Формирование навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников посредством игры
Submitted by Елена Николаевна Пермякова on пн, 19/10/2015 - 22:49
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам
(гласный-согласный, твёрдый - мягкий).
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Этапы формирования навыков звукового анализа:
Первый этап
Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки)
Второй этап
Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием картинки, затем без предъявления неё)
Третий этап
Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова)
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Вот некоторые игры, которые можно проводить с детьми:
«Хлопни, если услышишь в слове звук «А»
Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый: - Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук «А», хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук «А» голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука «А».
2. «Три слова»
Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый: - Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок: - Звук «У».
Взрослый: - Где ты услышал звук «У» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок: - В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
3. «Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель: учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый: - Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М, А, К. Какое слово ты услышал?
Ребенок: - Слово «мак».
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы : ЭМ – вместо [м]. Ребенок воспринимает на слух два звука – «Э» и «М», что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: «Д», «М», «О». Ребенок путем проб и ошибок составляет слово «дом».
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.
4. «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый: - Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок: - Не знаю.
Взрослый: - Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-й вариант: - Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: «ш», «а», «р».
Слово: «шар».
2-й вариант: - Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: «р», «а», «к».
Слово: «рак».
3-й вариант: - Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: «с», «о», «к».
Слово: «сок».
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука, и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово, ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.
5. «Цепочка слов»
Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком, учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-й вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый: - Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. Например: «РАК».
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
6. "Волшебники"
Цель: учить детей заменять один звук в слове другим, вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый: - Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
Взрослый Ребенок
Ток Сок (т-с)
Дом Сом (д-с)
Лук Сук (л-с)
Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.
7. «Цепочка слов»
Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком; учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-й вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый: - Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. Например: «РАК».
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Это лишь некоторые игры, которые можно использовать для развития и закрепления навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников. Надеюсь, что данные рекомендации помогут вам, и сделают процесс усвоения такого непростого материала интересным и разнообразным.