Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностические материалы для исследования речевого развития дошкольников с ЗПР

Фото пользователя Виктория Владимировна Морозова
Размещено: Виктория Владимировна Морозова - вт, 13/10/2015 - 17:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морозова Виктория Владимировна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №12 компенсирующего вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Диагностические материалы для исследования речевых (языковых) компонентов: фонетической системы, фонематических функций, лексического компонента, процесса словообразования, грамматического строя и связной речи.</p>

I ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

Исследование состояния звукопроизношения

Исследование состояния звукопроизношения проводилось с использованием традиционных логопедических методик.

Критерием оценки служит количество правильно произносимых звуков.

Способы оценки:

3балла – правильно воспроизводятся все звуки во всех ситуациях речевого общения;

2балла – неправильно воспроизводятся звуки одной фонетической группы;

1балл – неправильно воспроизводятся  звуки двух фонетических групп;

0баллов – неправильно воспроизводятся звуки трех и более фонетических групп.

Исследование артикуляторной моторики

1) Исследование кинестетической основы артикуляторных движений.

Процедура и инструкции:

а) Определение положения кончика языка при произнесении звука [н]: «Произнеси звук [н], скажи, где находится кончик языка, за верхними или за нижними зубами»;

б) Определение положения кончика языка при произнесении звука [с]: «Произнеси звук [с], скажи, где находится кончик языка, за верхними или за нижними зубами»;

в) Определение положения губ при произнесении звука [и]: «Произнеси звук [и], скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука»;

г) Определение положения губ при произнесении звука [у]: «Произнеси звук [у], скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука»;

д) Определение смычки губ при произнесении звука [м]: «Произнеси звук [м], а теперь [а], скажи, при произнесении какого звука губы сомкнуты»;

е) Определение смычки кончика языка при произнесении звука [д]: «Произнеси звук [д], а теперь [а], скажи, при произнесении какого звука кончик языка находится за верхними зубками»;

Критерием оценки служит количество правильных ответов.

Способы оценки:

3балла – правильно определяется положения органов артикуляции;

2балла – допускаются 1-2 ошибки при определении положения органов артикуляции;

1балл – допускаются 3-5 ошибок при определении положения органов артикуляции;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от ответа.

 

2) Исследование кинетической основы артикуляторных движений.

Процедура и инструкции.

а) Выполнение отдельных артикуляционных движений с использованием зрительного восприятия: «Я тебе буду описывать и показывать различные упражнения для языка и губ, а ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом:

  • растянуть губы в улыбке;
  • вытянуть губы вперед трубочкой;
  • высунуть широкий язык;
  • высунуть узкий язык;
  • сделать язык «лодочкой»;
  • сделать язык «чашечкой»;

б) Исследование динамической организации артикуляторных движений. Последовательное выполнение серий движений: «Я тебе буду описывать и показывать различные упражнения для языка и губ, а ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом:

  • губы в улыбке – трубочкой;
  • язык широкий – узкий;
  • язык на верхнюю губу – на нижнюю;
  • растянуть губы в улыбке, язык в правый – в левый угол рта»;

в) Исследование реципрокной координации движений. Одновременное выполнение артикуляционных движений: «Я тебе буду описывать и показывать различные упражнения для языка и губ, а ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом:

  • вытяни губы трубочкой и одновременно высуни язык;
  • улыбнись и одновременно высуни язык;
  • улыбнись и одновременно подними язык на верхнюю губу».

Критерии оценки: мышечный тонус, активность выполнения упражнений, объем, точность, темп, переключаемость движений, длительность удерживания положения, наличие сопутствующих движений.

Способы оценки:

3балла –  упражнения выполняются правильно по всем параметрам;

2балла – упражнения выполняются с незначительным нарушением отдельных (2-3) параметров движений;

1балл – упражнения выполняются со значительным нарушением многих (4-6) параметров движения;

0баллов – упражнения выполняются неправильно, с нарушением 7-8 параметров; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование воспроизведения звуко-слоговой структуры слов

1) Повторение слов различной звуко-слоговой структуры по картинкам (на основе зрительного и слухового восприятия).

Материал: картинки и слова различной звуко-слоговой структуры:

-   двусложные слова из двух открытых слогов: жаба, ваза, мыло, весы;

-  двусложные слова с одним закрытым слогом: петух, венок, щавель, песок;

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова: лампа, лодка, вафли, санки;

- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: арбуз, чайник, альбом, медведь;

 - двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнезда, кресло, спичка;

  •  трехсложные слова из открытых слогов: машина, малина, корова, радуга;

- трехсложные слова с закрытым слогом: барабан, самолет, помидор, пылесос;

- трехсложные слова со стечением согласных: кирпичи, конфета, лестница, веревка;

- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в конце слова: карандаш, цыпленок, вертолет, почтальон;

- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: расческа, перчатки;

- четырехсложные слова из открытых слогов: кукуруза, рукавица, пуговица, милиция;

  • слова из 4-5 слогов: скворечник, термометр, милиционер, учительница.

Процедура и инструкция. При выполнении задания экспериментатор выкладывает картинки по мере называния изображений и дает такую, например, инструкцию «Посмотри внимательно на картинку, это сковорода, повтори, что это».

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов различной звуко-слоговой структуры (нарушения звукопроизношения не учитываются).

Способы оценки:

3балла – правильно воспроизводит все слова;

2балла – допускаются ошибки при воспроизведении трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом в конце слова, трехсложных слов с двумя стечениями согласных, а также четырехсложных и пятисложных слов;

1балл – допускаются ошибки при воспроизведении двусложных слов со стечением согласных в середине слова, двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных, двусложных слов с двумя стечениями согласных, а также трехсложных, четырехсложных и пятисложных слов различной звуко-слоговой структуры;

0баллов – правильно воспроизводит только односложные и двусложные слова без стечения согласных; отказывается от ответа.

 

2) Повторение слов артикуляционной таблицы А.С. Штерн.

Материал: сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн:

гриб                         кенгуру                   национальный                 доставить

вниз                         долгий                      настоящий                       смочь

энергия                   снимок                      выходить                         

штаб                        три                            думать                              дать

путаница                 предупредить                                                    тарелка

понимать                советский                 морж                                 свой

большой                 совет                         занавес                              часы                                                твой                         двадцать

упор                        кивать                      мотоцикл                          ножницы

обезьяна                 средний                   платок                               семнадцать

будущий                 чай                           летчик                                мышь

начинаться            одиннадцать           держать                              дуть

среда                     пять

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных структур слов (нарушения звукопроизношения не учитываются).

Способы оценки:

3балла – правильно воспроизводит все слова;

2балла – допускаются ошибки при воспроизведении четырехсложных и пятисложных слов;

1балл – допускаются ошибки при воспроизведении трехсложных, четырехсложных и пятисложных слов различной звуко-слоговой структуры;

0баллов – правильно воспроизводит только односложные и двусложные слова без стечения согласных; отказывается от ответа.

 

3) Воспроизведение слов со сложной звуко-слоговой структурой в предложении.

Материал: предложения:

Водопроводчик чинит водопровод.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

На сковороде жарятся котлеты.

Дети слепили большого снеговика.

Старый автомобиль оказался большим.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию «Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных структур слов (нарушения звукопроизношения не учитываются).

Способы оценки:

3балла – правильно воспроизводит все слова в  предложениях;

2балла – допускаются ошибки при воспроизведении четырехсложных и пятисложных слов со стечениями согласных;

1балл – допускаются ошибки при воспроизведении трехсложных, четырехсложных и пятисложных слов различной звуко-слоговой структуры;

0баллов – правильно воспроизводит только односложные и двусложные слова без стечения согласных; отказывается от ответа.

Исследование просодической организации речи

Исследование темпа речи

1) Изменение темпа воспроизведения слогов.

Материал: 2 картинки (автомат и пушка),  серии из 3-х слогов.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается две картинки, экспериментатор дает следующую инструкцию: «Слушай, как стреляет автомат: «Та-та-та» (быстро). Повтори, как он стреляет. А теперь как стреляет пушка: «Та-та-та» (медленно). Повтори, как она стреляет».

Критерием оценки служит соответствие выполняемого инструкции, темп воспроизведения и скорость переключения в соответствии с заданием.

Способы оценки:

3балла –  задание выполняется в соответствии с инструкциями,  темп воспроизведения (3 и более слогов в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слог в 1 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (1-2 сек.);

2балла – задание выполняется с небольшими отклонениями от инструкций; темп воспроизведения (2 слога в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слог в 2 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (3-4 сек.);

1балл – задание выполняется с большими отклонениями от инструкций; темп воспроизведения (1 слог в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слог в 3 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (более 4 сек.);

0баллов – отказывается от выполнения задания.

 

2) Исследование темпа воспроизведения фразы.        

Материал: игрушка «Заяц»,  секундомер.

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается игрушка «Заяц». Экспериментатор дает следующую инструкцию. «Слушай предложение: «Заяц по лесу бежит, бежит, бежит». Слово «бежит» сопровождается движением игрушки в различном темпе.  «Произнеси его быстро-быстро. А теперь заяц бежит медленно – произнеси эту фразу также медленно». 

 Критерием оценки служит соответствие выполняемого инструкции, темп воспроизведения и скорость переключения в соответствии с заданием.

Способы оценки:

3балла –  задание выполняется в соответствии с инструкциями,  темп воспроизведения (2 слова в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слово в 1 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (2 сек.);

2балла – задание выполняется с небольшими отклонениями от инструкций; темп воспроизведения (1 слово в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слово в 2 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (3-4 сек.);

1балл – задание выполняется с большими отклонениями от инструкций; темп воспроизведения (1 слово в 2 сек. при быстром произнесении, 1 слово в 3-4 сек. при медленном произнесении),  скорость переключения (более 4 сек.);

0баллов – отказывается от выполнения задания.

Исследование ритма

1) Воспроизведение неречевого ритма с опорой на слуховое восприятие.

Материал: ритмы ударов: .._,  _ _.,  .. .,  _ _ ..

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Хлопни в ладоши так же, как я»;

 

2) Воспроизведение неречевого ритма с опорой на зрительное восприятие.

Материал: карточки с изображением точек и линий:. .., .. .., ... _, _ .. _

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Посмотри на карточку. Тут изображены точки, линии. Точка – это тихий хлопок, линия – громкий хлопок, расстояние между точками – это пауза. Послушай, как я отхлопаю то, что изображено на первой карточке. Теперь твоя очередь. Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на второй карточке. Теперь отхлопай ритм, изображенный на следующей карточке»;

 

3) Воспроизведение заданного ритма с использованием звуков речи.

 Материал: картинки с изображением  двух поездов.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются две картинки  с изображениями поездов и дается следующая инструкция: «Послушай перекличку поездов: один поезд говорит: «У – у-у» (сначала длинная, затем короткая пауза). Повтори гудок поезда. Другой поезд отвечает: «У-у» (с короткой паузой). Повтори гудок поезда»;

 

4) Воспроизведение заданного ритма с использованием слогов.

Материал: 2 музыкальных инструмента, слоги.  

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается картинка, экспериментатор дает следующую инструкцию: «Послушай, что говорят барабаны: один барабан говорит: «Ба-ба – ба» (сначала короткая, затем длинная пауза). Повтори, что сказал барабан. Другой барабан отвечает: «Ба – ба» (с длинной паузой). Повтори его разговор».

Критерием оценки служит соответствие выполняемого инструкции, правильность воспроизведения заданного ритма, расстановки пауз и их длительности.

Способы оценки:

3балла – ритмические структуры воспроизводятся правильно; расстановка пауз и их длительность соответствует инструкциям;

2балла – воспроизведение ритмических структур, расстановка пауз и их длительность осуществляются с небольшими отклонениями от инструкций;

1балл – воспроизведение ритмических структур, расстановка пауз и их длительность осуществляются со значительными отклонениями от инструкций;

0баллов – отказывается от выполнения задания, полная невозможность воспроизведения проб.

Исследование логического ударения

1) Воспроизведение ряда слов со смещением логического ударения.

Материал: картинка с изображением овощей: свекла, репа, картофель, горох.

 Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка с изображением овощей, дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку, что здесь изображено? Какой овощ тебе нравится больше всех? Назови все эти овощи по порядку и голосом выдели самый любимый твой овощ. А мне больше всего нравится этот овощ, назови еще раз все овощи, выделив голосом мой любимый»;

 

2) Воспроизведение предложения со смещением логического ударения.

Материал: предложения:

Погода сегодня хорошая.

Утром было холодно.

Скоро выпадет снег.

Лена съела мою конфету.

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается следующая инструкция: «Послушай предложение: «Погода сегодня хорошая». Произнеси это предложение так же. Какое слово ты выделил голосом? Выдели голосом другое слово этого предложения» и т.д.

Критерием оценки служит правильность понимания инструкций и воспроизведения фраз.

Способы оценки:

3балла – задание понимается и выполняется правильно, фразы воспроизводятся в соответствии с инструкциями;

2балла – воспроизведение фраз осуществляются с небольшими отклонениями от инструкций;

1балл – воспроизведение фраз осуществляются со значительными отклонениями от инструкций;

0баллов – задание не выполняется; отказывается от ответа.

 

Исследование вербального ударения

1) Повторение пар слов, отличающихся только местом ударения.

Материал: слова: замок – замок, глаза – глаза, руки – руки, творог – творог, слова – Слава.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается повторить пары слов.

Критерием оценки служит правильность понимания инструкций и воспроизведения пар слов.

Способы оценки:

3балла – задание понимается и выполняется правильно, пары слов воспроизводятся в соответствии с инструкциями;

2балла – воспроизведение пар слов осуществляются с небольшими отклонениями от инструкций;

1балл – воспроизведение пар слов осуществляются со значительными отклонениями от инструкций;

0баллов – задание не выполняется; отказывается от ответа.

 

 2) Повторение серий слогов с различным местом ударения.

Материал:  серии из трех слогов с различным местом ударения:  та-та-та, та-та-та, та-та-та.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается последовательно серия из трех слогов с  ударением на первом, далее на втором, затем на третьем слоге и дается задание повторить серии слогов (ТА-та-та, та-ТА-та, та-та-ТА и т.д.).

Критерием оценки служит правильность понимания инструкций и воспроизведения серии слогов.

Способы оценки:

3балла – задание понимается и выполняется правильно, серии слогов воспроизводятся в соответствии с инструкциями;

2балла – воспроизведение серий слогов осуществляются с небольшими отклонениями от инструкций;

1балл – воспроизведение серий слогов осуществляются со значительными отклонениями от инструкций;

0баллов – задание не выполняется; отказывается от ответа.

 

Исследование интонации

Воспроизведение предложения с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Материал: предложения:

Погода сегодня хорошая.

Сегодня выпал снег.

Скоро наступит зима.

Аня будет кушать.

 Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Повтори предложение: «Погода сегодня хорошая». Теперь спроси у меня, хорошая ли сегодня погода. Радостно и громко скажи, что сегодня хорошая погода» и т.д.

Критерием оценки служит правильность понимания инструкций и воспроизведения фраз.

Способы оценки:

3балла – задание понимается и выполняется правильно, фразы воспроизводятся в соответствии с инструкциями;

2балла – воспроизведение фраз осуществляются с небольшими отклонениями от инструкций;

1балл – воспроизведение фраз осуществляются со значительными отклонениями от инструкций;

0баллов – задание не выполняется; отказывается от ответа.

 

II ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Исследование фонематического  восприятия

1) Повторение серий слогов с оппозиционными звуками.

Материал: серии слогов:

                           Серии из двух слогов

мана            нама                            саша           шаса

бапа             паба                            зажа            жаза

гака              кага                            цаса             саца

дата             тада                             чатя             тяча

рала             лара                            щася            сяща

заса              саза                             щача           чаща

жаша           шажа                           шаща          щаша

                          Серии из трех слогов

манама        намана                        сашаса        сашаса

бапаба         пабапа                         зажаза        жазажа

гакага          кагака                          цасаца        сацаса

датада         тадата                          чатяча         тячатя

ралара         ларала                         щасяща       сящася

засаза          сазаса                          шачаша       чашача

жашажа      шажаша                      шащаша     щашаща

                    Серии слогов по таблицам Н.Б. Покровского

няк  пуль  бущь  мят  свум  сось  пиц  чтал  дюр  хач

мюф зощ  плись рыц  дум  нысь  лут  сич  вость дыс

фсен ряй   бер   чать  выс  гум  прюх шеть втоть ёфь

ёк    стял  тыпь геф   бац  трит шись   деп   здес торь

вох  жох   эфт   трух  фек  лефь вик   щёх   кась  зех

Процедура и инструкция. «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй». При  выполнении  инструкции экспериментатор сидит сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции.

Критерием оценки служит количество правильно воспроизводимых слогов.

Способы оценки:

3балла – задание выполняется верно, правильно воспроизводятся все слоги;

2балла – допускаются ошибки при воспроизведении не более 7 слогов или их серий;

1балл – допускаются ошибки при воспроизведении 8-15 слогов или их серий;

0баллов – допускаются ошибки при воспроизведении свыше 16 слогов или их серий; отказывается от ответа.

 

2) Дифференциация слов-квазиомонимов по картинкам.

Материал: 24 картинки на слова-квазиомонимы (бочка-почка, сова-софа, дачка-тачка, горка-корка, коса-коза, шар-жар, мишка-миска, розы-рожи, печка-петька,  цвет-свет, челка-щелка, лак-рак).

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается пара картинок и дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку. Где коса? А где коза? Тогда где же коза? т.д.». При выполнении инструкции экспериментатор сидит сбоку от ребенка, раскладывает поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы, задает по 3-4 вопроса к паре картинок.

Критерии оценок: количество правильно показанных картинок.

Способы оценки:

3балла – задание выполняется верно, показываются соответствующие картинки;

2балла – допускаются ошибки в выполнении не более 5 заданий;

1балл – допускаются ошибки в выполнении 6-10 заданий;

0баллов – допускаются ошибки в выполнении свыше 10 заданий; отказывается от ответа.

 

Исследование  умения производить фонематический анализ

  1. Узнавание звука на фоне слова.

Материал: 10 слов: марка, шапка, дом, чашка, рама, сахар, шар, комар, огурец, карман.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Давай поиграем в пятнашки. В словах, которые я тебе буду называть, спрятался звук [м]. Ты когда услышишь его, хлопай в ладоши, пятнай звук».

Критерии оценок:  количество правильно выполненных заданий.

Способы оценки:

3балла – задание выполняется правильно;

2балла – допускается не более 2 ошибок при выполнении задания;  

1балл – допускается 3-4 ошибки при выполнении задания;

        0баллов – при выполнении задания допускается свыше 4 ошибок; отказывается от ответа.

 

  1. Определение первого и последнего звука в слове.

Материал:  10 слов:  лук, стол, танк, рама, окна, букет, трава, трактор, улица, мотоцикл.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Слушай внимательно слово. Какой первый звук в названном слове? Какой последний звук в этом слове?».

Критерием оценки служит количество правильно выполненных заданий.

Способы оценки:

3балла – все задания выполняются верно;

2балла – допускается не более 5 ошибок при выполнении задания;  

1балл – допускается 6-10 ошибок;

0баллов – при выполнении задания допускается свыше 10 ошибок; отказывается от ответа.

 

Исследование  умения производить фонематический синтез

Материал: 6 слов: мак, рука, кошка, канава, крышка, капуста.

Процедура и инструкция.  Экспериментатор дает следующую  инструкцию: «Послушай звуки и составь из них слово».

Критерием оценки служит количество правильно составленных слов.

Способы оценки

3балла – все слова называются правильно;

2балла – допускаются 1-2 ошибки при составлении слов;

1балл – допускаются 3-5 ошибок при составлении слов;

0баллов – допускаются 6 ошибок при составлении слов; отказывается от ответа.

 

Исследование фонематических представлений

  1. Подбор и называние слов с определенным звуком.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается  назвать слова со звуком [м].

Критерием оценки служит количество правильно названных слов.

Способы оценки

3балла – называется 3 и более слова со звуком [м];

2балла – называется не более 2 слов со звуком [м];

1балл – называется не более 1 слова со звуком [м];

0баллов – слова не называются или называются наугад; отказывается от ответа.

 

2) Нахождение картинок, в названии которых есть определенный звук.

Материал: 9 картинок: таз, лук, тапки, волк, медведь, лось, кот, конь, платок.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается следующая  инструкция:  «Посмотри внимательно на картинки и покажи те, в названиях которых есть звук [л]».

Критерием оценки служит количество правильно показанных картинок.

Способы оценки

3балла – показываются все картинки, в названиях которых есть звук [л];

2балла – показываются 2-4 картинки, в названиях которых есть звук [л];

1балл – показывается только 1 картинка, в названии которой есть звук [л];

0баллов – картинки не показываются или показываются наугад; отказывается от ответа.

 

III ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

Исследование денотативного аспекта лексических значений слов

1) Определение   состояния пассивного словаря.

Материал:  43 картинки, обозначающие предметы, признаки, действия.

предметы: лошадь, овца, петух, паук, комар, индюк, щука,  окунь, клубника, малина, рябина, роза, гвоздика, брюки, рубашка, нож, шкаф, карандаш, дуб, клен;

признаки: красный (флаг), кислый (лимон), горячая (печь), круглый (мяч), колючий (еж), высокий (дом), толстая (книга), длинный (шарф), тяжелый (мешок), сильный (ветер);

действия: плывет, варит, пишет, бежит, моет, спит, воет, лает, продает, летает, скачет, смотрит, лежит.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается серия картинок, сначала картинки, изображающие предметы, затем – признаки, далее – действия. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок.

Способы оценки:

3балла – правильно показываются все изображенные на картинках предметы, признаки, действия.

2балла – правильно показываются 30-42 картинки;

1балл – правильно показываются 20-29 картинок;

0баллов – правильно показываются 19 и менее картинок; отказывается от выполнения задания.

 

2) Определение состояния активного словаря.

Материл тот же.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладывается несколько картинок и  предлагается самостоятельно назвать изображенные на картинках  предметы, признаки или действия. Дается следующая инструкция «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании номинативного словаря   задается вопрос «Это кто (что)?», при исследовании словаря прилагательных – вопрос: «Это какой…?», словаря глаголов  - вопрос: «Что делает…?».

Критерием оценок служит количество правильно названных предметов, признаков, действий.

Способы оценки:

3балла – правильно называются все изображенные на картинках предметы, признаки, действия.

2балла – правильно называются изображения на 30-42 картинках;

1балл – правильно называются изображения на 20-29 картинках;

0баллов – правильно называются 19 и менее картинок; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование  сигнификативного аспекта лексических значений слов

1) Называние обобщающим понятием группы предметов.

Материал:  33 картинки с изображением

 предметов: кошка, собака, лошадь, зебра, белка, лиса,  дуб, береза, ель, яблоко, лимон, апельсин; морковь, огурец, помидор.

признаков: большой (клубок), средний (клубок), маленький (клубок), красный (шарф), синий (флаг), зеленый (дом), кислый (лимон), сладкий (торт), горькое (лекарство);

действий: идти, плыть, ползти,  вязать, вышивать, шить,  варить, жарить, печь.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются картинки с изображением  предметов, относящихся к одному обобщающему понятию, и дается следующая инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, как можно одним словом назвать изображенные на них предметы (признаки или действия)».

Критерием оценок служит количество правильно подобранных обобщающих понятий.

Способы оценки:

3балла – правильно подбираются все обобщающие понятия;

2балла – правильно подбираются 6-10 обобщающих понятий;

1балл – правильно подбираются 4-5 обобщающих понятий;

0баллов – правильно подбираются 3 и менее обобщающих понятий; отказывается от выполнения задания.

 

2) Называние по памяти слов, относящихся к определенной категориальной группе.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Вспомни и назови слова, которые относятся к фруктам, цветам или  способам передвижения».

Критерием оценок служит количество правильно названных слов.

Способы оценки:

3балла – правильно называются 3 и более слов, относящиеся к заданной группе;

2балла – называются не более 2 слов, относящихся к заданной группе;

1балл – называется не более 1 слова, относящегося к заданной группе; слова к 1 группе не называются;

0баллов – называются слова, не относящиеся к заданной группе; слова к 2-3 группам не называются; отказывается от выполнения задания.

 

3) Нахождение лишнего слова  (с использованием картинок).

Материал: 12 картинок и слова: кошка, собака, лошадь, медведь; большой, тяжелый, средний, маленький; идти, бежать, вязать,  скакать.

Процедура и инструкция: Перед ребенком выкладываются 4 картинки и дается следующая инструкция: «Посмотри на картинки, послушай слова и скажи, какое из них лишнее».

Критерием оценок служит количество правильно выбранных и названых изображений на картинках, не относящихся к заданным группам.

Способы оценки:

3балла – правильно выбраны и названы изображения на всех картинках, не относящихся к заданным группам;

2балла – правильно выбраны и названы изображения на 2 картинках, не относящихся к заданным группам;

1балл – правильно выбрано и названо изображение на 1 картинке, не относящейся к заданным группам;

0баллов – картинки выбираются и называются беспорядочно, без учета инструкции; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование  структурного аспекта лексических значений слов

1) Исследование синтагматических отношений.

а) Добавление слов в синтагме.

Материал: 6 картинок, изображающие ножницы, ложка, красные (туфли), желтое (платье), рисовать (карандашом), открывать (ключом замок).

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются картинки и дается следующая инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, чем подстригают волосы?»; «Чем едят суп?»; «Какие у девочки туфли?»; «Какое у девочки платье?»; «Что делают карандашом?»; «Что делают ключом?».

 Критерием оценок служит количество правильно данных ответов.

Способы оценки:

3балла – даются верные ответы на все вопросы;

2балла – даются верные ответы на 4-5 вопроса;

1балл – даются верные ответы на 1-3 вопроса;

0баллов – даются неверные ответы на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

 б) Добавление пропущенного слова в предложениях.

Материал: 3 предложения с пропущенными словами

-Парикмахер стрижет …… в парикмахерской (волосы);

-На  девочке надет  …… шарф (новый, красный и т.д.);

-Бабушка …… пирожки в печке (печет).

Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Послушай предложение и скажи, какое слово я пропустила».

Критерием оценок служит количество правильно названных слов.

Способы оценки:

3балла – все пропущенные слова называются правильно;

2балла – правильно называются только 2 пропущенных слова;

1балл – правильно называется только 1 пропущенное слово;

0баллов – пропущенные слова не называются или называются неадекватно; отказывается от выполнения задания.

 

2) Исследование парадигматических отношений.

а) Исследование  синонимии.

Материал: 6 картинок, на которых изображены овощи (помидоры, морковь, редис, картошка, капуста).

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается подобрать слова-«приятели» к слову собирать. Дается следующая инструкция: «Вспомни и назови слова, которые будут близки по значению к слову собирать, т.е. те слова, которые обозначают собирание чего-либо, но имеют другое звучание. Что делают с помидорами, когда они созревают? …с морковью, когда ее убирают? … с картошкой, когда ее убирают? … с капустой, когда ее убирают?».

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов.

Способы оценки:

3балла – даются верные  ответы на все вопросы;

2балла – даются верные  ответы на 2-3 вопроса;

1балл – дается верный ответ на 1 вопрос;

0баллов – ответы не даются или даются неадекватно; отказывается от выполнения задания.

 

б) Исследование антонимии.

Материал: 9 слов: друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слову – слово «наоборот», т.е. слово-«неприятель».

Критерием оценок служит количество правильно подобранных антонимов.

Способы оценки:

3балла – правильно подбираются антонимы ко всем словам;

2балла – правильно подбираются антонимы к 5-8 словам;

1балл – правильно подбираются антонимы к 1-4 словам;

0баллов – антонимы не подбираются или подбираются неадекватно; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование  коннотативного аспекта лексических значений слов

Материал:  5 картинок  и предложения с выделенными словами:

 -На кресле мирно спала собачка;

-Кошка яростно рвала диван;

- У девочки сломался карандаш;

-Вова дрыхнул на диване;

-Аня тихо плакала в углу комнаты.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается оценить эмоциональную окраску выделенных слов в предложении. Дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку. Послушай предложение. Я буду голосом выделять слово, а ты скажи, какое это слово – ласковое, грустное, веселое, грубое, резкое». После прослушивания предложения задаются вопросы: «Какое слово я выделила?». «Какое это слово: ласковое, грустное или резкое?».

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов.

Способы оценки:

3балла – даются верные  ответы на все вопросы;

2балла – даются верные  ответы на 3-4 вопроса;

1балл – дается верный ответ на 1-2 вопроса;

0баллов – ответы не даются или даются неадекватно; отказывается от выполнения задания.

 

IV  ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Исследование  словообразования имен существительных

1) Словообразование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: 8 картинок с изображением предметов: стул-стульчик, стакан-стаканчик, дом-домик, стол-столик, звезда-звездочка, санки-саночки, коляска-колясочка, кольцо-колечко.

Процедура и инструкция.

– при исследовании  импрессивной речи дается следующая инструкция: «Покажи, где стул? А где стульчик?» и т.д.;

– при исследовании экспрессивной речи дается следующая инструкция: «Дом большой, а как назвать одним словом маленький дом» и т.д.;

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и названных изображений на картинках.

Способы оценки:

– при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно показываются 4-7 картинки;

1балл – правильно показываются 1-3 картинки;

0баллов – не правильно показываются изображения на всех картинках; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании экспрессивной речи:

3балла – правильно называются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно называются изображения на 4-7 картинках;

1балл – правильно называются изображения на 1-3 картинках;

0баллов – не правильно называются изображения на всех картинках; отказывается от выполнения задания.

 

  1. Словообразование названий детенышей животных и птиц.

Материал: 10 картинок: коза с козлятами, еж с ежатами, утка с утятами, волк с волчатами, кошка с котятами,  курица с цыплятами, свинья с поросятами, корова с телятами, медведь с медвежатами, тигр с тигрятами.

Процедура и инструкция.

 –  при исследовании  импрессивной речи предлагается картинка и дается инструкция: «Покажи, где утенок. А где утка? Где утята?» и т.д.;

– при исследовании   экспрессивной речи предлагается картинка и дается следующая инструкция: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных. Как называется детеныш у тигра? А если их несколько, то, как правильно сказать?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и верных ответов на вопросы.

Способы оценки:

–  при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все картинки;

2балла – правильно показываются изображения на 6-9 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 3-5 картинках;

0баллов – правильно показываются изображения на 2 и менее картинках; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании   экспрессивной речи:

3балла – даются правильные ответы на все вопросы;

2балла – даются правильные ответы на 16-19 вопросов;

1балл – даются правильные ответы на 15-10 вопросов;

0баллов – даются правильные ответы на 9 и менее вопросов; отказывается от выполнения задания.

 

3)  Словообразование существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Материал: слова:  суп-супница, сахар-сахарница, мыло-мыльница, соль-солонка, масло-масленка, перец-перечница, селедка-селедочница, хлеб-хлебница, чай-чайница, салат-салатница.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится перец?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса; отказывается от выполнения задания.

 

4)  Словообразование названий профессий мужского и женского рода.

Материал: 9 картинок: велосипедист едет на велосипеде, хоккеист играет в хоккей, мотоциклист едет на мотоцикле, пианист играет на пианино, стекольщик вставляет стекло, учитель учит детей, водопроводчик чинит водопровод, скрипач играет на скрипке, фигурист катается на коньках.

Процедура и инструкция.

– при исследовании  импрессивной речи перед ребенком выкладывается картинка и дается инструкция: «Покажи, где велосипед? А где велосипедистка?» и т.д.;

–  при исследовании  экспрессивной речи перед ребенком выкладывается картинка и предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий. Как называется человек, который едет на велосипеде? А как назвать женщину, которая едет на велосипеде?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и верно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

– при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все картинки;

2балла – правильно показываются изображения на 6-8 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 3-5 картинках;

0баллов – правильно показываются изображения на 2 и менее картинках; отказывается от выполнения задания.

–  при исследовании  экспрессивной речи:

3балла – правильно даются ответы на вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 15-17 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 14-9 вопросов;

0баллов – правильно даются ответы на 8 и менее вопросов; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование словообразования имен прилагательных

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Материал: 9 картинок и словосочетания: платок мамы, портфель папы, кукла девочки, хвост петуха, нора лисы, хвост собаки, хвост волка, голова коровы, крылья  голубя.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются картинки и дается инструкция: «Шарф дедушки – это дедушкин шарф. Скажи, портфель папы – это чей портфель?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 5-8 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 1-4 вопроса;

0баллов – правильные ответы не даются; отказывается от выполнения задания.

2) Образование относительных прилагательных.

Материал: 9 словосочетаний:  цепь из золота, шуба из меха, мяч из резины, шкаф из дерева, тарелка из стекла, сок из апельсина, суп из рыбы, варенье из яблок, варенье из  груши.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Если банка сделана из стекла, значит стеклянная. Если  ключ сделан из железа, то он какой? Если варенье из яблок, то какое это варенье?  Если варенье из груши, то, какое оно?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 5-8 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 1-4 вопроса;

0баллов – правильные ответы не даются; отказывается от выполнения задания.

 

  1. Образование качественных прилагательных.

Материал: 10 словосочетаний и слов: хитрость-хитрый, сила-сильный, мороз-морозный, холод-холодный, дождь-дождливый, боится-боязливый, молчит-молчаливый, смешит-смешливый, обижается-обидчивый, болеет-болезненный.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается такие инструкции: «Как называют лису за хитрость? Какая она? Если заяц всего боится, то он какой?» и т.д.

 Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопроса;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса; отказывается от выполнения задания.

 

4) Образование  прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: 10 словосочетаний существительного с прилагательным: серая коза, белый заяц, низкий куст, пушистые цыплята, красное яблоко, теплая шуба, сладкая булка, хитрая лиса, рыжая белка, тонкая береза.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Трава зеленая, а маленькая травка зелененькая. Коза серая, а маленький козлик какой?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопроса;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса; отказывается от выполнения задания.

 

5) Образование простой сравнительной степени прилагательного.

Материал: 10 картинок:  красивая юбка,  большое кресло, теплая кофта, толстая книга, высокий дом, молодая женщина, сладкий сон, мягкий диван, красное яблоко, горячий чай.

 Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются картинки и дается инструкция: «Эта лента длинная, а у меня есть еще длиннее. Этот мальчик сильный, а мой папа еще…» и т.д.

 Критерием оценок служит количество правильно данных ответов при договаривании предложений.

Способы оценки:

3балла – правильно договариваются все предложения;

2балла – правильно договариваются слова в 6-9 предложениях;

1балл – правильно договариваются слова в 3-5 предложениях;

0баллов – правильно договариваются слова в 2 и менее предложениях; отказывается от выполнения задания.

­

Исследование словообразования глаголов

  1. Образование приставочных глаголов противоположного значения.

Материал: слова: наливать-выливать, пристегнуть-отстегнуть, наклеить-отклеить, входить-выходить, закрывать-открывать, подлететь-отлететь, подъехать-отъехать, подплыть-отплыть, подползти-отползти, подбежать-отбежать.

 Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, что сделать?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно подобранных приставочных глаголов противоположного значения.

Способы оценки:

3балла – правильно подбираются приставочные глаголы противоположного значения ко всем словам;

2балла – правильно подбираются приставочные глаголы противоположного значения к 6-9 словам;

1балл – правильно подбираются приставочные глаголы противоположного значения к 1-5 словам;

0баллов – приставочные глаголы противоположного значения не подбираются или подбираются неадекватно; отказывается от выполнения задания.

 

2) Образование глаголов со значением пересечения пространства и предмета.

Материал:  слова:   идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать, ехать-переехать, лететь-перелететь, ползти-переползти.

Процедура и инструкция. Ребенку дается такая, например, инструкция: «Мальчик идет по мосту через реку. Чтобы оказаться на той стороне реки, надо через  мост что сделать?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 4-6 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 2-3 вопроса;

0баллов – правильно даются ответы на 1 вопрос или даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

3) Образование глаголов со значением начала и конца действия.

Материал: слова:  плыть-поплыл-доплыл, петь-запел-допел, лететь-полететь-долететь, жечь-зажечь-дожечь, бежать-побежать-добежать.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Если водитель начал ехать, то говорят «поехал». Когда он остановился у места назначения, говорят «доехал». А как сказать, если мальчик начал петь? Когда он закончил петь песню, потому что песня закончилась, то что мальчик сделал?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса или даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

V ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Исследование словоизменения

Исследование словоизменения имен существительных

1) Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал: 8 картинок:  дом-дома, зуб-зубы, письмо-письма, мешок-мешки, банан-бананы, орех-орехи, крыло-крылья, дерево-деревья.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются картинки и дается инструкция.

 – при исследовании  импрессивной речи дается инструкция: «Покажи, где дом? А где дома?» и т.д.;

–  при исследовании  экспрессивной речи задается вопрос: «Что это? А это что?».

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и названных изображений на картинках.

Способы оценки:

– при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно показываются изображения на 5-7 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 2-4 картинках;

0баллов – правильно показываются изображения только на 1 картинке или неправильно показываются все картинки; отказывается от выполнения задания.

–  при исследовании  экспрессивной речи:

3балла – правильно называются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно называются изображения на 5-7 картинках;

1балл – правильно показываются и называются изображения на 2-4 картинках;

0баллов – правильно называются изображения только на 1 картинке или даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

2) Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа.

а) в винительном падеже.

Материал: 10 картинок и слова: дом, стол, мяч, собака, лиса, ворона, утка, банан, колбаса, дерево.

Процедура и инструкция. Предлагается картинка и задается вопрос: «Что (кого) ты видишь на картинке?».

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса или даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

б) в родительном падеже.

Материал: 4 картинки, словосочетания  и слова: стол без ножки, самолет без крыла, петух без гребешка, стул без ручки.

Процедура и инструкция. Предлагается картинка и задается вопрос: «Чего не хватает на картинке? Чего нет  у стола?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

в) в дательном   падеже.

Материал: 8 картинок и слова: мышь, белка, заяц, лошадь – орехи, морковь, сено, зерна.

 Процедура и инструкция. Предлагаются картинки и дается следующая инструкция: «На картинках изображены животные. Давай их накормим. Для этого надо вспомнить, кто из животных что любит есть. Кому дадим морковку? и т.д.».

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-4 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

г) в  творительном падеже.

Материал: 5 картинок и слова:  нож, веник, карандаш, вилка, ведро.

Процедура и инструкция. Предлагается картинка и дается  инструкция:  «Посмотри на картинки и скажи, чем режут хлеб?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-4 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

д) в  предложном падеже.

Материал: картинки с изображением кошек и дома.

Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются картинки  и задается такой, например, вопрос:  «Где находится вот эта кошка? А эта?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 2 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1 вопрос;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

3) Употребление существительных в косвенных падежах  множественного числа.

а) в родительном падеже множественного числа.

Материал: 10 картинок и слова: столы, дома, окна, мячи, карандаши, стулья, деревья, машины, ножи, малина.

Процедура и инструкция Ребенку предлагается картинка и дается инструкция:  «Скажи, на этой картинке много чего?»;

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

 

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 6-9 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

0баллов – правильно даются ответы на 2 и менее вопроса или даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

б) в дательном  падеже множественного числа.

Материал  4 слова: стулья, деревья,  дома, машины.

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается следующая инструкция: «Впереди тебя стоят стулья. Ты к ним подходишь. Ты подходишь к чему?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

в) в  творительном  падеже множественного числа.

Материал: 4 слова: деревья, дороги,  дома, машины.

Процедура и инструкция.  Ребенку предлагается следующая инструкция:  «Ты летишь на самолете и смотришь вниз. Внизу ты видишь деревья. Скажи, над чем ты пролетаешь?».

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

г) в предложном  падеже множественного числа.

Материал:  5 слов: крыши, деревья, провода, кусты, дороги.

Процедура и инструкция.  Ребенку дается следующая инструкция: «Зимой снег покрывает крыши, деревья…. Если крыши в снегу, то на чем лежит снег?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-4 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – все ответы ошибочные; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование словоизменения имен прилагательных

1) Согласование прилагательного с существительным именительного падежа  в роде и числе.

Материал: 8 картинок: желтый подсолнух, желтая репа, желтое платье, желтые кружки, черный воротник, черная ворона, черное пятно, черные перчатки.

Процедура и инструкция.

 –  при исследовании  импрессивной речи предлагаются картинки и дается следующая инструкция: «Я буду называть цвет предмета, а ты догадайся, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке»;

– при исследовании экспрессивной речи предлагаются картинки и дается следующая инструкция: «Назови, что это за предметы, и какие они по цвету».

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и названных изображений на картинках.

Способы оценки:

–  при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно показываются изображения на 4-7 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 1-4 картинках;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании экспрессивной речи:

3балла – правильно называются все изображенные на картинках предметы;

2балла – правильно называются изображения на 4-7 картинках;

1балл – правильно называются изображения на 1-4 картинках;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

2) Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.

Материал: 5 картинок и словосочетания: в вазе большие яблоки, на улице большие дома, на полке толстые книги, на земле желтые листья, в пенале длинные карандаши.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка и дается следующая инструкция: «В вазе большие яблоки. Какие яблоки?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно данных ответов на вопросы.

Способы оценки:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-4 вопроса;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование словоизменения глаголов

1) Дифференциация глаголов 3 лица  единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал: 8 картинок: ребенок наливает – дети наливают; девочка поет – девочки поют; ребенок покупает – дети покупают; стул стоит – стулья стоят.

Процедура и инструкция.

–  при исследовании  импрессивной речи предлагаются картинки и дается инструкция: «Покажи, где поют? А кто поет?» и т.д.;

– при исследовании  экспрессивной речи предлагаются картинки и дается инструкция: «Скажи, что делает девочка? Что делают девочки?» и т.д.;

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и данных ответов на вопрос.

Способы оценки:

–  при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются изображения на всех картинках;

2балла – правильно показываются изображения на 4-7 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 1-4 картинках;

0баллов – все картинки показываются неправильно; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании  экспрессивной речи:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 4-7 вопросов;

1бала – правильно даются ответы на 1-4 вопроса;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

2) Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Материал: 6 картинок и предложения: мальчик упал – девочка упала – дерево упало; мяч покатился – машина покатилась – яблоко покатилось.

Процедура и инструкция.

–  при исследовании импрессивной речи предлагаются картинки, и дается следующая инструкция: «Покажи, кто упал? Кто упала? Где упало?» и т.д.;

– при исследовании  экспрессивной речи предлагаются картинки, и дается инструкция:  «Я тебе буду показывать картинку, а ты внимательно смотри и отвечай на вопрос, добавляй слова  покатился, покатилась или покатилось.  Мяч …, машина …, яблоко …» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и данных ответов на вопрос.

Способы оценки:

–  при исследовании импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все картинки;

2балла – правильно показываются изображения на 3-5 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 1-2 картинках;

0баллов – все картинки показываются неправильно; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании  экспрессивной речи:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

 

3) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал: 6 картинок и предложения: девочка ставит чайник – девочка поставила чайник, девочка пьет чай – девочка выпила чай, мальчик чинит тачку – мальчик починил тачку.

Процедура и инструкция.

–  при исследовании  импрессивной речи предлагаются картинки и дается инструкция: «Покажи, где девочка ставит чайник. А где девочка поставила чайник?» и т.д.;

– при исследовании  экспрессивной речи предлагаются картинки и дается инструкция:  «Что делает девочка? Что сделала девочка?» и т.д.

Критерием оценок служит количество правильно показанных картинок и данных ответов на вопрос.

Способы оценки:

–  при исследовании  импрессивной речи:

3балла – правильно показываются все картинки;

2балла – правильно показываются изображения на 3-5 картинках;

1балл – правильно показываются изображения на 1-2 картинках;

0баллов – все картинки показываются неправильно; отказывается от выполнения задания.

– при исследовании  экспрессивной речи:

3балла – правильно даются ответы на все вопросы;

2балла – правильно даются ответы на 3-5 вопросов;

1балл – правильно даются ответы на 1-2 вопроса;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов на все вопросы; отказывается от выполнения задания.

Исследование синтаксического строя речи

Исследование  синтаксической структуры предложений

1) Составление предложений из слов в начальной форме.

Материал:  6 предложений из слов в начальной форме:  Девочка одевать кукла. Карандаш рисовать девочка. Мальчик открывать дверь. Рыба ловить мальчики. Мальчик рубить дрова топор. Ехать по улица машина.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова предложения. А ты из этих слов составь правильное предложение. Порядок слов можно менять. Скажи, какое предложение получилось?».

Критерием оценок служит количество правильно составленных предложений.

Способы оценки:

3балла – правильно составляются все предложения;

2балла – правильно составляются 3-5 предложений;

1балл – правильно составляются 1-2 предложения;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов при составлении всех предложений; отказывается от выполнения задания.

 

2) Добавление пропущенных слов в предложении.

Материал: 6 предложений с пропущенным словом: Мальчик … дрова топором. Мама … вкусную пищу. Лиса убежала в …. Девочка гладит … . Книга лежит … столе. Лена наливает чай … кружку.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе предложения с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью».

Критерием оценок служит количество правильно сказанных предложений.

Способы оценки:

3балла – правильно добавлены все слова, сказаны все предложения;

2балла – правильно сказаны 3-5 предложений;

1балл – правильно сказаны 1-2 предложения;

0баллов – даются ошибочные варианты ответов при произнесении всех предложений; отказывается от выполнения задания.

 

3) Повторение предложений.

Материал:  14 предложений:

Дедушка подарил внуку коньки. Над водой летали белые чайки. Земля освещается Солнцем. Письмо написано моей сестрой. В саду созрело много груш. Этой зимой все дороги занесло снегом. Петю бьет Коля. Стекло разбил мальчик. Петя выше Вани. Мальчик прыгает выше девочки. Наступила зима, и выпал пушистый снег. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Школа, в которой учится Сережа, была далеко от его дома. Мы подошли к большому дому, который стоял на берегу реки.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я  говорю предложение, а ты его внимательно послушай, а потом повтори».

Критерием оценок служит количество правильно повторенных предложений.

Способы оценки:

3балла – правильное повторение всех предложений;

2балла – правильное повторение 7-13 предложений;

1балл – правильное повторение 1-6 предложений;

0баллов – отказывается от выполнения задания.

 

4) Верификация предложений.

Материал:  правильные предложения и предложения с неправильными формами слов.

8 правильных предложений: Земля покрыта белым снегом.  Письмо написала сестра. Идет косой сильный дождь. Березки склонились от ветра. Хорошо спится медведю под снегом. В саду пахнет сиренью. В деревне стоит большой дом. На поле пасутся лошади.

8 неправильных предложений: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Дом нарисовала девочкой. Деревья шумят от ветром. У Нины большая яблоко. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. На море плывут корабль.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я  буду называть тебе правильные и неправильные предложения. Ты внимательно слушай и поправляй меня, если я сажу неправильно». После воспроизведения предложения задаются вопросы: «Правильно я сказала? Как правильно сказать? Какое слово я сказала неправильно?».

Критерием оценок служит количество верно исправленных неправильных предложений, при сохранении исходного звучания правильных предложений.

Способы оценки:

3балла – верно исправлены все неправильные предложения, правильные предложения не корректируются;

2балла – верно исправлены 5-7 неправильных предложений, правильные предложения не корректируются;

1балл – верно исправлены 3-4 неправильных предложения, правильные предложения корректируются в 1-2 случаях;

0баллов – верно исправлены 2 и менее неправильных предложения, правильные предложения корректируются в 3 и более случаях; отказывается от выполнения задания.

 

Исследование связной речи

1)  Исследование диалогической речи.

Материал: сюжетная картинка с изображением комнаты, в которой мальчик и девочка держат линейку и клей.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на мои вопросы: Где находятся дети? Как ты узнал? Во что одеты дети? Что держит в руках мальчик? Зачем? Что держит в руках девочка? Зачем? Что дети собираются делать?  Зачем они собираются это делать?».

 Критерием оценок служит соответствие ответа ситуации; характер языкового оформления ответа (предложением, словосочетанием, одним словом), наличие аграмматизмов, вербальных парафазий.

Способы оценки:

3балла – даются ответы в соответствии с заданным вопросом. Ответ на вопрос в виде грамматически правильной построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки;

2балла – несложные по грамматической структуре конструкции, основанные на комбинации отдельных словосочетаний в составе простого предложения; единичные смысловые несоответствия; единичные аграмматизмы;

1балл – ответы на вопросы составлены с помощью опорных слов-подсказок, указывающих форму выражения. Имеются смысловые неточности, повторяющиеся аграмматизмы.

 0баллов – даются неадекватные ответы; отказывается от выполнения задания.

 

  1. Исследование монологической речи.

а) Пересказ сказки «Теремок».

Материал: картинки и  текст сказки «Теремок».

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладывается серия картинок и дается следующая инструкция: «Послушай сказку и постарайся потом ее рассказать сам». Текст сказки прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Критерием оценок служит соответствие рассказа ситуации, его смысловая целостность, полнота, характер языкового оформления.

Способы оценки:

3балла – полно передается содержание текста, соблюдается логическая последовательность изложения, присутствует смысловая и синтаксическая связь между предложениями;

2балла – отмечаются отдельные нарушения связности воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложения, имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, незначительно страдает смысловая целостность;

1балл – отмечаются пропуски целых смысловых звеньев, имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их соотношений, наблюдаются неоднократные нарушения связности изложения, наблюдается бедность и однообразие употребляемых языковых средств;

0баллов – рассказанный текст не соответствует содержанию текста сказки; рассказ в виде отдельных, не связанных между собой слов; отказывается от выполнения задания.

 

б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Материал:  серия из трех сюжетных картинок. 1 картинка – солдата ранили в руку и ногу, к нему подошла собака с мед. сумкой;   2 картинка – солдат перевязывает раны, собака бежит за помощью; 3 картинка – солдата несут на носилках санитары, собака идет рядом.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается серия сюжетных картинок, данных вперемешку, и дается следующая инструкция: «Внимательно посмотри на картинки. Я разложила их неправильно, не в том порядке. Разложи картинки по порядку. Теперь расскажи, что же здесь произошло?»

Картинки вперемешку раскладываются перед ребенком, и дается 3 минуты, чтобы их  внимательно рассмотреть.

Критерием оценок служит правильность разложения картинок, соответствие рассказа изображаемой ситуации, его целостность, наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность, характер языкового оформления, грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями.

Способы оценки:

3балла –  правильно раскладываются картинки, рассказ достаточно полно и адекватно отображает изображенный сюжет, имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности, рассказ характеризуется смысловой целостностью и строится в соответствии с грамматическими нормами языка;

2балла – последовательность картинок определяется правильно, рассказ достаточно полно отображает содержание картинок, наблюдаются незначительные пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету, отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз;

1балл – правильная последовательность картинок определяется с трудом или не определяется, в рассказе нарушается связность повествования, отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия, рассказ может подменяться простым перечислением действий, представленных на картинках; наблюдаются фрагментарные предложения, морфологические аграмматизмы.

0баллов – рассказанный текст не соответствует содержанию изображений на картинках; рассказ в виде отдельных, не связанных между собой слов; отказывается от выполнения задания.

 

в) Составление рассказа-описания.

Материал:  кукла в розовом платье, с сумочкой в руках, с бусами на шее.

Процедура и инструкция.  Перед ребенком выставляется кукла, ему предлагается внимательно рассмотреть куклу (в течение 3 минут), а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. Дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно куклу. Расскажи о ней: как ее зовут; какая она по величине; назови основные части тела; расскажи, во что она одета, что у нее в руках, на шее?». 

Критерием оценок служит соответствие рассказа рассматриваемому объекту, целостность рассказа, наличие в нем всех смысловых звеньев, правильная их последовательность, характер языкового оформления, грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями.

Способы оценки:

3балла – в рассказе отображаются все основные признаки предмета, соблюдается определенная последовательность в описании признаков предмета. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства словесной характеристики предмета: определения, сравнения и др.;

2балла – в рассказе-описании отражается большая часть основных качеств предмета, отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков, смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания;  

1балл – рассказ составляется с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета, описание предмета не отображает многих его существенных признаков, не отмечается какой-либо логической последовательности: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер, наблюдаются выраженные лексико-грамматические нарушения; 

0баллов – рассказанный текст не соответствует увиденному образу предмета; рассказ в виде отдельных, не связанных между собой слов; отказывается от выполнения задания.

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн