Методическая работа "Мониторинг на уроках педагогики"
Submitted by Маргарита Ивановна Туркина on Tue, 13/10/2015 - 16:41
Оглавление
Введение
1. Понятие о педагогической компетенции
2. Из истории диагностики педагогического процесса
3. Принципы организации мониторинга
4. Логическая последовательность мониторинга
5. Мониторинга на уроках педагогики
6. Формирование субъективной позиции студентов педагогического
колледжа в ходе педагогической практики.
Литература
«Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и ученикам,
он совершенный учитель»
Л. Н. Толстой.
В современной научной и методической литературе по проблемам теории и методики профессионального образования и в практике профессиональной подготовки используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: профессиональная компетентность, профессиональное
мастерство, квалификация, профессионализация, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, профессиональное самосовершенствование, профессиональная адаптация, профессиональная пригодность, профессиональная идентификация и т. д.
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность.
Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность психолого-педагогической эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники. Педагогическая техника при этом понимается как разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников.
Педагогическое мастерство должно рассматриваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Условием совершенствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации, получение дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний (3,98).
1. Понятие о педагогической компетенции.
В современной психологической и психолингвистической литературе чаще употребляется понятия «компетентности» (в психологии) или «компетенции»
(в лингвистике), являющиеся характеристиками поведения, доминирующей формой активности личности, актуальным уровнем владения (например, языком и речью).
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
Профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условиям делают специалиста пригодным к педагогической деятельности. (6,100).
Профессиональная компетентность педагогических работников
представляет собой совокупность следующих обобщенных составляющих - ключевых компетентностей: управленческой, коммуникативной, информационной, методологической, проектировочной, толерантной, аналитической и др. Профессиональную компетентность педагогического работника можно рассматривать как интегральную характеристику личности, обуславливающую готовность и способность выполнять профессиональные функции и продуктивно решать образовательные задачи. (16, 17).
2. Из истории диагностики педагогического процесса.
Применение диагностических методик в зарубежных школах
имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области
педагогического тестирования Э.Торндайк (1874-1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:
1. Период поисков (1900 -1915 гг.). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А.Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.
2. Последующие 15 лет - годы «шума" в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты по арифметике, для проверки правописания. Э.Торндайк разработал диагностики по большинству школьных предметов.
3. С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики.
В связи с этим, что педология, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели.
В школах развитых стран внедрение и совершенствование
тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т.п.
С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать
объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.
В области определения системы оценок (отметок) наблюдается большое разнообразие как в принципах, так и в конкретных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются различные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты различные шкалы оценок, включая сто, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др.
При значительной децентрализации большинства зарубежных школьных систем, при условии свободного выбора школой учебных планов и программ, а обучаемыми - учебных предметов редко, проводятся централизованные проверки
оценивание знаний, умений.
В целом же, нужно признать, контроль и учет успеваемости, диагностирование обученности в зарубежных школах носит характер объективной констатации результатов. Он не предполагает заботу о всеобуче. Общепринятый принцип индивидуализации обучения диктует один подход - каждый идет своим путем и темпом, обучается в меру своих возможностей, потребностей, реальных оценок будущего.
До революции в России существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использоваться все реже, а начиная с пятидесятых годов все меньше стала использоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между тройкой и четверкой непреодолима для большинства обучаемых.
Однако многие педагоги используют «дополнения» К обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации «пятерки» (пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки». Получается типичная десятибалльная шкала оценок (8, 350).
3. Принципы организации мониторинга.
Важнейшими принципами мониторинга являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, процедур, ровном, доброжелательном отношении педагога к обучаемым, адекватном оценивании знаний, умений, способностей и возможностей.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости мониторинга на всех этапах педагогического процесса. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все ученики с первого до последнего дня пребывания в школе. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь, в каком психолого-педагогическом климате происходит развитие личности ребёнка.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым
условием реализации принципа является также объявление
результатов диагностических процедур, обсуждение и анализ их
с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов (8,367)
4. Логическая последовательность мониторинга.
Первым звеном в системе мониторинга следует считать
предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса)
Вторым звеном мониторинга является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хоть она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая.
Третьим звеном мониторинга знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка
способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.
Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.
Пятым звеном в организации мониторинга является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью (8,372).
5. Мониторинг на уроках педагогики.
Внедрение в образовательный процесс инноваций, коренная перестройка технологии обучения и воспитания требуют в обязательном порядке глубокого продумывания системы мониторинга. То, что при поверхностном изучении может казаться положительным, с течением времени может,
привести к нежелательным и неисправимым последствиям.
Мониторинг позволяет вовремя обнаружить отрицательные тенденции, проблемы в образовательной деятельности и найти пути их разрешения.
Особо важно детальное отслеживание процессов обучения и воспитания, а также их результатов. Инновационные идеи чаще являются основой коренных изменений в образовательных системах, При использовании таких идей для экспериментальной работы необходимо придерживаться важнейшего принципа инновационной деятельности «Не навреди». Не навредить же мониторингом можно только в том случае, когда он хорошо продумывается, обеспечен в методическом, организационном, кадровом, финансовом отношении.
Важную роль в профессионально-личностном развитии студентов педагогического колледжа играет мониторинг их учебно-профессионального становления.
Мониторингом в современной педагогической науке называется процесс длительного и целенаправленного отслеживания хода и результатов образовательного процесса, профессионально-личностного развития будущих специалистов на основе использования диагностических методик.
Виды мониторинга на уроках педагогики и педагогического мастерства.
На уроках педагогики и педагогического мастерства применяются следующие виды мониторинга:
- динамический;
- изучение качества знаний;
- информационный;
- изучение реальных возможностей;
В работе представлено содержание некоторых видов мониторинга.
Изучение качества знаний по педагогике.
1. Тест №1 по теме
«Педагогика в системе современного человекознания»
Цель: Определение качества первичного восприятия (текущий контроль).
1.Педагогика – это …
2.Педагогический процесс – это …
3.Педагогика появилась потому, что …
4.Педагогический процесс появился потому, что …
5.Термин «педагогика» возник …
6.Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем
чешского педагога …
7.Процесс управляемого познания называется
8.Процесс целенаправленного влияния называется …
9.Освоение потенциала возможностей называется …
10.Результат освоения социального опыта называется …
17. Зачем нужно педагогическое взаимодействие?
2.Контрольно-диагностическая работа по педагогике по теме
«Роль коллектива в воспитании и развитии ребёнка».
Уровень 3 (отметка «3») Цель – определить точность воспроизведения знаний. 1.Педагогический коллектив, его признаки.
2.Возможности развития личности в коллективе.
3. Сборник педагогических задач Л.В.Кондрашовой, №127, с.83.
Уровень 2 (отметка «4»).
Цель - определить способность интеграции знаний педагогики и психологии.
1.Фазы включения личности в коллектив, роль педагога в создании оптимальных условий для развития личности.
2.Два подхода к технологии создания коллектива.
3.Сборник педагогических задач Л.В.Кондрашовой, №120, с.79.
Уровень 1(отметка «5»)
Цель: оценить перенос знаний с опорой на личный опыт студента.
1.Этапы формирования коллектива, задачи педагога на каждом этапе.
2.Требования к деятельности педагога – руководителя коллектива, признаки сотрудничества в коллективе.
3. Сборник педагогических задач Л.В.Кондрашовой, № 116, с.77.
3. Итоговый срез знаний по педагогике.
Цель: Систематизация знаний
1.Отметьте правильное определение педагогики:
а) педагогика – наука о закономерностях обучения;
б) педагогика – наука о закономерностях педагогического процесса;
в) педагогика – наука, имеющая свой предмет, и методы изучения.
2.Вставьте нужное слово. Аксиологический подход в педагогическом процессе предполагает формирование …………….. отношений.
3.Отметьте правильное определение воспитания в узком педагогическом смысле:
а) воспитание – вечная историческая категория, выражающаяся в передаче социального опыта;
б) воспитание – целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни;
в) воспитание – целенаправленный систематический процесс взаимодействия с целью формирования социального опыта.
4. Отметьте правильный ответ. На развитие личности оказывают влияние:
Конкурентный мониторинг (оценочный лист конкурса по педагогической технике).
Имя участников
и
№ жеребьёвки
1
2
3
4
5
6
7
Мои педагогические достижения(max 3б.)
Пед. задача
Гуманность ответа
Урок
(max 5б.)
Структура
Взаимодействие
Эмоциональность
Культура
Творчество
Выразительное чтение (анализ) (max 1б.)
Запись мелом на доске (max 1б.)
Педагогическая ситуация (max 1б.)
Общее количество баллов
Информационный мониторинг.
Цель: изучение гуманистической направленности.
Шкала мотиваций одобрений Д.Брауна и Д.Маслоу.
Адаптированный вариант состоит из 20 вопросов, позволяющих измерить мотивацию одобрения.
Инструкция испытуемым: Внимательно прослушайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенности Вашего поведения, то напишите "да", если же оно неверно, то - "нет".
1.Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2.Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь, нужно помочь в беде.
3.Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4.Дома я веду себя за столом так же как в столовой.
5.Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому, что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других,
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов опроса:
Ответы "да" на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 8.11.14.15.16.20;
ответы "нет" на вопросы: 6, 7, 9.10.12.13.17.18,1'9.
Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех "работающих" вопросов. Итоговый показатель, может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения, тем следовательно, выше потребность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении.