявляемые настроения, реплики, самостоятельность ребенка при раздевании и способы прощания
3. Изучение взаимодействия родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей с группой. Наблюдение проводилось по четырем характеристикам:
1. реакция ребенка на приход родителя
2. настроение родителей
3. содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя:
а) разговоры
б) активность ребенка
в) активность родителя
4. процедура сбора домой
В качестве экспертов выступали воспитатели, помощник воспитателя группы и психолог. Все наблюдения, были сопоставлены и определены чаще всего проявляемые настроения ребенка и родителя, предметы разговора, степень активности ребенка, родителя, процедура сбора
Для изучения сферы самосознания личности ребенка использовались следующие методики:
1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (проводилась в начале и конце учебного года - октябрь и апрель месяцы)
Цель: выявить эмоциональную ориентацию ребенка на мир вещей или на мир людей.
Инструкция: психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Фигуры: круг, овал, равнобедренный треугольник, квадрат, перевернутая трапеция, неправильная звезда, расположены на листе формата А4.
Обработка результатов.
0 баллов – дорисовка отсутствует; изображен предмет или животное;
1 балл – изображено человеческое лицо;
2 балла – изображен человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).
Уровень развития эмоционального интеллекта.
низкий: 0 баллов;
средний: 1-2 балла;
высокий: 3-12 баллов.
2. Проективная методика «Три желания» (проводилась в начале и конце учебного года октябрь и апрель месяцы)
Цель: выявить эмоциональную ориентацию ребенка на себя или на других людей.
Инструкция: психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте».
Обработка результатов:
0 баллов – рисунок отсутствует;
1 балл – рисунок связан с желанием для себя;
2 балла – рисунок связан с желанием для других людей.
Уровень развития эмоционального интеллекта:
низкий: 0-3 балла;
средний: 4 балла;
высокий: 5-6 баллов.
По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для дошкольников этого возраста характерны сходные желания: учиться в школе на одни «пятерки», переехать на новую квартиру, почти все девочки хотели что-то для себя лично.
|