Цель: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития;
- определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи ребенка с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Учитель – логопед проводит подгрупповые, индивидуальные занятия по произношению, формированию грамматически правильной речи, обучению элементам грамоты, развитию связной речи. Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.
Логопедическая работа по развитию речи опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи: построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями; выбор методов и приёмов с учётом задач обучения; широкое использование средств наглядности; систематичность и последовательность в обучении; направленность обучения на развитие активности и социальной адаптации; дифференцированный подход в обучении; учёт потенциальных возможностей коррекционно – компенсаторного развития.
В работе по коррекции и развитию речи используются элементы психогимнастики и мимические упражнения для становления здорового психического состояния ребенка, для достижения положительной мотивации взаимодействия с окружающим миром. В ходе занятий учитель – логопед активно включает в процесс познания окружающего мира сохранные анализаторы, так как они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.
Обязательным элементом коррекционной работы является зрительная гимнастика, которая проводится по 3 – 5 минут перед занятиями, во время занятий. Для снятия утомления, для активизации внимания, повышения работоспособности используются и упражнения с элементами релаксации.
Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30 – 35 см от глаз ребёнка. У ребенка с нарушенным зрением отмечается недостаточно развитая общая и мелкая моторика, нарушение координации пальцев руки. Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, детские рисунки, отображающие реальность окружающего мира. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки к письму. Моторные упражнения для пальцев рук с различными предметами (застёгивание пуговиц, различного вида шнуровки, упражнения с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв и т. п.) особенно важно использовать для выработки зрительно-перцептивного контроля.
При выстраивании всей системы коррекционной логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития ребёнка. Предлагаемая ребёнку деятельность с учётом его «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский), по мнению профессора Л. И. Плаксиной, должна быть направлена на раскрытие тех психофизических возможностей ребёнка с нарушением зрения, которые он сам в себе раскрыть не может. В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребёнка с нарушением зрения учителю – логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта, познания, уточнения, обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно – двигательного, зрительно – двигательного, зрительно – осязательного, зрительно – слухового. Ранняя диагностика и педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии речи детей с нарушением зрения.
|