Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Способы снятия стрессового напряжения

Фото пользователя Людмила Юрьевна Николаева
Размещено: Людмила Юрьевна Николаева - пн, 19/10/2015 - 17:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Николаева Людмила Юрьевна
Место работы, должность: 

социальный педагог, МБОУ "СОШ №43" г. Чебоксары

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация» и «стресс», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них, знакомство с методами снятия стрессового напряжения.

Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

Бумага размера А4, простые карандаши, небольшие листочки, шляпа, компьютер или музыкальный проигрыватель, релаксационная музыка

Краткое описание: 
<p>Данное мероприятие прводится в форме тренинга. Оно напрвлено на снятие стрессого напряжения у детей.</p>

Ход мероприятия.

1. Приветствие.

Цель упражнения: приветствие участников друг друга, настроить на работу в группе.

Участникам предлагается встать и поприветствовать своих соседей по-европейски (пожимают руку), по-японски (кланяются), по-тибетски (показать язык), по-тайски (нужно сложить руки вместе и поклониться).

 

2. Принятие правил работы группы (5 минут). Это этап рождения тренинговой группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.

1. Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Поэтому давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки. Если участник тренинга хочет что-то сказать, то он поднимает руку.

 3. Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой и не подлежит разглашению. 

4. «Не давать оценок». Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Право ведущего. Ведущий может прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу, а также следит за соблюдением принятых группой правил.

 

3. Введение. Притча «Вставай!»

Ученик обратился к мудрецу:

– О мудрец, я так низко пал! Что мне делать?

– Вставай! – сказал мудрец.

Прошло несколько дней, и ученик мудреца вновь сказал:

– Учитель, я опять так низко пал!

И вновь услышал от мудреца одно-единственное слово: «Вставай!»

– И сколько раз вы мне будете говорить это слово?

– После каждого твоего падения, – ответил мудрец. – Падай и вставай, падай и вставай, покуда жив! Те, кто упал и не поднялся, мертвы!

Обсуждение:

– С каким настроением каждый раз приходил ученик к своему учителю?

– Какие чувства он испытывал?

– Помог ли ему мудрец? Чем?

4. Разминка.

Упражнение «Юлий Цезарь».

Цель: формирование навыков распределения внимания между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационного бума, когда информация поступает сразу из нескольких источников и требует незамедлительной реакции.   

Участники разбиваются группы по четыре человека. Ведущий сообщает участникам о том, что этот римский правитель был известен тем, что мог одновременно делать несколько дел. Однако не каждому человеку это под силу. Попробуйте и оцените собственное состояние в том момент, когда вам одновременно придется выполнять несколько дел сразу. 

Первый человек в группе – «Юлий Цезарь». Он сидит на троне. Напротив него стоит второй человек, который начинает совершать какие-либо движения, постоянно меняя их. «Юлий Цезарь», выполняя роль живого зеркала, повторяет за ним все увиденное.        

Два жреца садятся по обе стороны правителя и начинают задавать ему любые вопросы поочередно. «Юлий Цезарь» должен, не прекращая движений, отвечать на вопросы жрецов, по возможности логично и по смыслу. 

Упражнение выполняется 1-2 минуты, затем участники меняются ролями.

Ведущий для усложнения задания может подобрать 4 различных музыкальных мелодии, а затем спросить участников о том, какая музыка звучала.  

Обсуждение:

Какие затруднения возникли при выполнении данного упражнения?

– Легко ли вы справились с поставленными условиями?

– Что помогало успешно справиться с несколькими делами?

– Что вы испытывали к концу исполнения роли Юлия Цезаря?

– Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы испытывали подобное состояние? Приведите примеры.  

5. Работа по теме занятия. Информационный блок.

Ведущий предлагает участникам назвать состояние, которое они испытывают при подготовке к трудной контрольной, на экзамене, перед посещением зубного врача.

Делается вывод о том, что общим во всех этих ситуациях является стресс, вызывающий состояние напряжения, которое ощущается как дискомфорт и тревога.

Упражнение «Рисование стресса».

Оборудование: бумага размером А4,  простые карандаши для рисования. 

– Вспомните состояние, которое возникло у вас во время трудной жизненной ситуации. Попробуйте изобразить свое состояние на бумаге. Только делайте это быстро, у вас всего 10 минут (намеренно вызывается напряжение участников).

Работать мы будет простыми карандашами, причем «нерабочей» рукой (для правшей – левая рука, для левшей – правая) и с закрытыми глазами.

Одновременно ведущий может намеренно «мешать» группе работать, включив громкую музыку, разговаривая громко с одним из участников. 

Обсуждение:

– Какое состояние у вас возникло во время рисования?

– Какие эмоции вы испытывали во время рисования?

– Что вам мешало?

– Что помогало?

– Нравится ли вам ваш рисунок?

– Почему?

– Придумайте название для вашего рисунка.

Рисунки при общем обсуждении раскладываются на столе или на полу в круге перед участниками.

 

6. Стратегии ослабления стресса

– Знаете ли вы, как люди пытаются побороть тревогу и справиться с неприятными ощущениями?

Материал для учителя

Сильные эмоциональные реакции (например, гнев) обладают свойством ослаблять дискомфорт, вызванный стрессом. Но кроме них есть множество других способов снятия стресса – как здоровых, так и разрушительных. Среди здоровых способов снятия напряжения выделяют:

1) плач – это самый первый шаг при попытке преодолеть боль. Плач помогает разрядить напряжение и избавиться от психологического дискомфорта, расслабляет напряженные мышцы, позволяет прочувствовать потребности человека. В связи с этим актуально обсудить некоторые высказывания в отношении данного способа снятия напряжения: «Слезами горю не поможешь!», «Не плачь, мужчины не плачут!». Часто такие убеждения мешают снятию напряжения и приводят в дальнейшем к проблемам со здоровьем.

2) физическая активность. Ходьба пешком, танцы, теннис, плавание – любые физические упражнения также снимают напряжение.

3) интенсивная трудовая деятельность. Рутинная домашняя работа: мытье посуды, стирка белья, покраска стен и дверей, различные поделки – ослабляет стресс, направляя энергию на исполнение конкретного дела.

4) вербализация переживаний. Когда человек проговаривает вслух то, что его беспокоит, произнесенные слова сами по себе ведут к снятию напряжения. Могут успокаивать и даже действовать целительно громкие крики о своих страданиях, сидя в одиночестве в машине или квартире, на пустынном пляже, в лесу.

5) взаимодействие с другими с целью решения проблемы. Когда человек позволяет другому узнать о своих проблемах, чувствах и трудностях, его участие ослабляет стресс.    

6) юмор. Необходимо посмотреть на ситуацию с другой стороны, отметив для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ситуацией. Представьте для себя трудную ситуацию в другом контексте, как нечто менее серьезное, даже как глупость.

7) досуг. Чтение легкой литературы, просмотр телепрограмм, игры, хобби действуют как психологическое расслабление.

8) литература. Поэзия, проза, чтение журналов – эффективно снимают стрессовое напряжение.

9) музыка. Прослушивание любимой музыки вне зависимости от ваших предпочтений способствует разрядке негативных эмоций.

10) отдых. Иногда полезно некоторое время вообще ничего не делать. Даже короткие паузы вроде счета про себя, глубокое дыхание перед тем, как что-либо предпринять помогают совладать со своими чувствами.

11) релаксация. Самыми эффективными методами релаксации ученые считают медитацию, мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самогипноз.

12) решение проблем. Когда энергия направляется человеком на анализ проблемы, стресс уменьшается, поскольку идет обдумывание причин трудной жизненной ситуации. Человек видит для себя различные способы разрешения проблемы, то уже не чувствует себя таким беспомощным.   

 

7. Упражнение «Шляпа проблем».

Каждый участник на листочке бумаги записывает проблему, которая актуальна для него, которую пока он самостоятельно решить не может. Все листочки сворачиваются и кладутся в «шляпу проблем». Все проблемы тщательно перемешиваются. Затем друг за другом участники достают по одной проблеме и обсуждают ее уже всей группой, предлагая различные варианты решения. Человек, который написал эту проблему, имеет возможность, не раскрывая себя, рассмотреть различные варианты решения проблемы, предложенные группой. 

Обсуждение:

– Воспользуетесь ли вы советом группы для разрешения своей ситуации?

– Подходит ли вам этот вариант?

 

8. Упражнение-медитация «Водопад».

Оборудование: тихая музыка со звуками падающей воды.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

9. Завершение работы.  

– Что принес вам этот день?

– Помог ли он сделать для себя какие-то выводы?

– Поделитесь вашими впечатлениями от сегодняшнего тренинга.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн