Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Фото пользователя Виктория Владимировна Морозова
Submitted by Виктория Владимировна Морозова on чт, 08/10/2015 - 16:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морозова Виктория Владимировна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №12 компенсирующего вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Методист
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ</strong></p>

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 12 компенсирующего вида», находящегося по адресу: 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 5а, разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР).  

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) дошкольное образование является уровнем общего образования.

Таким образом, дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) компенсирующей направленности осуществляет образовательную деятельность по основной адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования и является первой ступенью непрерывного образования.

При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой; программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, под ред. Л.Б.Баряевой; программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, а также дополнительные программы художественно-эстетической и социально-личностной направленности, так как они соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Цели и задачи реализации Программы

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития является достижение ребенком такого уровня психофизического развития, который позволит ему овладеть школьной программой, соответствующей его возможностям, и адаптироваться к условиям школьной жизни.

Задачи реализации Программы:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
  3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  4. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
  5. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
  6. Стимулирование развития всех видов деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
  7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ЗПР.
  8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР. 

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые промежуточные результаты освоения программы

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

«Речевое развитие»

Коммуникация

- Рассматривает сюжетные картинки.

- Отвечает на вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

- Использует простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Чтение художественной литературы

- Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы.

- Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

 

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Речевое развитие»

Коммуникация

- Рассказывает с помощью взрослого о содержании сюжетной картинки.

- С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Чтение художественной литературы

- Может назвать любимую сказку.

- Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

 

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Речевое развитие»

Коммуникация

- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывает небольшие литературные произведения.        

Развитие связной речи.

- Выражает свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

- Пользуется в повседневном общении фразовой речью.

- Употребляет в речи названия предметов и детёнышей животных, с использованием уменьшительно- ласкательных суффиксов.  

- Понимает и использует в речи простые предлоги.

- Использует в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе.

- Строит фразы по картинке.

- Понимает прочитанный тест и отвечает на поставленные вопросы.

- Может участвовать в беседе.

- Умеет аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.

- Умеет подбирать к существительному прилагательные.

Чтение художественной литературы

- Воспринимает произведения разного жанра и разной тематики.

- Пересказывает содержание небольших художественных произведений по уточняющим вопросам взрослого.

-  Читает наизусть небольшие стихотворения.

-Подбирает иллюстрации к литературным произведениям и отвечать на вопросы по их содержанию («Кто изображён?», «Что делает?»).

- Бережно относиться к книге, проявлять интерес к книгам: рассматривать иллюстрации, проявлять желание повторно послушать чтение любимой книги.

 

Образовательные области

Планируемые итоговые результаты освоения программы

детей подготовительной к школе группы (6-7лет)

«Речевое развитие»

Коммуникация

- Выражает свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

- Пользуется в повседневном общении фразовой речью.

- Употребляет в речи названия предметов и детёнышей животных с использованием уменьшительно- ласкательных суффиксов, правильно согласовывает существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.

- Понимает и использует в речи простые предлоги.

- Распространяет и сокращает предложения.

- Сочиняет коллективные рассказы по сюжетной картинке и серии последовательных картин.

- Строит фразы и рассказы по картинке.

- Дает описание деревьев, животных, сезонных явлений и др.

Чтение художественной литературы

- Различает жанры: сказка и стихотворение.

- Умеет отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений.

- Рассказывает наизусть небольшие стихотворения.

- Узнает и называет несколько авторских художественных произведений и их авторов (К.И.Чуковский и т.д.).

- Подбирает иллюстрации к знакомым художественным произведениям (выбор из четырёх- пяти).

 

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (речевое развитие)

Цель: развитие речи как средства общения и культуры.

Задачи развития речи для детей с ЗПР:

- формирование экспрессивной и импрессивной стороны каждого из компонентов речи (языка) – фонетического, фонематического, лексического, процесса словообразования, грамматического, связной речи;

- практическое овладение воспитанниками нормами русской литературной речи;

- формирование целостной картины мира;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

Направления работы:

- Совершенствование фонетического компонента речи: обучение правильному звукопроизношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); развитие навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

- Развитие фонематических процессов: обучение слухо-произносительной дифференциации фонем; фонематическому анализу и синтезу слов; смыслоразличению.

- Развитие лексического компонента речи: совершенствование денотативного, сигнификативного, структурного и прагматического аспектов лексического значения слов; расширение активного и пассивного словаря.

- Формирование процесса словообразования и грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования (приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и методом сложения основ) и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

- Развитие связной речи включает формирование диалогической и монологической речи.

- Чтение художественной литературы, направленное на формирование навыков восприятия ребенком произведений различных жанров, что способствует развитию творческой деятельности детей через различные виды продуктивной деятельности. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ЗПР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

- выбирать произведения с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

- предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;

- подбирать иллюстрации, картинки к произведениям;

- организовывать драматизации, инсценировки;

- проводить словарную работу;

-адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учётом уровня развития ребенка (для детей с нарушениями речи и интеллекта);

- предлагать детям отвечать на вопросы;

- предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения. Чтение художественной литературы неотъемлемая часть каждого дня.

Методы развития речи

Наглядные, непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии). Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры.

Развитие речи у дошкольников с ЗПР осуществляется во всех видах организованной совместной деятельности педагога и ребенка: игра, занятия по физическому развитию, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыка и др.

Речевое развитие осуществляется в режимных моментах через создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур).

Речевое развитие в самостоятельной деятельности детей: самостоятельное чтение детьми ко­ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест­венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само­стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки). 

Раздел 1. «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Фронтальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

- Рассматривание

- Дидактическая игра

- Чтение

- Беседа о прочитанном

- Разучивание стихотворений, чистоговорок, потешек

- Театрализованная деятельность

- Решение проблемных ситуаций

- Разговор с детьми

- Загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок.

 

- Чтение (в том числе на прогулке)

- Словесная игра

- Наблюдение на прогулке

- Труд

- Ситуативный разговор

- Беседа

- Разучивание стихов, потешек

- Загадывание и сочинение загадок

- Создание коллекций

- Сюжетно-ролевая игра

- Подвижная игра с текстом

- Хороводная игра с пением

- Игра-драматизация

- Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

- Все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

 

 

Организация деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Интеграция с другими разделами

Совместная деятельность с семьей

Свободное общение,  ситуативные разговоры в ходе режимных моментов.

Специальные коммуникативные игры.

Словесные игры.

Рассматривание и обсуждение предметных/сюжетных картин, иллюстраций, фотографий.

Беседы (в т.ч. в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

Разговоры с детьми о событиях из личного опыта.

Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Сочинение загадок.

Ситуативные разговоры, свободное общение беседы на разные темы.

Беседы о прочитанном.

Специальное моделирование ситуаций общения:

«Вот зазвонил телефон»и др.

Рассматривание и обсуждение  иллюстраций, картин, фотографий.

Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Сочинение и отгадывание загадок.

Пересказ, составление описательных рассказов,

речевое творчество.

Игра-фантазирование.

Театрализованные игры.

Дидактические игры, игровые задания и упражнения на развитие речи.

Решение проблемных ситуаций.

Специальные коммуникативные игры.

Подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением.

Свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов.

Разновозрастное общение.

Встречи с интересными людьми.

Совместные досуги и праздники.

 

Совместные со сверстниками игры: сюжетно-ролевые; режиссерские; театрализованные; игры-фантазирования; дидактические; развивающие интеллектуальные; подвижные; игры со строительным материалом.

Свободное общение по ходу разных видов деятельности

Коммуникация - средство и условие  реализации содержания всех разделом во всех образовательных областях; организации совместной деятельност взрослого и детей и детей со сверстниками.

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО:

-«Гость группы» (встречи с интересными людьми).

-Совместные досуги и праздники.

-Маршруты выходного дня.

Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия:

-Игротренинги («Общаться с

ребенком - КАК?», «Радуемся вместе»).

-Игротеки.

-Родительские клубы и гостиные.

-Вечера вопросов и ответов.

-Устные педагогические журналы («От детских вопросов к будущей успешности в школе», «Кувшин наших эмоций»)

И др.

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

1. Комплексная программа и ее методическое обеспечение

От рождения до школы  / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи / Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.:МГОПИ, 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

2.Парциальные программы

Морозова В.В.Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития. – М.: ФОРУМ.: ИНФРА-М, 2014.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

3.Технологии и методические пособия

Бизикова О.А.  Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий, 2008.

Гербова В.В.

*Занятия по развитию речи во второй младшей (средней/старшей) группе детского сада. Планы занятий. -  М.: Мозаика-Синтез, 2009/2010.

*Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Максаков А.И.

*Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

*Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

*Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. (Средняя, старшая, подготовительная к школе  группа). – М.: Центр пед. обр., 2008 .

Ломбина Т.Н., Лукша В.Г.  Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. – Ростов н/Д, 2008.

Максаков А.И., Тумакова Г.А.  Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983 .

Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4/3-5/6-7 лет в свободной деятельности.  Методические рекомендации. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009 .

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991 .

 

 

Раздел 2. «Чтение художественной литературы»

 

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

 Задачи:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Фронтальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

- Чтение

- Обсуждение

- Рассказ

- Беседа

- Игра

- Инсценирование

- Викторина

- Ситуативный разговор с детьми

- Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная)

- Беседа

- Сочинение загадок

- Проблемная ситуация

- Использование различных видов театра

- Игра

- Рассматривание

- Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности

- Во всех видах самостоятельной  детской деятельности

 

 

Организация деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Интеграция с другими разделами

Совместная деятельность с семьей

Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Ситуативные разговоры с детьми.

Дидактические игры.

Театрализованные игры (игры-имитации, игры-диалоги и др.)

Рассматривание и обсуждение иллюстраций книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение и обсуждение; инсценирование и драматизация литературных произведений разных жанров.

Разучивание стихов.

Рассказ.

Беседы.

Игры (дидактические, режиссерские, театрализованные).

Игра-фантазирование, речетворчество.

Викторины.

Чтение и сочинение загадок, пословиц, поговорок, дразнилок, считалок и др.

Проблемные ситуации.

Продуктивная деятельность.

Оформление тематических выставок книг (н-р, «Этот удивительный мир животных», «Осень», «Знакомимся с А.С. Пушкиным» и др.)

Рассматривание и обсуждение иллюстраций книг.

Интегративная деятельность (рисование, лепка, аппликация по мотивам знакомых стихов и сказок; рисование иллюстраций к художественным произведениям; чтение и слушание музыки и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры (дидактические, режиссерские, театрализованные).

Продуктивная деятельность.

Рассматривание иллюстраций книг.

Дидактические игры.

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи).

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природе;  формирование первичных ценностных представлений).

«Художественное творчество» (развитие детского творчества).

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения  и усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение  детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО:

-«Гость группы» (встречи с интересными людьми: библиотекарем и др.).

-Тематические музыкально-литературные гостиные («Унылая пора – очей очарованье», «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»  и др.), литературные викторины.

-Семейные проекты («Читаем и придумываем вместе»).

-Маршруты выходного дня (детские театры, библиотеки).

 Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия:

-Родительские клубы («Клуб любителей детской книги/театра»).

-Вечера вопросов и ответов.

-Устные педагогические журналы («Возраст почемучек»)

И др.

 

Программно-методическое обеспечение

1. Комплексная программа и ее методическое обеспечение

От рождения до школы  / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

В. В. Гербова

 

2.Парциальные программы

-

3.Технологии и методические пособия

Алябьева Е.А.

*Как научить ребенка запоминать стихи: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2010.

* Читаем детям 3-7 лет. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2009.

Дубровская А.И. Детям о писателях.  - Минск: Тесей, 2002.

Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 (4-5, 5-7) лет. / Под редакцией В. В. Гербовой, М.П. Ильчук - М.: Оникс ХХI век, 2005.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. -  М: «Скрипторий 2003», 2006 .

Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего/среднего/старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2004 .

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение тетрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2003.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В.

*Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998 .

*Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009 .

*Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009 .

Хрестоматия для детей дошкольного возраста. / Под редакцией

Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской.  – М.: Просвещение, 1991.

 

Промежуточные результаты (3-4 года)

Раздел

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Чтение художественной литературы

Приобщается к гигиене чтения и бережному отношению к книге.

Коммуникация

Называет основные гигиенические процедуры (мыть руки, умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, есть ложкой, вытирать рот салфеткой и т.п.). Обсуждает со взрослыми и детьми значение гигиенических процедур и правил безопасного поведения для здорового образа жизни («Надо есть чистыми руками, чтобы не попали микробы и не заболел живот» и т.д.).

2. Любознательный, активный

Чтение художественной литературы

Проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев.

Коммуникация

Отвечает на вопросы репродуктивного характера, задаваемые взрослым. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? как его зовут? И т. п.). Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому.

3. Эмоционально отзывчивый

Чтение художественной литературы и Коммуникация

Эмоционально переживает содержание прочитанного, радуется хорошему концу сказки, рассказа. В процессе общения распознает ярко выраженные основные эмоции собеседника (смеётся — плачет, веселится — грустит), адекватно реагирует на них действием или словом («Надо пожалеть, погладить, обнять») или присоединяется к данному эмоциональному состоянию (начинает смеяться, плакать).

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
(Общение носит ситуативный характер, во многом зависит от практических действий взрослых и сверстников. Предпочитает общение и взаимодействие со взрослыми)

Чтение художественной литературы

Обращается к взрослому с просьбой прочитать знакомое и любимое произведение (сказку, короткий рассказ, стихи). Положительно отзывается на предложение взрослого послушать чтение новой книги. Отвечает на вопросы взрослого по содержанию прочитанного. Ситуативно делится впечатлениями сам. Совместно со взрослыми, сверстниками рассматривает книги.

Коммуникация

Испытывает потребность в сотрудничестве со взрослым. Реагирует на обращение не только действием, но и доступными речевыми средствами. Использует предметно-деловые средства общения в наглядно представленной ситуации: отвечает на вопросы взрослого и комментирует действия в процессе обыгрывания игрушки, выполнения режимных моментов, в совместной игре с взрослым. Предпочитает индивидуальное общение с взрослым, но участвует в коллективном взаимодействии, воспринимая и понимая обращения воспитателя. Непроизвольно использует средства эмоциональной выразительности в процессе общения (жесты, мимику, действия, междометия «ох!», «ах!».

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения представлений об окружающем
(Способен соблюдать простые (гигиенические и режимные) правила поведения при контроле со стороны взрослых)

Чтение художественной литературы

Овладевает умением слушать художественное произведение в коллективе сверстников.

Коммуникация

Использует основные речевые формы вежливого общения: здравствуйте, до свидания, спасибо. Пользуется дружелюбным, спокойным тоном общения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)

( Использует практические ориентировочные действия при решении интеллектуальных задач. Стремится самостоятельно решить личностные задачи, но может сделать это только с помощью взрослого)

Чтение художественной литературы

Узнаёт знакомое произведение, его героев при повторном прочтении. Начинает использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игре, продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым).

Коммуникация

Обращается к взрослому за помощью, используя освоенные речевые формы. Обращается к сверстнику за игрушкой. Договаривается о действиях с партнёром в процессе игры. Согласовывает действия с партнёром по игре.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье

Чтение художественной литературы

Начинает понимать, что книги рассказывают о многом уже известном, но большео неизвестном, что они учат, как себя вести.

Коммуникация

Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. В общении с воспитателем и сверстниками называет животных ближайшего окружения.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого

Чтение художественной литературы

Исполняет наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм. Слушает и слышит (отвечает на несложные вопросы по содержанию прочитанного) взрослого.

Коммуникация

Относит к себе и понимает речь взрослого, обращённую к группе детей. Реагирует на обращение действием и доступными речевыми средствами. Эмоционально реагирует на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь маме, папе, воспитателю), на необходимость регулировать своё поведение.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Коммуникация

Умеет владеть бытовым словарным запасом: может разговаривать со взрослым на бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и её расстановке в игровом уголке, об овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин и т.д.); воспроизводить ритм речи; правильно пользоваться речевым дыханием (говорят на выдохе); слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводит его; использовать в речи простые предложения.

     

 

Промежуточные результаты (4-5 лет)

Раздел

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Чтение художественной литературы

Имеет элементарные гигиенические навыки, необходимые для чтения, овладевает первоначальной читательской культурой.

Коммуникация

Рассказывает о необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользования столовыми приборами, пользования предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, носовой платок, полотенце).

2. Любознательный, активный

Чтение художественной литературы

Проявляет интерес к процессу чтения. Выражает желание участвовать в инсценировке отдельных отрывков произведений.

Коммуникация

Проявляет интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы (почему? зачем?). Применяет обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Проявляет интерес к отгадыванию и сочинению загадок.

3. Эмоционально отзывчивый

Чтение художественной литературы

Откликается на прочитанное, проявляя разную степень выражения эмоций. Читает стихотворения наизусть.

Коммуникация

Использует средства интонационной речевой выразительности для привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого общения. Читает стихи. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками

Чтение художественной литературы

Вступает в диалог со взрослыми и другими детьми по поводу прочитанного.

Коммуникация

Проявляет самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задаёт вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Проявляет избирательность во взаимоотношениях и общении со сверстниками: появляются предпочтения в выборе партнёров по играм и общению. В игровом общении ориентируется на высказывания партнёров.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Чтение художественной литературы

Умеет слушать художественное. Запоминает прочитанное и недолгое время удерживает информацию в памяти. Знаком с книжным уголком.

Коммуникация

Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Испытывает потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстниками.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Коммуникация

Проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками: узнаёт новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания.

 7. Имеющий первичные представления о себе, семье

Чтение художественной литературы

Умеет классифицировать произведения по темам: «О маме», «О природе», «О животных», «О детях» и т.п.

Коммуникация

Разговаривает со взрослым о деятельности членов своей семьи, рассказывая о произошедших семейных событиях, праздниках, любимой игрушке, домашнем животном. В общении с воспитателем и сверстниками рассказывает о повадках животных. Беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника (младшего) воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умеет действовать по простому правилу или образцу.

Коммуникация

Придерживается основных норм и правил поведения при напоминании взрослого или сверстников.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Коммуникация

Умеет передавать в форме отдельных предложений впечатления и события из личного опыта; использовать в речи простые распространенные предложения; проявлять словотворчество в процессе освоения языка.

 

Промежуточные результаты (5-6 лет)

Разделы

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Чтение художественной литературы

Владеет культурно-гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации).

Коммуникация

Общается по поводу необходимости выполнения разнообразных культурно-гигиенических навыков; объясняет причины необходимости их выполнения: для чего надо чистить зубы, почему следует убирать постель и менять бельё, почему нельзя пользоваться чужой расчёской, чужим полотенцем. Может объяснить, как выполнить физическое упражнение.

2. Любознательный, активный 
Познавательная активность расширяется и наполняется новым содержанием. Появляется интерес к миру людей

Чтение художественной литературы

Проявляет интерес к процессу чтения. Обладает отдельными читательскими предпочтениями, высказывает их при выборе взрослыми книг для чтения.

Коммуникация

Проявляет интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы (почему? зачем? для чего?). Способен к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда).

3. Эмоционально отзывчивый

Чтение художественной литературы и Коммуникация

Испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Использует в своей речи средства интонационной выразительности. Передаёт в речи причины эмоционального состояния человека.

 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Чтение художественной литературы

Со взрослыми и сверстниками участвует в процессе чтения, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций.

Коммуникация

Стремится к общению со сверстниками. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности. Умеет строить диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Чтение художественной литературы

Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников. Знает и в большинстве случаев соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Коммуникация

В процессе общения отражает в речи правила поведения. Доброжелательно общается со взрослыми. Использует в речи слова, отражающие представления ребёнка о качествах людей: смешной, смелый и т.д.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)

Чтение художественной литературы

Использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой деятельности, самообслуживании, общении со взрослым).

Коммуникация

Умеет рассказывать об участии в какой-либо деятельности, комментирует свои действия, даёт им оценку («Помогал наливать воду, ничего не пролил»). Обсуждает поведение сверстника в процессе конфликта, оценивает, осуждает, объясняет.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье

Чтение художественной литературы

Называет любимые сказки. Знает стихотворения наизусть.

Коммуникация

Способен по вопросам взрослого рассказать о своей внешности, умениях. В процессе общения использует в речи название профессий, социальных учреждений.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Чтение художественной литературы

Способен многое запоминать, читать наизусть.

Коммуникация

Способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему.

 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Коммуникация

Умеет проявлять интерес к процессам чтения и письма; употреблять в речи обобщающие слова; использовать простые и сложные предложения; отгадывать описательные загадки.

     

 

Результаты (6-7 лет)

Разделы

Результаты

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками

Чтение художественной литературы

Соблюдает гигиенические требования к чтению (рассматриванию) книг.

Коммуникация

Может объяснить способы выполнения основных гигиенических процедур сверстнику или более младшему ребёнку. Имеет представления о правилах здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный 

Чтение художественной литературы

Проявляет активный интерес к чтению. Обнаруживает предпочтения в художественной литературе (в произведениях определённых жанров, героях).

Коммуникация

Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.

3. Эмоционально отзывчивый
Способен эмоционально откликаться на происходящее, проявлять эмоциональную отзывчивость

Чтение художественной литературы

Эмоционально откликается на прочитанные произведения.

Коммуникация

Понимает эмоциональное состояние партнёра по общению. Узнаёт и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека (грустит, радуется, боится и т.д.). Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи («Музыка грустная», «Картина радостная» и т. д.).

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Чтение художественной литературы

Увлечён совместным со взрослым и сверстниками чтением и инсценировкой отдельных фрагментов или небольших целых художественных произведений.

Коммуникация

Способен общаться с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, с более старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Владеет диалогической речью. Использует разнообразные способы взаимодействия с детьми и взрослыми: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 

Чтение художественной литературы

Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников,. Соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Коммуникация

Владеет вежливыми формами речи, следует правилам речевого этикета. Различает и использует формы общения со сверстниками и взрослыми. Выражает в речи оценку поведения сверстников.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)

Чтение художественной литературы

В поведении стремится подражать героям прочитанных книг. Создаёт игры по сюжетам произведений, вносит в них собственные дополнения.

Коммуникация

Решает проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Отгадывает описательные загадки. Объясняет сверстникам правила новой игры.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье

Чтение художественной литературы

Называет несколько произведений и их героев. Различает сказку, рассказ, стихотворение, загадку,считалку.

 

Коммуникация

Активно участвует в беседах о себе, семье, высказывая мнения, предположения. Составляет словесный автопортрет, отражая особенности своего внешнего вида, половую принадлежность. Рассказывает о своей семье. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Чтение художественной литературы

Читает наизусть стихотворения, рассказывает хорошо знакомые сказки.

Коммуникация

Умеет действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно. Успешен в словесных играх с правилами («Да» и «нет» не говорить…» и т.д.).

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Коммуникация

Словарный запас соответствует бытовому уровню. Передает ритмический рисунок слова, фразы. Использует формы словоизменения и словообразования. Пользуется диалогической и монологической речью.

 

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие ответственного, тесного, конструктивного взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьей.

Цель взаимодействия сотрудников ДОО с семьей – создание атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Задачи работы с родителями: информирование об индивидуальных особенностях ребенка; разрешение психологических проблем, связанных с ним; отказ от дезадаптивных идей и поведения; обучение навыкам эффективного взаимодействия с дошкольником с ЗПР и другими членами семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ЗПР включает в себя несколько форм работы: диагностика детско-родительских отношений; совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком; ндивидуальные консультации родителей по запросу; тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей; родительские собрания; тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики и др.

Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволяют вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.

Индивидуальные консультации родителей бывают востребованы, когда взаимодействия со специалистом в присутствии ребенка оказывается недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. В таких случаях родственникам необходимо помочь разобраться в сложном переплетении семейных проблем. Дать возможность осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. Консультируя родителей, специалист старается работать с их внутренними ресурсами, помогает принять особенность ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом ему приходится искать свой неповторимый подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. Здесь создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, получения обратной связи – реакции на высказывание своих идей, для повышения родительской компетентности и обращения к собственным ресурсам.

Также немаловажным является создание и правильное оформление информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать всем родителям о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

Основные условия для продуктивного и эффективного взаимодействия с родителями:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития, детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- обмен положительным опытом воспитания детей в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, за активное участие в жизни детского сада.

Педагоги не просто «работают с семьями» - они вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – наличие взаимной информации о ребенке и разумное использование её и педагогами, и родителями в интересах детей.

  Содержание работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область

                               Содержание направлений работы

 

«Речевое развитие»

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители-ребенок), досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

 

2.3.  Коррекционно-развивающая работа при реализации Программы

Порядок организации коррекционного обучения детей с ЗПР

Порядок организации коррекционного обучения детей с ЗПР составлен в соответствии с теоретическим и методологическими основами коррекционного обучения детей, положениями, разработанными в Российской дефектологии и логопедии, на основе специальных исследований, проведенных сотрудниками лаборатории и логопедии НИИ дефектологии АПН РФ.

Система работы учителя-логопеда

Логопедическая работа состоит из пяти взаимосвязанных блоков: диагностического; коррекционного; аналитического; консультативно-просветительского и профилактического; организационно-методического.

Диагностический блок включает в себя: первичное обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой речевого развития; проверку соответствия выбранных форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития речи ребенка с ЗПР.

Диагностика речевого развития – это определение уровня развития фонетического процесса, фонематических функций, лексического компонента, процесса словообразования, грамматического строя и связной речи. Логопедическое обследование ребёнка с ЗПР проводится с использованием стандартизированных методик.

Диагностическая деятельность учителя-логопеда решает разные задачи. В связи с этим выделяются:

1) Первичная диагностика ребёнка: определение уровня речевого развития, причин и механизмов речевых трудностей, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Проводится в течение сентября. По результатам происходит распределение детей на подгруппы по уровню речевого развития, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление на индивидуальные или подгрупповые занятия. Логопедом оформляется  речевая характеристика воспитанника.

2) Динамическое изучение воспитанников проводится с целью отслеживания динамики в речевом развитии ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов и методов обучения уровню развития ребёнка. Проводится не менее 2 раз в год (сентябрь, май). Результаты обсуждается на ПМПК и оформляется в виде речевой характеристики ребёнка.

3) Текущая диагностика направлена на обследование воспитанников по запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Проводится на протяжении всего учебного года, по мере необходимости.

После логопедического обследования на каждого ребенка заполняется индивидуальная карта речевого развития ребенка, которая заполняется в течение всего образовательного процесса ребенка в данном учреждении.

Коррекционно-развивающий блок представляет собой систему коррекционно-логопедического воздействия на речевую деятельность ребенка с ЗПР.  В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации логопедической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия проводятся 1 раз в неделю. В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта. Количество детей в подгруппах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения, уровня речевого, интеллектуального и аффективного развития. Индивидуальные занятия с ребенком осуществляются 2-3 раза в неделю. Дети, не нуждающиеся в коррекции фонетического компонента речи, посещают только подгрупповые занятия. Продолжительность занятий зависят от тяжести и характера речевого нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определя­ется с учетом работы с ним других специалистов.

Особенностью проведения коррекционно-логопедической деятельности является использование логопедом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей со сложными речевыми дефектами, предоставление дошкольникам дозирован­ной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом совместной деятельности является перенос формируемых речевых умений и навыков в повседневную жизнь.

Аналитический блок предполагает анализ процесса коррекционно-логопедического воздействия на речевое развитие ребёнка и оценку его эффективности, а также анализ и оценку взаимодействия специалистов и педагогов. Необходимость этого направления обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению речевых проблем ребенка с ЗПР.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисцип­линарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эф­фективность коррекционного воздействия в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь, май). Результаты обсуж­даются на заседаниях  ПМПК. По итогам работы консилиума корригируется логопедическая работа, составляются рекомендации ро­дителям и педагогам.

Консультативно-просветительский и профилактический блок  предполагает: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах речевого обучения ребенка с ЗПР; подготовку и включение родителей в решение коррекционно-логопедических задач; профилактику вторичных, третичных нарушений речевого развития.  

Логопедом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими речевыми особенностями детей; по запросу родителей и педагогов организуется дополнительное обследование детей; проводятся индивидуальные консультации родителей и педагогов, выступления на методических объединениях педагогов.

Организационно-методический блок  включает в себя: подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;

участие в этих мероприятиях; оформление документации.  

III. Организационный раздел

РЕЖИМ ДНЯ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ

8.00 – 8.20

Прием детей, подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика

8.25 – 8.30

Подготовка к завтраку

8.30 - 8.55

Завтрак

9.00 – 9.30

Подгрупповые занятия

9.30 – 9.40

Динамическая пауза

9.40 – 10.10

Подгрупповые занятия

10.10 – 10.20

Динамическая пауза

10.20 – 10.50

Подгрупповые занятия

10.50 – 11.10

Индивидуальная работа (специалисты), самостоятельные игры детей, подготовка к прогулке.

11.10 – 12.30

Прогулка, наблюдения, труд, индивидуальная работа с детьми (специалисты).

12.15 – 13.00

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед.

13.00 – 15.00

Подготовка ко сну, сон.

15.00 -15. 25

Постепенный подъем, зарядка после сна, воздушные и водные процедуры.

15.25 – 15.45

Подготовка к полднику, полдник.

15.45 – 16.30

Совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей,

Индивидуальная работа с детьми по заданиям специалистов.

16.30 – 18.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

 

Организация непосредственной образовательной деятельности

 в подготовительных к школе группах

Дни недели

I половина дня

II половина дня

понедельник

1) Ознакомление с художественной литературой

2) Логопедическая помощь (подгрупповая деятельность)

Обучение грамоте (учитель-дефектолог)

 

Вторник

1) Рисование

2) Формирование элементарных математических представлений (учитель-дефектолог)

3) Социально-коммуникативное развитие (педагог-психолог)

4) Музыкальное воспитание (10.10)

1) Логопедическая помощь (индивидуальная деятельность)

2) Физическая культура (верхняя неделя – 15.35)

Среда

1) Лепка (нижняя неделя) / Аппликация (верхняя неделя)

2) Развитие речи (учитель-дефектолог)

 

Музыкальная ритмика (верхняя неделя – 15.05) /

Физическая культура (нижняя неделя – 15.35)

Четверг

1) Рисование

2) Логопедическая помощь (индивидуальная деятельность)

3) Формирование элементарных математических представлений (учитель-дефектолог)

Физическая культура (верхняя неделя – 15.35)

Пятница

1) Ознакомление с окружающим миром (учитель-дефектолог)

 2) Музыкальное воспитание (10.10)

 

1) Логопедическая помощь (индивидуальная деятельность)

2) Физическая культура (нижняя неделя – 15.05)

 

График работы учителя-логопеда

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

I ПОЛОВИНА ДНЯ

 

Индивидуальная работа с детьми:

 

9.00 – 9.15

9.17 – 9.32

9.34 – 9.49

9.51 – 10.06

динамическая пауза – 10 минут

10.15 – 10.30

10.32 – 10.47

10.49 – 11.00

динамическая пауза – 10 минут

11.10 – 11.25

11.27 – 11.42

11.44 – 12.00

12.00-13.00-совершенствование культуры речи в режимных моментах.

 

 

 

 

I ПОЛОВИНА ДНЯ

 

Индивидуальная работа с детьми:

 

9.00 – 9.15

9.17 – 9.32

9.34 – 9.49

9.51 – 10.06

динамическая пауза – 10 минут.

10.15 – 10.30

10.32 – 10.47

10.49 – 11.00

динамическая пауза – 10 минут.

11.10 – 11.25

11.27 – 11.42

11.44 – 12.00

12.00-13.00-совершенствование культуры речи в режимных моментах.

 

 

I ПОЛОВИНА ДНЯ

 

Подгрупповые занятия

 

9.00 – 9.25 - I подгруппа.

динамическая пауза – 10 минут.

9.35 – 10. 00 – II подгруппа.

динамическая пауза – 10 минут.

10.10 – 10. 35 – III подгруппа.

динамическая пауза – 10 минут.

10.45 – 11.10 – IV подгруппа.

 

11.10 – 12.20 – индивидуально-коррекционная работа с детьми.

12.20-13.00-совершенствование культуры речи в режимных моментах.

 

II ПОЛОВИНА ДНЯ

 

Индивидуальная работа с детьми:

 

13.30. – 15.00 – Консультация с родителями и взаимодействие с другими специалистами МБДОУ.

 

15.00-17.30 – Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми.

 

 

 

I ПОЛОВИНА ДНЯ

 

Индивидуальная работа с детьми:

 

9.00 – 9.15

9.17 – 9.32

9.34 – 9.49

9.51 – 10.06

динамическая пауза – 10 минут

10.15 – 10.30

10.32 – 10.47

10.49 – 11.00

динамическая пауза – 10 минут

11.10 – 11.25

11.27 – 11.42

11.44 – 12.00

12.00-13.00-совершенствование культуры речи в режимных моментах.

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн