Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов по теме «Ранняя весна. Перелетные птицы». Знакомство со звуком [р] и буквой Р.
Здравствуйте ребята. Присаживайтесь на стульчики. Наше занятие мы начнем с того, что повторим правило речи: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяет. И легко нам говорить, и не хочется спешить». Молодцы!
IIОсновная часть
1 Актуализация словаря по теме «Ранняя весна»
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна). Правильно, весна. Давайте подойдем к мольберту, посмотрим на картину и вспомним, какие мы знаем приметы весны. Давайте по очереди их назовем. (Дети называют). Правильно!
2. Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов
Посмотрите, сколько на мольберте изображений перелетных птиц. Назовите их. (Дети называют). Какие птицы прилетают к нам в город весной первыми? (Грачи).
- Кра-кра-кра!
Ой, ребята, к нам в гости прилетел грач Карло. Давайте с ним поздороваемся. Проговорим по очереди фразу:
Здравствуй черный грач Карло!
Четко проговариваем каждый звук в словах. (Дети повторяют).
- Здравствуйте-здравствуйте, ребята.
3. Знакомство со звуком [р] и буквой Р. Совершенствование фонематических процессов
А) - Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с моим любимым звуком. Этот звук живет в моем имени Карло. Там он 3 по счету. (Это звук [р]). Правильно. Берем зеркала.
Б) Произносим [р]. Можно ли петь этот звук, или нам что-то мешает? (Мешает язык, поднятый к зубам). Этот звук гласный или согласный? (Согласный). Рот открыт или закрыт (открыт). Что делает язык? (Поднят наверх и дрожит). Звук твердый или мягкий? (Твердый). Воздух идет через рот или нос? (Через рот). Что делает горлышко? (Дрожит). Значит звук какой? (Твердый).
В) - Молоды, ребята! Какие вы знаете слова, начинающиеся на звук [р]? (Дети называют). Какие вы умницы.
Г) Посмотрите, какой буквой обозначается звук [р]. Это буква ЭР (из глянцевой бумаги, из наждачной бумаги, из бархатной бумаги). Давайте указательным пальцем обведем каждую букву ЭР. Какая на ощупь каждая буква? (гладкая, шершавая…).
Ребята, встаньте так, чтобы получилась буква ЭР. (Дети выполняют задание).
Д) Давайте теперь определим положение звука [р] в словах. Вот наш любимый паровоз, вот схема слова. Нужно найти, где «живет» звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. (Дети выполняют задание).
4. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Сейчас грач Карло предлагает нам поиграть в мяч. Я бросаю вам мяч и называю перелетную птицу, а вы бросаете мне мяч обратно и называете птенца этой птицы.
5. Совершенствование навыка осуществления словесного анализа и синтеза предложений
Грач Карло вами доволен, вы многое знаете. Карло заготовил нам еще задание. Давайте присядем. Откроем тетради и возьмем простые карандаши.
- Ребята, у меня есть 2 слова ГРАЧ КАРЛО, придумайте предложение с этими словами. (Дети придумывают). Считаем количество слов в предложении. Чертим схему предложения.
- У меня есть еще слова ЛАСТОЧКА, ИЗ-ЗА.
- Еще слова ЗЛОЙ, ОРЛАН.
6. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
Ребята, злой орлан всех птичек напугал, и они потеряли много своих перышек. Давайте попробуем их полечить, собрать перышки (раздаются разрезные картинки). Кто уже вылечил птичку? Кого ты вылечил? (Я вылечил уточку, гуся и т.д.). Молодцы! Теперь птички здоровы и все вместе благодарят вас и дарят конверт. Что же в этом конверте? Сейчас посмотрим!
7. Совершенствование звукобуквенного анализа слов
В конверте напечатано слово. Кто его может прочитать? Да, это слово грачи. Давайте все вместе сделаем звукобуквенный анализ этого слова. (Дети работают в тетради цветными карандашами).
Первая буква в этом слове Г, обозначает звук [г] – согл., тв., зв, обозначаем синим цветом;