Submitted by Елена Суркова on пн, 12/10/2015 - 21:41
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№16» города Губкина Белгородской области
Музыкально-литературная композиция
«Горит над Курскою Дугою
священной памяти свеча»
Суркова Е. Б.
учитель русского языка
и литературы,
Усачева О.А.,
учитель истории
и обществознания,
МАОУ «СОШ № 16»
Цели:
1. Познакомить учащихся с фактами героического прошлого нашей страны (Великая Отечественная война: Курская битва).
2. Развивать навыки коллективной деятельности; самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества; умения работать с информацией, размышлять, делать выводы, оформлять результаты совместной деятельности. Актуализация жизненного опыта учащихся.
3. Воспитание чувства сопричастности с историей России, с её героическим прошлым; уважения к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших свое Отечество.
ЗАДАЧИ:
Формирование гражданской позиции,
воспитание патриотических чувств гордости за свою страну
воспитание уважительного отношения к истории своей страны, ее героям;
Компьютерная поддержка: фотоматериалы военных лет, фотоматериалы встреч учащихся с ветеранами войны, современные памятники Прохоровского поля, диорамы в Белгороде, музея Курской битвы
Оборудование:
▪ Мультимедийный проектор
▪ Экран
▪ Парты (расставлены в форме 3-х больших столов)
▪ Стулья
Сопровождение:
▪ Презентация о Курской битве
▪ Музыка на тему Великой Отечественной войны
▪ Иллюстративный материал о Курской битве
▪ Информационный материал о Курской битве
Ход мероприятия:
Звучит минусовка фонограммы «Поклонимся великим тем годам…»
(На ее фоне читаются слова 4 чтеца в парадной одежде)
1. Поклонимся великим тем годам
Годам победной славы нашего народа
Когда сумели семь смертей пройти
Твои и мои прадеды за все 4 года.
2. 1941-1945…
3. 4 года великой славы…
4. 4 года великого подвига…
1. 4 года великих битв, ставших переломными в Великой Отечественной войне…
2. Битва за Москву… (слайд с датой)
3. Сталинградская битва…… (слайд с датой)
4. Битва за Кавказ…… (слайд с датой)
1. Битва за Днепр…… (слайд с датой)
2. Битва за Ленинград…… (слайд с датой)
3. Битва на Курской дуге, 70-летие которой мы будем отмечать летом 2013 года…… (слайд с датой)
4. Именно ей, Битве на Курской дуге, одной из ярчайших вех мужества и стойкости нашего народа на пути к победе в Великой Отечественной войне, мы и посвящаем нашу композицию «Горит над Курскою Дугою священной памяти свеча…»
Звучит фонограмма «Поклонимся великим тем годам…»
1. Горит над Курскою Дугою
Священной памяти свеча…
2. Мы помним прадедов победы
И семь десятилетий эта память горяча…
На слайде – Музей – панорама «Курская дуга».
Входит группа детей, имитирующих экскурсию в музее.
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в музее нашего мемориального комплекса «Курская дуга», где вы познакомитесь с материалами о грандиозной битве, которая занимает в Великой Отечественной войне особое место. Моими помощниками во время экскурсии будут ваши ровесники, занимающиеся в школе юных экскурсоводов. Давайте их послушаем.
(4 чтеца исполнят роль юных экскурсоводов)
Юный экскурсовод 1:(с указкой у слайда, на котором высвечена карта Курской битвы) Шел год 1943, третий год войны. В результате наступления советской армии в конце 1942 года и начале 1943 года в районе города Курска образовалсяв линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов.У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель».
Юный экскурсовод 2:Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тысяч человек, около 10 тысяч орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.
Юный экскурсовод 1:Ставка Верховного Главнокомандования СССР в этой обстановке приняларешение: перейти к обороне, обескровить врага, а потом развернуть решительное наступление.
3. От Харькова и до Орла
Змеей легла на карте генерала
Военным кодом «Курская дуга»
Победы грозное начало!
Юный экскурсовод 2:Пока в ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронтенаступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи. Как все это было, вы можете представить благодаря старой сохранившейся документальной хронике тех лет. Пройдемте в кинозал музея.
(Дети уходят, появляются «кадры кинохроники»:
мизансцена «На привале», солдаты пишут письма, играют на гармошке, звучит песня «Землянка», затем снова выходят экскурсанты и экскурсоводы, на фоне музыки читается стихотворение)
4. Была последняя ночь перед первым решающим боем,
Когда каждый готовился тяготы все превозмочь,
И шептались тихонько березы, кому-то пророча
Подвиг, смерть и бессмертье в эту тёмную ночь.
(слышны взрывы, вой снарядов)
Юный экскурсовод 1:Начавшаяся 5 июля 1943 года битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер.
1. В тот первый день битвы кровавой,
Овеянной великой славой,
На Курской огненной дуге
Горела вся земля, и небо было в мгле.
Юный экскурсовод 2:Наши войска встретили лавины танков и пехоты врага с невиданнойстойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Вот что сообщали тогда сводки Совинформбюро…
(звучат позывные сигналы радио)
Голос диктора за кадром: От Советского Информационного бюро. «С 5 июля наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника. Все атаки немцев отбиты с большими для них потерями. Бои продолжаются».
2. До сей поры мы слышим гул сражений
И видим тех, кто шёл в смертельный бой,
Кто вкус побед и горечь поражений
Зажёг потомкам Огненной дугой.
(звучит песня «Журавли»)
Юный экскурсовод 1:И все же окончательно похоронило гитлеровскую
операцию «Цитадель» крупнейшееза всю вторую мировую войну контрнаступление советских войск - встречное танковое сражение под Прохоровкой, которое произошло 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков, значительное число артиллерии и крупные силы авиации.
(на фоне минусовки песни из кинофильма «Белорусский вокзал»
читаются стихи и текст)
3. Вошла эта битва в историю факелом ярким,
Как песня, как гимн, как победный набат.
Здесь летом июльским в боях было жарко,
Здесь насмерть стоял наш советский солдат.
4. Гремели оркестром «Катюши» над полем,
«Пантеры» и «Тигры» кострами пылали,
И падали бомбы с неистовым воем,
И пули над ухом, как пчелы, жужжали.
Юный экскурсовод 2:Только за один день потери с обеих сторон составили
свыше 700 танков.Сражение на земле продолжалось целый день. Горели сотни танков и самоходок. Над полем боя знойное июльское небо было закрыто тучами пыли и дыма. Люди, задыхавшиеся от недостатка кислорода, жестоко страдавшие от жажды, потеряв боевые машины, кидались на противника врукопашную.
1. Над этим полем бушевало пламя,
Был ураган железа и огня.
На этом поле танки сшиблись лбами,
Заскрежетала о броню броня.
2. Как две разгоряченных встречных бури,
Столкнулись… «Тигр» попятился назад
Броня, которую ковали в Руре,
Сдалась броне, что выковал Урал.
Юный экскурсовод 1:12 июля стал днем крушения немецкого наступления на
Курск с юга. 19 июлякомандование вермахта пришло к выводу, что операция «Цитадель» потерпела крах.
Юный экскурсовод 2:Советские войска перешли в контрнаступление на всех
Фронтах.5 августасоветские войска освободили города Орел и Белгород.
Юный экскурсовод 1:В тот же день 5 августа Москва салютовала
артиллерийскими залпами в честь доблестных войск, освободивших Орел и Белгород. Это был первый за время Великой Отечественной войны победный салют.
(звуки залпов, крики «ура». На фоне залпов читаются стихи)
3. В привычных сумерках суровых
Полночным залпам торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала древняя Москва.
4. И голос праздничных орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом ваших батарей.
1. И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах-
ОРЁЛ и БЕЛГОРОД – слова.
Юный экскурсовод 2: С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия.
Юный экскурсовод 1:Артиллерийские салюты возвещали победы, а наши бойцы продолжали отдавать жизни за свою Родину. Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал, что только «за тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10000 солдат и офицеров».
Юный экскурсовод 1: Здесь, на этой экспозиции, вы видите фамилии тех советских воинов, кто погиб в боях на Курской Дуге, их личные вещи и документы.
(на фоне песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» дети внимательно изучают списки погибших)
Вера: Ой, ребята, посмотрите, это фамилия моего прадеда. Мне о нем рассказывала бабушка. Он тоже погиб здесь во время ожесточенных боев в 1943-м. Уже после его гибели прабабушка получила письмо, которое он успел написать перед своим последним боем. Копию этого письма прабабушка оставила себе, а оригинал передала сюда, в музей.
Экскурсовод:Да, действительно, у нас есть такое письмо. Оно находится здесь, в альбоме, где хранятся все переданные нам солдатские письма. Можете с ними познакомиться.
(Вера открывает альбом раздаются взрывы, сирена.
Девочка захлопывает альбом)
Дима:Что случилось? Нам это показалось или…
Юра:Кажется, это доносится из альбома…
(Вера снова медленно открывает альбом — слышится песня «Прохоровский набат», дети продолжают разговор.)
Вера:Как страшно… Я читаю строки письма прадеда и представляю, как это все происходило, какие были страшные бои. А мой прадед, как и другие солдаты, такой молодой, красивый, и ему так хочется жить…
(дети отходят, выходит боец в солдатской форме)
Боец:Здравствуй, моя родная. Возможно, пишу тебе последнее письмо. Впереди – тяжелый бой…
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это — другая.
Это значит… сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.
Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
Если я не вернусь, то помните обо мне…
(солдат уходит под песню В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)
Вера:70 лет прошло с тех пор, как он не вернулся из боя, а память о нем жива.
Мой прадед там, в бою остался, на войне,
Не пожалел он жизни для Победы,
Для мира, чтоб жилось спокойно мне…
Вот, что сегодня знаю я про деда.
Экскурсовод:Кровью тысяч патриотов Отчизны, которыеза родную землю стояли насмерть,полита земля от Орла до Харькова. Вновь и вновь поднимались они в атаку. И вновь, и вновь погибали… Да и тех, кто тогда выжил, сегодня в живых уже почти никого не осталось…
Юра:Вспомним их поименно
Сердцем вспомним своим
Это нужно не мертвым
Это нужно живым
(На фоне минусовки песни «Журавли» выходят чтецы со свечами, которые они зажигают после каждого названного героя)