Изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.
Submitted by Татьяна Николаевна Васильева on вс, 18/10/2015 - 18:42
Изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.
(выступление на педагогическом совете 25.03.15г педагога – психолога Т.Н.Васильевой)
В процессе обучения у учащихся гимназии возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано со снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее осознаваемые мотивы учения.
Все мы знаем, что мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Одним из главных мотивов обучения является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса: это направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, существует много факторов, которые влияют на мотивационную сферу.
Одним из таких факторов является самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку, и его успехам в различных видах деятельности. Уже у младших школьников встречается самооценка различных типов: адекватная, завышенная и заниженная.
Исследуя самооценку учащихся 1-х, 5-х классов, я сделала вывод: в первом классе преобладает завышенная самооценка 38% и адекватная 62%, но уже в пятом классе появляется заниженный уровень самооценки 8% (3-4 человека). Скорее всего, у учащихся начинает формироваться негативное представление о себе, возникают проблемы и во взаимоотношениях и в учебной деятельности, что ведет к росту тревожности, эмоциональным нарушениям, увеличивает неуверенность ученика, приводит к депрессии, к дезадаптации личности, тормозит стремление к достижениям, в итоге – интерес к учёбе значительно снижается.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются усилия. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и замедляет процесс усвоения знаний. В таких типичных ситуациях очень важно вовремя помочь ребёнку - исследовать уровень его тревожности, уставить причину снижения мотивации.
Диагностика тревожности, проводимая в течение учебного года, показывает, что в первом классе преобладает нормальный уровень тревожности(100% учащихся с удовольствием идут в школу; им все нравится: и учитель, и класс, и одноклассники, и уроки).
Во втором классе появляются трудности: по шкале тревожности у 28% второклассников повышенный уровень тревожности, возможно, это связано с появлением оценочной системы, с увеличением учебной нагрузки. Учащиеся называют много причин: тяжело вставать рано утром, или трудно в школе, хотел бы остаться дома, не говоря уже о том, что болит голова, живот, хочется пить, есть и т.д
Причин нежелания учиться много. Можно ли в сложившихся условиях повысить их мотивацию? В изучении системной диагностики одним из способов повышения качества обучения является изучение мотивации и ее эффективной роли в познавательной деятельности школьника. Исследовав уровень мотивации учащихся гимназии, было установлено следующее: в первом классе:
83% - правильная учебная мотивация, 27% направленность на игру;
в четвертом классе
42% - высокий уровень мотивации, 48% - средний уровень мотивации, 10% - низкий уровень мотивации, и, что самое интересное, эти показатели сохраняются до 9 класса.
Результат в десятых классах показывает:
56% высокий уровень мотивации, 44% средний уровень мотивации, низкий уровень мотивации – отсутствует.
Выявление уровня учебной мотивации, смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия. Формировать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Психическая деятельность ученика, окончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией и внутренним планом действий. Развитие указанных особенностей психики школьника идет в неразрывной связи с овладением им различными видами познавательной деятельности. Результат тестирования 4 классов показал, что 57% учащихся имеют зрительный тип памяти, 28% - слуховой, 15% - зрительно-тактильный тип, у 58% - наглядно-образное мышление, 48% - абстрактно – логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал зрительно, другим - на слух, одним требуется конкретное представление материала, другим - схематичное.
Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей, поэтому учителямцелесообразно в своей деятельности учитывать результаты проведенных диагностик.
В среднем школьном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте с собственной деятельностью подростка. Присущая детям деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Подросток учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я».
Тестирование, проведенное у восьмиклассников, показало, что на первое место 53% учащихся ставят общение, 34% - учебу, 13% - другое (спорт, музыку, художественную школу). Педагогам необходимо учитывать, что особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые должны использоваться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, побуждать ребят к обсуждению наиболее острых проблем их жизни.
В старшем возрасте возникают новые мотивы учения, связанные со сдачей экзаменов, с осознанием жизненной перспективы. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает учащимся расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.
Таким образом, изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.
Я надеюсь, что тесное сотрудничество психологической службы с классными руководителями и преподавателями гимназии, при с использовании в работе результатов проведенных диагностик, позволит нам повысить мотивацию учащихся к учению.