ИНЖЕНЕР ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
(профессиограмма)
Инженерные профессии — самые массовые профессии высоко-квалифицированного труда. В нашей стране более трети спе-циалистов с высшим образованием — инженеры. Инженер при-нимает участие в производстве всех материальных благ общества — от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин, космических ракет, атомных подводных лодок. Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства.
История профессии
Наиболее острой в настоящее время является проблема повышения функциональной грамотности и качества образования персонала в области водного транспорта.
В период до 90-х годов подготовка инженеров водного транспорта осуществлялась в учебных заведениях России и Украины. В настоящее время ощущается ежегодный дефицит молодых специалистов, и, с учетом возрастных характеристик персонала, дефицит будет нарастать.
Новая специальность готовит инженерно-технический персонал для работы в кораблестроении, судоремонте и в области эксплуатации флота, механизмов и оборудования портов и предприятий водных путей.
Общая характеристика профессии
Инженеры водного транспорта подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: проектно-конструкторской; конструкторско-технологической; организационно-управленческой; производственно-технологической; технико-эксплуатационной; научноисследовательской.
Особенности профессии
Инженеры водного транспорта могут работать как в проектных бюро, так и на открытом воздухе, в цехах.
Проектно-конструкторская, конструкторско-технологическая и научно-исследовательская деятельность осуществляется с использованием персонального компьютера, чертежных принадлежностей, нормативной документации и литературы.
Организационно-управленческая деятельность предполагает работу с персоналом предприятия и руководящими органами, работу с нормативными документами, решением организационных вопросов по управлению производством и обеспечению экономически выгодных взаимодействий с партнерами.
Производственно-технологическая и технико-эксплуатационная деятельность связана с производством и ремонтными работами судов, эксплуатируемых в организациях внутреннего водного транспорта (работа на станках по изготовлению деталей, работа на слипе по ремонту, очистке, окраске судна и т. д.).
Режим труда зависит от формы оплаты и организации труда. На водном транспорте применяются повременная (простая; повременно-премиальная) и сдельная (индивидуальная прямая сдельная; сдельно-прогрессивная; сдельно-премиальная) формы оплаты труда.
Профессионально важные качества
Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение. Труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей. Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, так как от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.
Инженер водного транспорта должен владеть нормативными материалами по вопросам выполняемой работы; знать перспективы технического развития и особенности деятельности организации, владеть принципами работы, техническими характеристиками, конструктивными особенностями разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойств; знать системы и методы проектирования; знать принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства; владеть основами изобретательства; владеть основами технической эстетики и художественного конструирования; знать организацию и технологию ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования; знать порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации; владеть правилами сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта; владеть организацией смазочно-эмульсионного хозяйства; знать требования организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования; знать технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции, виды брака и способы его предупреждения; владеть современными средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи; владеть методами исследования, правилами и условиями выполнения работ; знать основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям; знать действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации; владеть методами проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; владеть достижениями науки и техники, передовым отечественным и зарубежным опытом в соответствующей области деятельности; владеть основами экономики, организации труда и управления; знать основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Этими же качествами и умениями должен обладать водитель грузового транспорта.
Сфера деятельности
На производствах осуществляется строительство новых судов и технологического оборудования, текущие и капитальные ремонты.
Развивается сфера туристских услуг, и на внутренних водных путях появляются дополнительные рабочие места для инженеров, способных создавать маломерные суда, плавучие дома отдыха, суда на воздушной подушке и подводных крыльях.
Медицинские противопоказания
Хронические заболевания любых органов и систем, заболевания нервной системы, психические заболевания, заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной системы и кожи.
Источник информации: Кем быть? Компас в мире профессий.
|