Когда начинать заниматься
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период - возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.
В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры - потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.
С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
-
стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-
помощь детям с задержкой в развитии речи;
-
подготовка руки к письму у старших дошкольников;
-
тренировка внимания, пространственного мышления;
Принцип подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки - большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле - зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
-
сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
-
использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:
-
на расслабление;
-
в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
3)на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки - другое).
Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов - краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).
-
Сорока-ворона кашу варила...
-
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...
-
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая...
-
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка...
-
Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил...
-
Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём...
-
Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл...
-
Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
-
Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться...
-
«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
-
Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»...
-
У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат...
-
«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
-
У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей...
-
Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок...
-
Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
-
Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала...
-
Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке...
-
«Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
-
«В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
-
Сунь-ка пальчик - выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)
-
«Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
-
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
-
Мы делили апельсин. Много нас, а он один...
-
Две сороконожки бежали по дорожке...
-
Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
-
Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки - с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
-
Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
-
Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
-
Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак - камень, ладонь - бумага, разведённый указательный и средний - ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
-
Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке - большое.
-
http://gigabaza.ru/doc/72788.html
|