История профессии
Роль строительства в истории человечества переоценить очень сложно. Все когда-то воздвигнутые нашими предками масштабные, грандиозные конструкции стали памятниками архитектуры. В их строительстве принимало участие множество людей, среди них были представители профессии, которую мы сейчас называем «инженер-строитель».
Свидетельства развития инженерной мысли существовали еще в Древнем Египте (достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему). Первым известным нам инжене- ром-строителем считается египтянин Имхотеп, живший около 2700 года до нашей эры. Он построил пирамиду по собственному проекту, впервые решившись использовать более прочный известняк вместо сырцового кирпича. И до сих пор выбор материала для строительства остается одной из главных задач в деятельности ин- женеров-строителей.
Эпоха возрождения оставила нам в качестве доказательства развития инженерной науки дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств.
В Древней Руси профессиональные строительные навыки передавались при непосредственной работе ученика, подмастерья в составе артели. Распространению умений способствовало то, что строительство зданий по природе своей было коллективным. Первыми профессиональными руководителями строек были десятники, производители работ, архитекторы. С появлением сначала эмпирических, а затем научно обоснованных методов расчета, конструирования и строительства стали возникать профессиональные учебные заведения. Для низшего и среднего звена управления в России организовывались школы десятников по строительному делу, а также курсы по подготовке техников-строителей. Для развития и процветания промышленности Российского государства Петр I в XVII веке приглашал иностранных горных и строительных инженеров.
Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии. Сегодня специалисты инженерного дела трудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Общая характеристика профессии
Инженеры-строители работают в общестроительных и специализированных строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных, эксплутационных, проектных, конструкторских и научных организациях.
Осуществляют производственнотехнологическую, организационноуправленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области строительства. Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов.
В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Осуществляет разработку и внедрение технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проектов организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.
Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих. Осуществляет мероприятия по предотвращению производственного травматизма, следит за соблюдением рабочими правил техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты.
Тепловая энергетика составляет основу всей энергетики нашей республики. В связи с взятым в стране курсом на развитие атомной энергетики, на широкое использование источников возобновляемой энергии и местных видов топлива в республике возрастает потребность в инженерах, занимающихся исследованием и проектированием тепловых и атомных электростанций, других энергетических и промышленных объектов и систем.
Инженер-строитель, получивший подготовку по специальности «Строительство тепловых и атомных электростанций», может работать в строительно-монтажных и эксплуатационных организациях энергетической отрасли и промышленности, в научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтах, занимающихся исследованием и проектированием тепловых и атомных электростанций, других энергетических и промышленных объектов страны.
Должен знать:
- общеинженерные и общестроительные дисциплины;
- технологию строительного производства;
- строительные материалы и конструкции;
- функционально-технологические, физико-технические, эстетические и экономические основы архитектурно-строительного проектирования;
- методы исследования, расчета и конструирования, контроля качества несущих и ограждающих конструкций;
- основы сметного дела и ценообразования в строительстве;
- требования по оснащению зданий системами водо-, газо- и электроснабжения, отопления, вентиляции, связи, канализации, пожаротушения, удаления отходов;
- технологию энергетического производства, технологические схемы и устройство тепломеханического оборудования тепловыхэлектриче- ских станций;
- экономику отрасли и предприятия, основы организации, планирования и управления строительным производством и качеством работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области деятельности;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- правила техники безопасности и производственной санитарии, вопросы охраны и научной организации труда.
Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:
- технические, математические способности;
- развитое аналитическое мышление (способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов);
- хорошая память (долговременная, кратковременная);
- развитое пространственное воображение;
- способность воспринимать большое количество информации;
- высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации);
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- ответственность, исполнительность;
- терпеливость и усидчивость;
- скрупулезность в работе;
- методичность, рациональность;
- объективность, принципиальность;
- настойчивость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие математических способностей;
- неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности;
- отсутствие аналитических способностей;
- безынициативность;
- отсутствие технических способностей;
- безответственность;
- невнимательность, рассеянность;
- неорганизованность.
Медицинские противопоказания:
- хронические болезни нижних дыхательных путей (бронхиальная астма, хроническая обструктивная легочная болезнь);
- язва желудка и двенадцатиперстной кишки, рецидивирующее течение с наклонностью к осложнениям;
- активные рецидивирующие гепатиты;
- нарушение свертываемости крови;
- гемолитические анемии;
- деформации позвоночника и грудной клетки III и IV степени со значительными нарушениями функций органов грудной клетки;
- стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов с выраженными ограничениями движений;
- полное нарушение охватывающей и удерживающей функции кисти на ведущей руке;
- эпилепсия;
- резкая степень тугоухости;
- нарушения вестибулярной функции в выраженной степени;
- значительное понижение остроты зрения (учитывается степень);
- отсутствие бинокулярного зрения.
Источник информации: Кем быть? Компас в мире профессий.