Цель: развитие речи, учитывающее сложный характер нарушений, при котором дизартрические расстройства сочетаются с признаками системного недоразвития речи.
Задачи:
- своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке речевого развития ребенка;
- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений речевого развития ребенка;
- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Предлагаемая модель индивидуальной образовательной программы состоит из пяти модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-педагогического.
Базисный модуль определяет стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической особенности ребенка.
Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня психоречевого развития ребенка.
Его цель - введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения речи ребенка в различных видах деятельности (на занятии, в самообслуживании, игре, межличностном общении, в семье)
Принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности, учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития, выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.
Основная задача: тонко дифференцировать степень и характер нарушений речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить уровень воздействия двигательной недостаточности на особенности психоречевого развития ребенка.
Методы диагностики:
- изучение медицинской и психолого-педагогической документации;
- наблюдение за ребенком в естественных и специально организованных условиях;
- беседа с ребенком и его родителями;
- логопедическое обследование.
Оценивая состояние речевого развития ребенка, принимаются во внимание как результаты собственно логопедического обследования, так и сведения невропатолога, психолога, учителя-дефектолога, воспитателя. Анализу подвергаются не только особенности фонетико-фонематической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя высказываний ребенка. Специалистами сопровождения учитывается деятельностно-творческий и эмоционально-оценочный потенциал речевого развития Никиты. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.
Ведущее значение в патогенезе речевых нарушений имеет собственно двигательная патология. Изучение и оценка характера поражения общей, мелкой и артикуляционной моторики осуществляется с опорой на нейроонтогенетический подход.
Образовательный процесс, направленный на развитие речевой функциональной системы требует постоянного контроля, отслеживания динамики психофизического развития, проведения комплексного мониторинга на всех этапах реализации индивидуальной образовательной программы.
Коррекционно-развивающий модуль, основываясь на результатах комплексной диагностики и оценке уровня психофизического развития ребенка с церебральным параличом, обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждения трудностей в овладении речью ребенком.
Задача: создание оптимальных условий для динамичного речевого развития ребенка в соответствии с его возрастными, клиническими и индивидуально-психологическими особенностями; нормализация и совершенствование речи.
Коррекционно-логопедическая работа при ДЦП основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ЛФК), направленными на развитие двигательных функций. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей рук. Подбираются комплексы упражнений для стимуляции двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок. Опора на другие сохранные анализаторы, прежде всего зрительный и слуховой, позволяет обеспечить удовлетворительный контроль и упрочение движений.
Развитие речи предполагает:
- нормализацию артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
- нормализацию просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
-развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.
Успешное овладение ребенком речевой функциональной системой предполагает и овладение им продуктивными видами деятельности, способствующими сенсорному и умственному развитию. Овладение и расширение репертуара предметных действий способствует уточнению, обогащению и систематизации словаря, расширению представлений об окружающем. В рамках игровой и предметной деятельности у ребенка формируются навыки общения, продуктивного коммуникативного поведения, а, следовательно, формируется диалогическая и монологическая речь.
Лечебно-профилактический модуль разрабатывается с целью осуществления взаимосвязи восстановительного лечения и психолого-педагогического сопровождения. С помощью медикаментозной терапии улучшаются обменные процессы в головном мозге; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК повышают общий тонус и работоспособность. Этот комплекс мер обеспечивает ребенку удовлетворительную физиологическую базу для успешного продвижения в речевом и психическом развитии. Проводимая логопедическая работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Специалистами, обеспечивающими восстановительное лечение, совместно с логопедом планируется работа по коррекции и развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, нормализации физиологического и фонационного дыхания.
Цель социально-педагогического модуля - повышение эффективности педагогической деятельности специалистов сопровождения, направленное на разработку и апробацию учебных программ, способствующих не только общему, но и речевому развитию дошкольника; разработку программ повышения родительской компетентности.
Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к ребенку.
|