Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:
«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!»
II. Проверка домашнего задания
А) Выполнение задания в рабочей тетради с. 27 № 52.
Учитель: Начнем мы наш урок с того, что вспомним особенности таких растений как мхи, водоросли, папоротники. Откройте рабочие тетради на с. 27 и самостоятельно выполните задание № 52.
- Кто выполнит задание, поднимите глазки на меня, сядьте ровно. Давайте проверим. Посмотрите на экран, такие ли получились у вас высказывания.
Анисимов Андрей прочитай первое предложение: Тело водоросли не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Костромин Валера следующее: У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков.
Мананкова Анна последнее предложение: У папоротников есть стебель, листья, корни, но нет цветков.
Б) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради.
Учитель: На экране вы видите растения, каждое изображенное растение хочет попасть к себе в домик. Давайте им поможем и поселим каждое растение в свой домик в задании № 1.
- Под какими цифрами живут растения в первом доме, во втором, в третьем.
III. Активизация опорных знаний
Учитель: Сейчас вы увидите изображения организмов, если перед вами живой организм - вы показываете зелёную сигнальную карточку, а если неживой - красную: кошка, горы, корабль, птицы, ромашка.
- Какими признаками обладают все живые организмы?
Дети: они питаются, передвигаются, дышат, растут, размножаются …
- Какие царства живой природы вам известны?
Дети: грибы, бактерии, растения, животные.
- Скажите к каким царствам относятся следующие живые организмы: тигр, мухомор, водоросли, бациллы, сосна, ель.
- Как одним словом можно еще назвать сосну и ель.
Дети: Хвойные
- Тема сегодняшнего урока «Хвойные растения». А что вы должны будете узнать нового о данных растениях?
Дети: Строение, где растут, какие растения относятся к хвойным.
- И так сегодня мы должны узнать особенности строения, размножения и многообразие хвойных растений.
IV. Изучение нового материала.
А) Особенности строения.
- Рассказ учителя с элементами беседы: форма (дерево, куст, трава), многолетние или однолетние, особенности строения, роль в процессе дыхания.
Б) Строение хвои.
Работа в парах.
- Перед вами образцы хвоинок под номерами. Изучите особенности их строения и заполните в таблице строки 1,2,3 в задании №2.
- Учащиеся проверяют ответы по таблице на экране, записывают в 4 строке название дерева.
В) Характеристика основных представителей.
- Где вы могли встретить эти деревья?
Дети: В посадке, в лесу, около домов, школы.
- Сосна и ель произрастают в нашей местности.
- Сообщение детей об особенностях строения сонны обыкновенной и ели обыкновенной (задания опережающего характера)
-Учитель: Территория нашей Родины огромная, в северных районах расположены большие лесные массивы, состоящие из хвойных растений. Эти леса называются тайгой. Там растут такие деревья как лиственница и кедр.
- Сообщение детей об особенностях строения лиственницы и кедра (задания опережающего характера).
Физкультминутка.
- Если я буду называть грибы – вы должны руки поставить к плечам, если мхи – присесть, а если хвойные растения – встать на носочки и вытянуть руки вверх.
- Какое практическое значение имеют данные хвойные растения.
- Сообщения учащихся о применении и использовании хвойных растений в хозяйственной деятельности человека: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.
Д) Размножение хвойных растений.
- Самостоятельно прочитайте текст учебника с. 56 и найдите ответ на вопрос «Почему хвойные растения еще называют голосеменными?»
Дети: семена не защищены, голые.
- А где расположены семена хвойных растений?
Дети: в шишках.
Физкультминутка для глаз.
- Электронная физкультминутка «Новогодняя ёлка»
- Практическая работа в группах «Сравнение шишек хвойных растений»
- Перед вами шишки голосеменных растений кипарис, сосна, ель, лиственница. Рассмотрите их форму, найдите семя. Выполните задание №3, зарисуйте схематично форму.
Кипарис
Лиственница
Сосна
Ель
- А теперь посмотрите, какие формы у вас должны получиться. Проверка с таблицей на экране.
- Для того чтобы из семени выросло взрослое хвойное растение должно пройти не менее 25-30 лет. Но не все растения доживают до зрелого возраста. Скажите, а что может помешать этому?
Дети: пожары, засухи, вырубка для строительства, вырубка новогодних деревьев.
- А как вы можете помочь хвойным деревьям?
V. Закрепление пройденного материала.
1) Работа с сигнальными карточками.
- Если сказанное мною утверждение верно - то вы поднимаете зелёную карточку, если не верное – красную.
1 группа – Мини- сообщения «Удивительные факты из жизни хвойных растений»
2 группа - Рисунки, фотографии «Хвойные растения»
3 группа – Мини – сочинения «Охраняйте хвойные леса»
4 группа – Сообщения «Многообразие хвойных растений»
VII. Итог урока
-Послушайте внимательно загадку, дайте ответ:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, Сонна)
- К какой группе растений они относятся?
- Перечислите еще растения, относящиеся к голосеменным или хвойным растениям.
- Выставление оценок. Анализ работы учащихся
VIII. Рефлексия.
- Хвойные растения выделяют в воздух вещества, которые очищают его от микробов и бактерий. Поэтому для того чтобы вам легко дышалось, вы были здоровы, давайте посадим много хвойных растений на территории России.
- Каждая группа учащихся прикрепляет на карту России хвойное дерево.