Мастер класс на тему: «Формирование регулятивных УУД при помощи метода проблемного диалога на уроках географии при изучении нового материала». Добрый день, уважаемые коллеги. ФГОС 2009 года предъявляет совершенно новые требования к обучению. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий. Все мы знакомы с портретом выпускника начальной школы, согласно ФГОС и к нам, педагогам среднего звена, предъявляются особые требования. Необходимо обеспечить преемственность с начальной школой и развивать УУД, сформированные учителями начальных классов. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер- класс «Формирование регулятивных УУД при помощи метода проблемного диалога на уроках географии при изучении нового материала», на примере одной из тем курса географии «Великое вымирание». А помогут мне в этом мои коллеги – географы. (Прошу занять места) Уважаемые коллеги, встречались ли Вы с такой ситуацией, когда ваши ученики приходили на урок и спрашивали: «А правда ли, что?... И дальше Вы слышали информацию, растиражированную в интернете ( коллеги приводят примеры, например: конец света, потепление климата) Изо дня в день мы сталкиваемся с кучей вопросов, отчего, почему, когда и как? Чтобы привлечь внимание детей, их нужно удивлять, озадачивать. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Именно метод проблемного диалога помогает развивать регулятивные учебные действия. Сегодня я постараюсь вам показать развитие таких регулятивных действий, как -целеполагание -планирование -прогнозирование - оценку (осознание качества и уровня усвоения) - саморегуляцию (выполнение действий по заданному образцу). Итак. Посмотрите пожалуйста на этих симпатичных животных (слайд 1), прочитайте высказывание: « Лишь зная прошлое, можно понять будущее» Как вы понимаете это высказывание? Какое прошлое у этих животных? Кого напоминают они вам? Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь? ( о динозаврах) Правильно и не только о них. Что же случилось с динозаврами? (Вымерли) Это случилось более 70 миллионов лет назад и вымерли не только динозавры, но и многие другие виды животных и растений. Попробуйте сформулировать проблему? -Что же такое должно было произойти, чтобы исчезли сразу многие виды животных и растений? Существуют две гипотезы великого вымирания. Гипотезы вымирания Внешние - космические – «астероидная зима». Внутренние – земные, экологические. Давайте составим план действий для решения проблемы. I. Рассмотреть гипотезы великого вымирания II. Сделать выводы. III. Найти плюсы и минусы Попробуем сделать прогноз. Чего мы должны достичь? - Мы должны решить проблему и уметь решать другие проблемы по аналогии с решённой. Разделимся на 2 группы. Первая группа разработает космическую гипотезу, вторая – биосферную, экологическую гипотезу. (алгоритм действий на карточках с заданиями). Подсказка I группе. ( актуализация) (слайд 3) - Скажите, в какую погоду Земля прогреется лучше и будет теплее летом: в солнечную безоблачную или когда всё небо затянуто облаками? - конечно в солнечную, так как солнечные лучи беспрепятственно проникают на Землю, а в облачную погоду будет прохладнее. Пока группы работают, я расскажу, что им дано для разработки гипотезы. I группа. (слайд 4) Дано: Земля, астероид, солнце. План действий. 1. Включить лампу (солнце) 2. Бросить на Землю (песок) астероид (камень) 3. Проследить за поднявшейся пылью 4. Сделать вывод о прохождении солнечных лучей через пыль от падения астероида 5. Связать с изменением климата. 6. Сделать вывод о вымирании динозавров. II группа (слайд5) Для разработки гипотезы даны вопросы и рисунки -Какое растение легче выдернуть: полевой хвощ или пырей? Почему? -Какую культуру лучше посеять на склоне: рожь, картофель или клевер? -Если склоны зарастут травой, минеральных веществ, смываемых в море, будет больше или меньше? Почему? -Для чего нужны в море питательные вещества? -Что произойдёт с экосистемой озера, если его обнести бетонным забором? Задание (разработать гипотезу) Работа в группах (5 минут) Слово I группе. Выводы. На Землю падали астероиды, поднималась пыль, воздух становился не прозрачным, наступило похолодание, вымерли динозавры. Скажите: Может ли эта гипотеза объяснить то, что вымирание продолжалось сотни тысяч лет? - нет, пыль осела относительно быстро, примерно один год. -Могла ли гипотеза объяснить то, что морские экосистемы пострадали гораздо сильнее? Нет. Должны были погибнуть все живые организмы, а вымирание было избирательным. Вывод: у «астероидной» гипотезы есть недостатки. Слово II группе Вывод: (слайд 6) Из- за уменьшения смыва питательных веществ со склонов численность водорослей и других растений, водных насекомых, рачков, моллюсков, рыб, уменьшилась. Такой удар не мог пройти бесследно для потребителей – морских групп организмов. Их количество быстро уменьшалось. Многие виды, целые группы животных, исчезли навсегда. Произошло полное обрушение морской экосистемы! Вернёмся к нашим динозаврам. (слайд 7) Скажите: -Можно ли предположить, что вымирание динозавров соответствует «астероидной» гипотезе»? (Да, но с оговорками.) -Можно ли предположить, что вымирание динозавров соответствует биосферной гипотезе? Предполагаемый ответ: Нет, так как динозавры – сухопутные животные. Теперь известно, что в конце мезозоя появились первые хищники, похожие на современного хорька. -Могли ли они напасть на динозавров? А на их детёнышей? -В какое время суток? -Динозавры – теплокровные животные или холоднокровные? -Как они удерживают тепло? (За счёт большой массы тела.) Детёныши из–за маленьких размеров – это просто «большая» и «вкусная» ящерица, которая нагревается днём от солнца, а по ночам впадает в оцепенение. -Могли ли динозавры их защитить? Конечно нет. Точно установлено, что в конце мезозоя наступило похолодание.Оно не было таким сильным, как предполагаемая астероидная зима, но даже небольшое похолодание делает невозможным тот тип обмена веществ, что давал динозаврам преимущество. Итак, что же такое произошло, что исчезли сразу многие виды животных и растений? Участники мастер класса перечисляют причины: 1.Травяной покров стал укреплять склоны, уменьшился смыв питательных веществ.. 2. Астероиды привели к небольшому похолоданию. 3. Гигантские ящеры потеряли способность приспосабливаться и вымерли при первом похолодании. Им на смену пришли млекопитающие и птицы с более совершенным типом обмена веществ, постоянной температурой тела и заботой о потомстве. (теплокровные позвоночные животные). Саморегуляция. Для саморегуляции попробуем применить знания, полученные на мастер классе для решения других проблем по образцу. Скажите, какие схожие проблемы есть в современной жизни? ( Почему вымерли чёрно-белые телевизоры? Почему многие птицы улетают осенью на юг?) Оценка. (Осознание качества и уровня усвоения) (Лесенка) Поставьте пожалуйста себя на лесенку уровня усвоения материала) На сколько вы себя ощущаете? Первая ступенька – ничего не понял, вторая ступенька – понял для себя, но не могу объяснить другим. Третья ступенька – понял сам и могу объяснить другим. (Лесенка у каждого на листочке) Сегодня я показала вам формирование регулятивных УУД. Но вы увидели, что попутно шло развитие коммуникативных и познавательных универсальных действий, так как все универсальные учебные действия взаимосвязаны. И закончить мне хочется словами китайской мудрости: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому –И я научусь!»