Submitted by Агата Юрьевна Спирькова on чт, 08/10/2015 - 17:37
ГООУ «Болгарская санаторная школа- интернат»
Спасского района РТ
Авторская программа
по правовому воспитанию школьников
4-5 класс
«Я- гражданин России!»
+
Составила: воспитатель
II квалификационной категории
Спирькова Агата Юрьевна
Болгар
2012 уч.
Цель:
Воспитать гражданина с высокой культурой, знающего, умеющего защищать свое человеческое право.
Сформировать основные навыки правовой грамотности, правил правового и нравственного поведения.
Задачи:
Знакомство обучающихся с нормативно-правовой базой в доступной форме.
Формирование умений и навыков руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Способствовать усвоению ребенком своих прав и обязанностей.
Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
Пояснительная записка.
В настоящее время в России происходят существенные преобразования общества, изменяется характер отношений, а также существующая система ценностей и приоритетов. Это обусловлено процессом построения правового государства и рыночной экономики. В этих условиях резко возрастает интерес к праву. Моя программа направлена на удовлетворение этого интереса обучающихся, формирование гражданственности.
Цель программы- воспитание правовой культуры учеников. Она поможет понять закономерности возникновения и действия государства и права, природу этих явлений; познакомиться с историей возникновения государства и права, понять связь государства, права и общества; органично дополняет первоначальные знания различных сфер жизнедеятельности человека, составной частью которого является правовая сфера; поможет глубже рассмотреть ряд узловых тем истории России в рамках освещения процесса становления права в Русском государстве- России XI-XX в.в.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно- необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.
В ходе реализации программы ученики должны научиться правильно понимать законы, использовать их для защиты своих прав, уметь разрешать конфликты законным способом, т.е. усвоить не только знания конкретных норм законодательства, но и овладеть практическими правовыми знаниями, что позволит ученику в дальнейшем реализовать себя как законопослушного полноправного гражданина правового государства. На занятиях ученики должны научиться критически мыслить; анализировать обстоятельства и различную информацию и на основе этого анализа решать сложные проблемы; анализировать мнения и высказать свое, оперируя аргументами; участвовать в дискуссиях. Ученики будут овладевать навыками групповой и индивидуальной работы.
Программа рассчитана на обучающихся 4,5 классов и направлена на формирование таких личностных качеств, как гражданственность, гуманность, осознание «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
В основу моей программы легли основные требования, способные обеспечить права ребенка на выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества.
Обучение правам человека- это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого- педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Кроме этого, права человека- это абсолютная, универсальная ценность.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Программа «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознание и самоопределением.
Моя программа призвана воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, воспитывать чувство уважения к своим родителям.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств, в легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении по данной программе- благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Моя программа строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
Первый год работы формирует у четвероклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
В пятом классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т.д.
Предполагаемые результаты: убежденность обучающегося в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко- культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите отечества.
Обучающиеся должны знать:
Историко- культурное, духовное наследие своей страны;
Нормативно- правовые документы, изученные в данной программе.
Должны уметь:
Применять полученные знания на практике;
Формировать собственную позицию;
Выработать и отстаивать свою точку зрения.
Моя программа строится на следующих принципах:
1. Принцип открытости
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Ожидаемые результаты:
Узнают о своих сверстниках, которые живут в других странах, о своих правах на жизнь и развитие, о своих обязанностях, закрепленных в международном документе.
Получают общее представление о своих основных правах и свободах; воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, богатую традициями и талантливыми людьми.
Расширяют кругозор, осваивают навыки работы с художественной и публицистической литературой.
Развивают устную и письменную речь.
Формируют уверенность в себе, чувство собственного достоинства и уважения к мнению окружающих их людей.
Подводят итоги и отмечают, что для активного участия в общественной жизни, для своей позиции, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших и друг друга.
Начинают ощущать свою значимость и ощущать себя личностью.
Анализируют свои поступки и поступки окружающих.
Ориентируются в ситуации, где необходимо постоять за себя и за других.
Умеют высказать и отстоять свое мнение. По собственной инициативе выдвигают проблемы и задают вопросы.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей целью, интегрирующей не только социальной, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.
№
Тема занятия
Форма проведения
Содержание
Сроки проведения.
Школа и ребенок в ней.
1.
Знакомство с Уставом школы.
Беседа-сообщение
Знакомство с основным законом школы. Права и обязанности.
сентябрь
2.
«Мой сосед по парте»
Час откровенного разговора
Знакомство с товарищами по классу. Предоставить возможность учащимся поближе узнать своих одноклассников. Развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга.
сентябрь
3.
«Деревня (город), в которой ты живёшь.»
Заочное путешествие
Рассказ детей о своей малой родине. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, к родному краю. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
октябрь
4.
Мои права и обязанности.
Учебная дискуссия
В интересной и занимательной форме познакомить детей с Декларацией прав ребенка. Помочь детям осознать свои права и обязанности в обществе. Учить бесконфликтному ведению дискуссии и умению слаженно работать. Развивать познавательную, творческую, коммуникативную активность детей. Воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими.
октябрь
5.
Телефон доверия и социальная служба.
Беседа
Посвящена знакомству детей с правилами поведения в нестандартных ситуациях. Дети научатся обращаться за помощью в специализированные службы. Дать осознать, что они также несут ответственность за правдивость своих слов, что нельзя понапрасну наговаривать на людей, что это наказуемо.
ноябрь
6.
«Я хочу учиться»
Анкетирование
Знакомство с правом на образование. Объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы дети непременно посещали школу, а не прогуливать уроки. Анкетирование «Почему я хожу в школу»
ноябрь
Семья и семейные отношения.
7.
«Моя- родословная».
Беседа с элементами игры.
Направлена на воспитание уважения к своей семье, к предкам. Дети узнают, что у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Развить интереса к семейной родословной.
декабрь
8.
«Тепло родного очага.»
Классный час
Посвящен на привитие детям семейных ценностей. Вспомнить самые интересные события в семейной и нашей школьной жизни. Направлено на повышение культуры быта.
декабрь
9.
Гражданство. Право на гражданство.
Урок правоведения
Посвящены осознанию участниками необходимости и значимости гражданства для каждого человека, дети познакомятся с основами закона о гражданстве РФ. Дети осознают, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя. Осваиваются такие понятия, как «личность», «гражданин», приводя примеры из собственных жизненных наблюдений. Подводя итог урока, ученики отмечают: чтобы активно участвовать в общественной жизни, иметь свою позицию, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших, друг друга и соблюдать все правила.
январь
10.
Права и обязанности взрослых.
Дидактическая игра.
Посвящается изучению прав и обязанностей человека, где дается детям понять, что родители имеют равные права и обязанности в заботе о детях, их воспитании.
январь
11.
Право на имя. Право на родительскую заботу.
Устный журнал
Объяснить детям, что стремление к счастью, благополучию, здоровью объединяет людей, что человек имеет право на имя, право на родительскую заботу. Каждому хочется иметь право на это и на многое другое.
февраль
12.
Твоя национальность.
Урок общения
Задача состоит в том, что необходимо способствовать тому, чтобы жизненным принципом каждого стало межкультурное понимание и примирение разных национальностей, а основой здорового климата - этническая толерантность, показать, как Конституция РФ решает национальный вопрос. Выпуск стенгазеты « Моя национальность»
февраль
13.
«У разных людей разные интересы.»
Информационный час
Задача педагога показать детям, что у разных людей разные интересы, права, обязанности и ответственность.
февраль
14.
Равенство и равноправие.
Беседа с элементами викторины.
Посвящен необходимости равенства всех перед законом, проводится игра «20 вопросов».
март
15.
«Мое право на жизнь и развитие.»
Диспут
Посвящен изучению главного права человека- право на жизнь. Задача - способствовать формированию правовой культуры и толерантного поведения.
март
16.
Право на личную неприкосновенность.
Классный час
Рассматривается русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» и самостоятельно выделяется право на личную неприкосновенность жилища».
апрель
17.
«Я имею право на свое собственное мнение и свои взгляды.»
Нравственно- правовой вечер
Научить детей свободно выражать свои мысли познакомить с правом на собственное мнение, по теме разгадывается кроссворд.
апрель
18.
«Я не такой, как все.»
Ролевая игра
Ознакомление с правом «ребенок не обязан быть как все». Дается детям понятие о том, что если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Разыгрывание жизненных ситуаций.
май
19.
Подведение итогов
Круглый стол
Итоговые занятия. Проверка усвоенного материала. На данных занятиях повторяются права ребенка, обобщается материал всего курса, проводится диалог за круглым столом, решается кроссворд.
май
№
Тема занятия
Форма проведения
Содержание
Сроки проведения
Символика Российской Федерации.
1.
Государственная символика России. Гимн.
Классный час
Ознакомление с одним из символов нашего государства- гимном. Развить познавательный интерес к истории своей страны. Раскрыть основные этапы истории государственных гимнов страны. Указать, что каждый гражданин России обязан знать гимн своей страны, т.к. это почетная обязанность каждого гражданина своей страны, показатель уважения и любви к своему государству.
сентябрь
2.
Овеянный славой герб наш и флаг.
Беседа, с элементами викторины.
Изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории. Расширить исторические знания учащихся. Воспитание патриотизма и гражданственности.
сентябрь
3.
История России и Российского флага.
Устный правовой журнал
На занятии обучающиеся узнают, откуда пошло название- Россия, ее первоначальные представления, откуда произрастает смысл нашего флага, какой скрытый смысл несет в себе бело- сине- красное сочетание. Расширятся исторические знания учащихся. Популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации.
октябрь
4.
Гимн и эмблема нашей школы.
Дискуссионный клуб.
Знакомство детей с гимном санаторной школы. Дети узнают историю возникновения гимна, знакомятся с автором и композитором. Познакомятся с символикой и эмблемой школы. Исполнят гимн.
октябрь
5.
«Мы- граждане Великой России.»
Конференция права
Посвящен изучению основных документов государства и гражданина. Данное занятие воспитывает у обучающихся гражданско- патриотические чувства любви к Родине.
ноябрь
6.
Москва- столица нашей родины.
Заочная экскурсия
Знакомство детей со столицей России. Раскрыть историю Москвы. Объяснить, что на сегодняшний день, Москва- один из важнейших в мире политических, промышленных, научных и культурных центров. Изменение облика Москвы, в появлении множества красивых зданий и памятных мест.
ноябрь
7.
Выборы в «лесную думу».
Деловая игра
Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной компании, процедуру голосования в демократическом обществе. Дать понятие, что такое «демократическое общество».
Декабрь
Основные законы государства
8.
Главная книга страны
(Основной закон РФ)
Информационный час
Посвящен формированию у обучающихся убежденности в демократичном характере Основного закона Российской Федерации.
январь
9.
Права детей- забота государства.
Урок правоведения
Ознакомить обучающихся с правами несовершеннолетнего. Формировать у подростков правовую культуру, общечеловеческие ценности, воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
январь
10.
Насилие и закон.
Классный час
Донести до подростка понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву. Познакомить с различными видами насилия: физическое, психическое, эмоциональное и т.д. и наказание за содеянное.
февраль
11.
Встреча с работником прокуратуры.
Беседа
Познакомить детей с работниками прокуратуры. Разъяснить род их деятельности и принципы взаимодействия с ними.
февраль
12.
«Мир детей в пространстве мира взрослых.»
Вечер вопросов и ответов
Направлена на воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу. Дети познакомятся со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации.
март
13.
«В гостях у Шерлока Холмса»
Театрализованная игра
Посвящена профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Направлена на формирование у детей правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям.
март
14.
«Суд над Одиссеем»
Деловая игра
Дети научаться работать с дополнительной литературой, использовать источники, доказательно строить свои выступления, аргументировать свою точку зрения. Научатся вести дискуссию, выделять главное и второстепенное.
апрель
15.
«Умники и умницы»
Конкурс знатоков
Направлена на ознакомление с основами российского законодательства. Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних. Совместно с детьми выясним причину этих правонарушений и укажем способы поведения в критических ситуациях.
апрель
16.
«Я- гражданин России!»
Классный час
Определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”. Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Формировать у обучающихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
май
17.
«Мой мир вокруг»
Выпуск стенгазеты
Итоговое занятие. Проверка усвоенного материала, обобщение в виде выпуска стенгазеты. В данной работе дети проявляют свои способности, знания, раскрывают свой усвоенный материал в течение года, в виде; статей, разбора ситуаций, ярких красочных рисунков и т.д.