Визитная карточка урока учителя географии МБОУ СОШ №13
Додиной Аллы Андреевны
Тема урока «Первое кругосветное путешествие ».
Тип урока: комбинированный, Практическая работа.
Дидактическая особенность: системно- деятельностный подход реализуется через решение в частично-поисковой деятельности обучающих заданий, построенных на смысловом содержании учебного материала.
Цель урока: формирование личностных, предметных и метапредметных УУД в ходе групповой деятельности, развитие научного мышления, развитие умения решать проблемные задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о первом плавании вокруг земного шара ; находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений; использовать карты как модели Уметь показывать географические объекты на карте и применить знания при выполнении практической работы
УУД:
Личностные: Понимать границы собственного знания и «незнания», проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать работу, проявлять личностные качества.
Регулятивные: удерживать цель деятельности, анализировать учебную ситуацию, оценивать уровень владения материалом.
Познавательные: Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выявлять особенности, воспроизводить по памяти информацию, находить причинно-следственные связи, анализировать картографическую информацию.
Коммуникативные: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы при выполнении практической работы. Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речь.
УМК: «География. Введение в географию». 5 класс Домогацких Е.М.
Технологическая карта урока №12
Тема
|
Первое кругосветное путешествие. Открытие южной земли. Практическая работа. №4
|
Цель
|
познакомить учащихся с историей первых кругосветных плаваний и научить оценивать их научное значение
|
Задачи
|
организовать деятельность учащихся для получения знаний об истории первых кругосветных плаваний.
– способствовать развитию внимания, памяти, умению выделять главное.
– способствовать развитию познавательного интереса к предмету, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
|
Основное содержание темы, понятия.
|
Тихий океан, кругосветное плавание, Фернан Магеллан, Аристотель, Антарктида
|
Планируемый результат
|
Предметные
|
Универсальные учебные действия
|
знать о первом плавании вокруг земного шара, которое произошло в 1519 – 1521гг.
Знать кто совершил первое плавание вокруг Земли.
Кто открыл Америку
Уметь показывать географические объекты на карте и применить знания при выполнении практической работы.
|
Личностные: Понимать границы собственного знания и «незнания», проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать работу, проявлять личностные качества.
Регулятивные: удерживать цель деятельности, анализировать учебную ситуацию, оценивать уровень владения материалом.
Познавательные: Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выявлять особенности, воспроизводить по памяти информацию, находить причинно-следственные связи, анализировать картографическую информацию.
Коммуникативные: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы при выполнении практической работы
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
|
Учебный предмет, курс
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
История, математика
|
коллективная, групповая, работа в парах
|
, персональный компьютер, презентация
|
|
|
|
|
Структура и ход урока
№ п/п
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешествия за три моря»
|
Для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас, географические карты, макеты кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы).
Все высказывания учащихся записываются на доске.
Затем учащимся предлагаются исторические справки, помогающие уточнить тему.
Например: Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного мира.
|
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации
|
Какие существуют современные доказательства шарообразности Земли?
(полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями..)
А какие представления о форме Земли были в древности? (плоская, на слонах ….)
Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара? (с. 141 учебник. Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о шарообразности,
|
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
|
Этап 3. Целеполагание:
|
Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока.
|
Цель записывается на доске и обсуждается(Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)
|
Этап 4. «Открытие» нового знания
Метод решения обучающих задач. Групповая работа
|
По мере диалога на доске записать противоречия
Плоская Шарообразная
А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать? (доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не доказательство, многие не принимали его, поэтому решили доказать практическим путём).
Проблема: Круглая ли Земля? (записать на доске)
Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях. Современных?
|
Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев
|
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
|
Какие средства можно было использовать в древние времена для кругосветного плавания? (корабли, компас).
Мореплаватель… Идёт в открытый океан, в неизвестность… Какими чертами характера должны были обладать мореплаватели? Учащиеся составляют портрет путешественника.
Участники команды отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника, записанные на листочках, ранжируют их по значимости.
(Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …)
Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках. М а г е л л а н Д р е йк
Далее команды открывают конверты с заданиями.
1этап . Просмотр фрагмента фильма о путешествии Магеллана и Дрейка.
В каждой команде учащиеся работают в подгруппах,
1 подгруппа изучает статью о путешествии своего мореплавателя. К концу выполнения задания вся команда должна будет знать содержание материала. Учащиеся читают свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем отображают его содержание в тетради, так как после прочтения им предстоит «доложить» партнёрам информацию
2 подгруппа используя текст заполняет таблицу. Оценивает научный результат плавания Магеллана.
Имя мореплавателя
|
Годы плавания
|
Цель плавания
|
Открытия
|
Научный результат
|
Магеллан
|
1521-1522
|
Поплыв на запад, обогнуть земной шар и вернуться домой с востока
|
Магелланов пролив,
о. Огненная Земля, Марианские о-ва
|
Доказал: 1.шарообразность Земли
2. все океаны соединены между собой в Мировой океан
3. вода занимает большую площадь, чем суша
4. правильные представления о размерах Земли
5. более точные карты
|
3 подгруппа используя текст заполняет таблицу.
Имя мореплавателя
|
Годы плавания
|
Цель плавания
|
Открытия
|
Научный результат
|
Дрейк
|
1577-1580
|
обогатиться
|
Пролив Дрейка
|
Открыл самый широкий пролив
|
4подгуппа отмечает на контурной карте маршрут плавания мореплавателя и его спутников и отмечает их открытия.
2этап.
После изучения материала о путешественниках, команды готовятся представить информацию классу.
Осмысление.
Работа учащихся с текстом, подготовка к презентации изученного материала.
ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ.
До конца 15 века европейцы знали только три части света. Какие? (Европа, Азия, Африка)
Но в конце 15 века сложились такие условия, что европейцам просто необходимо было искать новые торговые пути. Давайте выясним, что же это за обстоятельства.
Чтение текста учебника, §14, п.1. Называем причины необходимости географических открытий, кратко записываем в тетрадях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Работа с географической картой:
Учитель показывает направления географических открытий и рассказывает о первооткрывателях и экспедициях.
Учащиеся наносят основные направления морских экспедиций на контурные карты, а даты морских экспедиций и имена мореплавателей записывают в тетрадь
|
Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
(Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
Работа с картой – покажите все географические объекты на карте.
проговаривают и осознают (К, Р)
демонстрируют умения работы с настенными картами. Формируют умения публичных выступлений. (К,Р, Л)
|
Этап 6.
Презентация работы групп
|
Презентация командами изученного материала классу. К доске выходят по очереди представители команд, излагают содержание материала.
На настенной карте отмечаются маршруты кругосветных путешествий.
Обсуждение таблицы.(после обсуждения можно сравнить с образцом заполнения на слайде).
Вернёмся к нашей проблеме.
Круглая ли Земля?
Мы сегодня вместе с Магелланом и Дрейком так же совершили кругосветное плавание и что же мы доказали? (если плыть постоянно на запад, можно вернуться с востока или наоборот; то есть практически доказали, что Земля всё-таки круглая)
|
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П)
|
Этап 7. Домашнее задание
|
Комментирует д/з : §13-14
-составить стихотворение о кругосветном путешествии
|
Записывают домашнее задание
|
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД
Этап 9. Рефлексия
|
|
|
|
Цель
|
Содержание
|
|
|
|
Оценка результатов деятельности
|
Подведение итогов урока:
продолжить фразу: Сегодня на уроке……
Я узнал… Я понял… Я хотел бы найти сведения…
С какими великими мореплавателями мы познакомились на уроке?
Сравните маршруты 2-х путешествий. Найдите черты сходства и различия в направлениях маршрутов плаваний.
Какой вклад в науку внёс каждый их них?
Оценивание идет по участию в работе на уроке и после
проверки практической работы
|
Определяют границы
собственного знания и не знания
Самооценка результатов.
Оценочный лист «Лестница успеха»
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|