Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



2.Пальчиковые игры как основа развития речи у детей дошкольного возвраста

Submitted by Светлана Михайловна Храбрых on Tue, 06/10/2015 - 12:16

Когда начинать заниматься

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период - возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры - потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

  • помощь детям с задержкой в развитии речи;

  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;

  • тренировка внимания, пространственного мышления;

 Принцип подбора игр

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки - большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле - зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

  1. на расслабление;

  2. в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

3)на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки - другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов - краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  • Сорока-ворона кашу варила...

  • В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...

  • Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая...

  • Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка...

  • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил...

  • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём...

  • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл...

  • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..

  • Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться...

  • «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»

  • Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»...

  • У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат...

  • «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»

  • У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей...

  • Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок...

  • Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»

  • Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала...

  • Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке...

  • «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»

  • «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»

  • Сунь-ка пальчик - выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)

  • «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»

  • На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..

  • Мы делили апельсин. Много нас, а он один...

  • Две сороконожки бежали по дорожке...

  • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки - с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

  • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

  • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

  • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак - камень, ладонь - бумага, разведённый указательный и средний - ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

  • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке - большое.

  • http://gigabaza.ru/doc/72788.html


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн