В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс. Такая идея возникла в связи с устремлениями общеобразовательной школы обеспечить в процессе обучения гармоническое развитие целостной личности. Системный подход к процессу обучения подразумевает включение учащихся в многостороннюю учебную деятельность, характеризующуюся системой методов познания, видами учебной деятельности, которые организуются целенаправленной деятельностью учителя, а также уровнем восприимчивости учащихся к новым знаниям и умениям. Развитие личности при этом формируется путем перевода отношения к учебной деятельности (в том числе к содержанию получаемой информации, к методическим условиям, в которых протекает процесс обучения) в систему внутренних свойств и качеств личности.
Деятельность выражена в разнообразных действиях человека. Для достижения желаемого результата, отмечают психологи, человек определенным образом управляет физическими действиями, используя различные умственные операции, отбирает наиболее целесообразные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которые отвечают поставленной цели. Эта умственная сторона деятельности может совершенно отделиться от практических действий и превратиться в собственно умственную, мыслительную деятельность.
Любая деятельность человека требует использования определенных способов действия, т.е. умений и навыков.
Деятельностный подход рассматривает умение как категорию деятельности. Это позволяет раскрыть содержательную и операциональную стороны развития умения, но не затрагивают существенных изменений в личностной сфере учащихся. Умение определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности. В этом случае процесс развития умений рассматривается в неразрывной связи с единством внешних процессов и психической деятельности.
Личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, умение как личностное свойство, как способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.
Личностно-деятельностный подход обосновывает то, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. При данном подходе умение является важным компонентом процессуально-деятельностной стороны обучения, рассматривается как способность и результат деятельности с одной стороны, и как способность и качество личности с другой стороны.
|
Спасибо, Ольга Ивановна! Вы
Спасибо, Ольга Ивановна! Вы всё правильно сделали и теперь Ваше сообщение смогут прочитать все желающие члены нашего обучения и нетолько.. Оно появилось в рубрике "наши сообщения". Ключевыми словами Вашего сообщения можно отметить, что учитель формирует умения, которые должны перерасти в навык - высшую ступень умений. Мы растим компетентного выпускника.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!