Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староивановская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Коткова Волоконовского района Белгородской области»
Предмет: Биология
Класс: 7
Дата проведения:
Тема:Экологические группы птиц
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жизнедеятельности птиц разных экологических групп
Задачи: Образовательные:
сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
дать представление о приспособленности птиц к условиям обитания вблизи жилья человека;
ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.
формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
научить учащихся формулировать выводы;
развивать мышление учащихся, речь.
Воспитательные
расширять кругозор;
развивать познавательный интерес к предмету;
формирование экологической культуры.
Тип урока: комбинированное применение знаний и способов деятельности
Номер урока: 54
Номер урока раздела «Царство животные»: 28
УМК: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 2009
Рисунки птиц
Красная книга Белгородской области
компьютерная и мультимедийная техника
карточки, схемы
Дополнительная литература
Ход урока
I.Организационный момент
- Приветствие
- Проверка готовности
II. Проверка домашнего задания
А) Тестовые задания
Вариант 1.
1. Поддержание постоянной температуры тела – отличительный признак:
А) лягушки
Б) Ящерицы
В) Пингвина
Г) Крокодила
2. Основу хвостового оперения птиц составляют перья:
А) пуховые
Б) рулевые
В) маховые
Г) кроющие
3. Значительное увеличение мозжечка в головном мозге птиц объясняется:
А) сложным способом передвижения - полётом
Б) сложным строением органов зрения
В) способностью к образованию пар
Г) способностью к пению
4. Акт двойного дыхания птиц связан с наличием в дыхательной системе:
А) гортани
Б) трахеи
В) бронхов
Г) воздушных мешков
5. У птиц сердце:
А) двухкамерное
Б) трёхкамерное
В) четырёхкамерное
Г) пятикамерное
Вариант 2.
1. Поддержание постоянной температуры тела – отличительный признак:
А) Лягушки
Б) Страуса
В) Ящерицы
Г) Крокодила
2. Как называется нижняя часть ноги птицы, покрытая роговыми щитками и лишенная оперения:
А) цевка
Б) бедро
В) голень
Г) тазовый пояс
3. Наибольшее значение для ориентации птиц в пространстве имеет орган чувств:
А) зрение
Б) осязание
В) обоняние
Г) слух
4. В отличие от рептилий дыхательная система птиц включает:
А) легкие
Б) трахеи
В) бронхов
Г) воздушных мешков
5. Как называется отдел скелета, к которому прикрепляются летательные мышцы:
А) грудная клетка
Б) киль
В) плечо
Г) череп
1 вариант:
1 – В
2 – Б
3 – А
4 – Г
5 – В
2 вариант:
1 – Б
2 – А
3 – А
4 – Г
5 – Б
Б) Найди ошибку.
- Прочитайте текст вариант 1 – укажите номера предложений с ошибками, 2 – без ошибок.
1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные. 2. Кожа имеет много желез. 3. Тело покрыто перьями. 4. Передние конечности преобразованы в крылья. 5. Все птицы способны к полёту. 6. Хорошо развито зрение. 7. Сердце трёхкамерное. 8. В клюве имеются мелкие зубы.
Ответы:
1 вариант – 1346
2 вариант – 2578
За каждый правильно выбранный номер ответа 1 балл.
В) Характеристика размножения птиц.
- Сейчас поиграем, класс делиться на две группы (1 – выводковые, 2 – птенцовые) я буду называть признаки двух групп птенцов по способу вылупления, а вы поднимать свои крылья, если я говорю про вас.
Вы покрыты пухом
Хорошо видите
Вы слепые
Вы глухие
Вы голые и слабоопушенные
Вы хорошо передвигаетесь
Не можете передвигаться
Долго остаётесь в гнезде
Самостоятельно находите корм
Родители о вас заботятся (а как?)
III. Актуализация опорных знаний. Работа в группах по 4 человека
- Посмотрите на слайд, что на нём изображено?
- От чего зависит строение клювов?
- Посмотрите на следующий слайд?
- От чего зависит строение ног?
- Всех птиц можно разделить на группы по образу жизни: питание, место обитания, передвижение. И сегодня на уроке мы посмотрим, на какие же экологические группы птиц делят.
IV. Изучение нового материала
А) Экологические группы птиц по способу питания. Работа в парах
Заполните таблицу.
Название группы
Особенности
Представители
Б)Группы птиц по месту проживания. Работа в парах по тексту учебника
- Посмотрите на слайд, прочитайте еще одну классификацию птиц, в каком документе она может быть отражена?
- Сообщение учащихся о Красной книге мира, России и Белгородской области.
Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Вначале ее представляли как книгу учета видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Ученые считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы.
Международная Красная книга, впервые изданная в 1996 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.
Взяв за основу это издание, многие государства начали создавать свои национальные Красные книги.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась она Красная книга СССР. Всего в Красную книгу СССР было внесено 62 вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц, 8 видов земноводных и 21 вид пресмыкающихся, 444 вида растений. Для каждого вида были даны рисунок и карта распространения.
Второе издание Красной книги СССР вышло в свет в 1984 г. Оно было гораздо более объёмным, чем первое и вышло в двух томах. В первый том "Животные" вошли новые крупные таксоны: добавился класс рыб, впервые были включены беспозвоночные животные. Красная книга растений составила второй том.
В третьем издании Красной книги выделено 5 категорий охраняемых видов.
Кроме Красной книги существует и Черная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виновен человек.
- Просмотрев презентацию Кати, ответьте на вопрос, птиц какой группы больше всего занесено в Красную книгу России.
- Сидоренко Екатерина – презентация «Птицы Красной книги России»
- Просматривая презентацию Вали, вы должны написать номера птиц указанных у вас в списках.
- Павлоцкая Валентина – презентация «Птицы Красной книги Белгородской области»
V. Закрепление знаний.
- Назовите экологическую группу следующих птиц:
1. Африканский страус
2. Большой пестрый дятел
3. Серая цапля
4. Сокол сапсан
5. Ушастая сова
6. Серая утка
Заполните таблицу
- А каково значение человека для птиц?
VI. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели, на какие экологические группы могут делиться птицы.
- Сдали оценочные листы
эVII. Домашнее задание:
1 группа: Подобрать ребусы про птиц
2 группа: Составить обращение от имени исчезающей птички к человеку
3 группа: Интересные факты из жизни птиц
VIII. Рефлексия
- А сейчас на листике обведите свою руку и на пальчиках напишите ответы на следующие вопросы: