Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экологические группы птиц

Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлоцкая Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Староивановская СОШ имени Н. И. Коткова Волоконовского района Белгородской области"

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жизнедеятельности птиц разных экологических групп

Задачи:
Образовательные:

  • сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
  • дать представление о приспособленности птиц к условиям обитания вблизи жилья человека;
  • ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.

Развивающие

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • индивидуальные особенности учащихся;
  • формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
  • научить учащихся формулировать выводы;
  • развивать мышление учащихся, речь.

Воспитательные

  • расширять кругозор;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формирование экологической культуры.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об­щеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 2009

Используемая методическая литература: 

Красная книга Белгородской области

Используемое оборудование: 

Рисунки птиц, компьютерная и мультимедийная техника, карточки, схемы

Краткое описание: 
<p><strong>I</strong><strong>.</strong><strong> Организационный момент&nbsp; </strong></p> <p><strong>II</strong><strong>. Проверка домашнего задания</strong></p> <p><strong>А) Тестовые задания</strong></p> <p>Б) Найди ошибку.</p> <p>В) Характеристика размножения птиц.</p> <p><strong>III</strong><strong>. Актуализация опорных знаний. Работа в группах по 4 человека</strong></p> <p><strong>I</strong><strong>V</strong><strong>. Изучение нового материала</strong></p> <p><strong>А) Экологические группы птиц по способу питания. &nbsp;Работа в парах </strong></p> <p><strong>Б)</strong> <strong>Группы птиц по месту проживания</strong><strong>. Работа в парах по тексту учебника</strong></p> <p><strong>В) Группы птиц по образу жизни. </strong></p> <p><strong>Г) Минута релаксации. Прослушивание пения соловья.</strong></p> <p><strong>Д) Охрана птиц</strong></p> <p><strong>V</strong><strong>. &nbsp;Закрепление знаний.</strong></p> <p><strong>VI</strong><strong>. Итог урока. </strong></p> <p><strong>VII</strong><strong>. Домашнее задание:</strong></p> <p><strong>VIII</strong><strong>. Рефлексия </strong></p>

Разработка урока по предмету «Биология»

Тема «Экологические группы птиц»

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староивановская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Коткова Волоконовского района Белгородской области»

Предмет: Биология

Класс: 7

Дата проведения:

Тема: Экологические группы птиц

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жизнедеятельности птиц разных экологических групп

Задачи:
Образовательные:

  • сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
  • дать представление о приспособленности птиц к условиям обитания вблизи жилья человека;
  • ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.

Развивающие

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • индивидуальные особенности учащихся;
  • формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
  • научить учащихся формулировать выводы;
  • развивать мышление учащихся, речь.

Воспитательные

  • расширять кругозор;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формирование экологической культуры.

Тип урока: комбинированное применение знаний и способов деятельности

Номер урока: 54

Номер урока раздела «Царство животные»: 28

УМК:         В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об­щеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 2009

  • Рисунки птиц
  • Красная книга Белгородской области
  • компьютерная и мультимедийная техника
  • карточки, схемы
  • Дополнительная литература

Ход урока

I. Организационный момент 

- Приветствие

- Проверка готовности

II. Проверка домашнего задания

А) Тестовые задания

Вариант 1.

1. Поддержание постоянной температуры тела – отличительный признак:

А) лягушки

Б) Ящерицы

В) Пингвина

Г) Крокодила

2. Основу хвостового оперения птиц составляют перья:

А) пуховые

Б) рулевые

В) маховые

Г) кроющие

3. Значительное увеличение мозжечка в головном мозге птиц объясняется:

А) сложным способом передвижения  - полётом 

Б) сложным строением органов зрения

В) способностью к образованию пар

Г) способностью к пению

4. Акт двойного дыхания птиц связан с наличием в дыхательной системе:

А) гортани

Б) трахеи

В) бронхов

Г) воздушных мешков

5. У птиц сердце:

А) двухкамерное

Б) трёхкамерное

В) четырёхкамерное

Г) пятикамерное

Вариант 2.

1. Поддержание постоянной температуры тела – отличительный признак:

А) Лягушки

Б) Страуса

В) Ящерицы

Г) Крокодила

2. Как называется нижняя часть ноги птицы, покрытая роговыми щитками и лишенная оперения:

А) цевка

Б) бедро

В) голень

Г) тазовый пояс

3. Наибольшее значение для ориентации птиц в пространстве имеет орган чувств:

А) зрение  

Б) осязание

В) обоняние

Г) слух

4. В отличие от рептилий дыхательная система птиц включает:

А) легкие

Б) трахеи

В) бронхов

Г) воздушных мешков

5. Как называется отдел скелета, к которому прикрепляются летательные мышцы:

А) грудная клетка

Б) киль

В) плечо

Г) череп

1 вариант:

1 – В

2 – Б

3 – А

4 – Г

5 – В

2 вариант:

1 – Б

2 – А

3 – А

4 – Г

5 – Б

Б) Найди ошибку.

- Прочитайте текст вариант 1 – укажите номера предложений с ошибками, 2 – без ошибок.

         1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные. 2. Кожа имеет много желез. 3. Тело покрыто перьями. 4. Передние конечности преобразованы в крылья. 5. Все птицы способны к полёту. 6. Хорошо развито зрение. 7. Сердце трёхкамерное. 8. В клюве имеются мелкие зубы.

Ответы:

1 вариант – 1346

2 вариант – 2578

За каждый правильно выбранный номер ответа 1 балл.

В) Характеристика размножения птиц.

- Сейчас поиграем, класс делиться на две группы (1 – выводковые, 2 – птенцовые) я буду называть признаки двух групп птенцов по способу вылупления, а вы поднимать свои крылья, если я говорю про вас.

  • Вы покрыты пухом
  • Хорошо видите
  • Вы слепые
  • Вы глухие
  • Вы голые и слабоопушенные
  • Вы хорошо передвигаетесь
  • Не можете передвигаться
  • Долго остаётесь в гнезде
  • Самостоятельно находите корм
  • Родители о вас заботятся (а как?)

III. Актуализация опорных знаний. Работа в группах по 4 человека

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

- От чего зависит строение клювов?

- Посмотрите на следующий слайд?

- От чего зависит строение ног?

- Всех птиц можно разделить на группы по образу жизни: питание, место обитания, передвижение. И сегодня на уроке мы посмотрим, на какие же экологические группы птиц делят.

IV. Изучение нового материала

А) Экологические группы птиц по способу питания.  Работа в парах

Заполните таблицу.

Название группы

Особенности

Представители

 

 

 

Б) Группы птиц по месту проживания. Работа в парах по тексту учебника

Заполните таблицу.

Название группы

Особенности

Представители

 

 

 

В) Группы птиц по образу жизни.

- Заполните таблицу на слайде.

Г) Минута релаксации. Прослушивание пение соловья.

Д) Охрана птиц

- Посмотрите на слайд, прочитайте еще одну классификацию птиц, в каком документе она может быть отражена?

- Сообщение учащихся о Красной книге мира, России и Белгородской области.

Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Вначале ее представляли как книгу учета видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Ученые считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы.

Международная Красная книга, впервые изданная в 1996 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.

Взяв за основу это издание, многие государства начали создавать свои национальные Красные книги.

    Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась она Красная книга СССР. Всего в Красную книгу СССР было внесено 62 вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц, 8 видов земноводных и 21 вид пресмыкающихся, 444 вида растений. Для каждого вида были даны рисунок и карта распространения.

           Второе издание Красной книги СССР вышло в свет в 1984 г. Оно было гораздо более объёмным, чем первое и вышло в двух томах. В первый том "Животные" вошли новые крупные таксоны: добавился класс рыб, впервые были включены беспозвоночные животные. Красная книга растений составила второй том.

В третьем издании Красной книги выделено 5 категорий охраняемых видов.

Кроме Красной книги существует и Черная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виновен человек.

- Просмотрев презентацию Кати, ответьте на вопрос, птиц какой группы больше всего занесено в Красную книгу России.

- Сидоренко Екатерина – презентация «Птицы Красной книги России»

- Просматривая презентацию Вали, вы должны написать номера  птиц указанных у вас в списках.  

- Павлоцкая Валентина – презентация «Птицы Красной книги Белгородской области»

V.  Закрепление знаний.

- Назовите экологическую группу следующих птиц:

1. Африканский страус

2. Большой пестрый дятел

3. Серая цапля

4. Сокол сапсан

5. Ушастая сова

6. Серая утка

 

Заполните таблицу

- А каково значение человека для птиц?

VI. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрели,  на какие экологические группы могут делиться птицы.

- Сдали оценочные листы

эVII. Домашнее задание:

1 группа:  Подобрать ребусы про птиц

2 группа: Составить обращение от имени исчезающей птички к человеку

3 группа: Интересные факты из жизни птиц

VIII. Рефлексия

- А сейчас на листике обведите свою руку и на пальчиках напишите ответы на следующие вопросы:

Мизинец – Что нового узнали?

Безымянный – Что делали на уроке?

Средний – Какое у вас было настроение?

Указательный – Кому на уроке вы помогли?

Большой – Что вы сделал для своего здоровья?


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн