Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий занятия: «Толерантное общение – залог психологического здоровья»

Фото пользователя Елена Григорьевна Заколодняя
Размещено: Елена Григорьевна Заколодняя - вс, 27/09/2015 - 15:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Заколодняя Елена Григорьевна
Место работы, должность: 

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области», педагог-психолог

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.

Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемая методическая литература: 
  1. Будем терпеливыми.// «Аргументы и факты. Белгород» - №16 – 2002г.
  2. Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьёва. – 2-е изд., дополненное. – Москва: Глобус, Волгоград: панорама, 2007. – 160с.
  3. Казарова, Е. Эмблема толерантности  / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003. – 192с. – (Методика воспитательной работы).
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ. 2-е изд., исправлено – Москва: Генезис, 2000. – 272с.
  6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – Москва: Генезис, 2000.Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. – Москва: Генезис, 2011. – 256.: ил.
  7. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.
  8. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 128с.
  9. Фопель К.  Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – Москва: Генезис, 2003. – 272с. – (Всё о психологической группе.)
  10. Фопель К. Энегрия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – Москва: Генезис, 2001. – 240 с.: ил.
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о толерантности, эмблемы, символы толерантности, определения толерантности у разных народов, рисунок дуба для рефлексии, листики дуба по количеству учащихся, вопросы для учащихся, маркеры, фломастеры, двусторонний скотч, магнитная доска, магниты; музыкальное сопровождение:  строки из песен «Две дороги, два пути» сл. Л. Агутин, исп. Л. Агутин, А. Варум; «Каждый выбирает по себе» сл. Ю. Левитанский, исп. О. Газманов; «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский, муз. Д. Тухманов в исп. С. Ротару.

 

Используемые ЦОР: 
  1. http://subscribe.ru/group/rodstvennyie-dushi/2007922/
  2.  http://tolerantnost.narod.ru/intrest.html
  3.  http://www.zitata.com/
  4.  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2039/
  5. http://for-teacher.ru/class-hour/241-klassnyy-chas-chto-takoe-tolerantnost.html
Краткое описание: 
<p><strong>Цель:</strong> создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p>- сформировать у учащихся представление о таких нравственных категориях, как &laquo;терпимость&raquo;, &laquo;добро&raquo;, &laquo;милосердие&raquo;, &laquo;гуманизм&raquo;;</p> <p>- познакомить обучающихся со способами позитивного отношения к различиям между людьми, к представителям других социальных, этнических и религиозных групп,</p> <p>- развивать у школьников критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;</p> <p>- развивать способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие и достоинство как элементы толерантности в контексте межличностных отношений;</p> <p>- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.</p>

Цель: создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.

 

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»;

- познакомить обучающихся со способами позитивного отношения к различиям между людьми, к представителям других социальных, этнических и религиозных групп,

- развивать у школьников критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- развивать способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие и достоинство как элементы толерантности в контексте межличностных отношений;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.

 

Материалы: мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о толерантности, эмблемы, символы толерантности, определения толерантности у разных народов, рисунок дуба для рефлексии, музыкальное сопровождение:  строки из песен «Две дороги, два пути» сл. Л. Агутин, исп. Л. Агутин, А. Варум; «Каждый выбирает по себе» сл. Ю. Левитанский, исп. О. Газманов; «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский, муз. Д. Тухманов в исп. С. Ротару.

 

 

I. Вступительное слово педагога.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о толерантности.

16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и с 1996 года Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. Давайте посмотрим с вами на экран и прочитаем слова британского писателя и драматурга Бернарда Шоу.

 

Эпиграф на экране:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу»

 

Сегодня мы с вами как раз и поговорим о том, как научиться жить в мире и согласии с собой и окружающими людьми, как сохранить лад в душе и своё психологическое и физическое здоровье.

 

На доске высказывания:

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.

                                                                                                                   Конфуций

 

Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует.

                                                                                                                    Ф. Бэкон

 

Кто ищет зла, к тому оно приходит.

                                                                                                                  Соломон

 

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

                                                                                       Антуан де Сент-Экзюпери

 

Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями.

                                                                                                                    Пифагор

Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.

                                                                                                                 Ж. Леметр

 

Сострадание правит миром.

                                                                                     Древнеиндийская пословица

 

На доске вы видите высказывания других знаменитых людей, ознакомьтесь с ними, выберите то, которое вам больше всего. Работу с этими высказываниями мы продолжим с вами на следующем занятии.

 

II. История толерантности.

Педагог: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ  имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

 

III. Определения толерантности.

Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с определениями толерантности в разных мировых культурах, на разных языках.

(На слайде определения:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).)

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • А что же объединяет эти определения?
  • Какое из определений вам импонирует более всего?
  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(Дети обсуждают определения.)

 

Педагог обобщает ответы школьников.

 

Педагог: Вы правы: умение позитивно и эффективно общаться – основа психологического здоровья современного человека. А что же входит в это понятие ещё? Давайте посмотрим на экран.

(На экране слайд:

  • Чувство юмора.
  • Непредвзятое отношение.
  • Понимание того, что стереотипы не всегда верны.
  • Умение доверять или не доверять другим.
  • Вежливость.
  • Желание общаться и находить компромиссы.
  • Умение найти общие интересы и преимущества.
  • Уважение во всём.
  • Умение не мешать другим.
  • Предоставление возможности самовыражаться.
  • Отсутствие поспешных выводов.)

 

IV.  Толерантность в межличностных отношениях.

А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Разделимся на группы. Каждая группа получает лист со словом «толерантность». Подберите, пожалуйста, слова на соответствующие буквы, чтобы эти слова выражали определения толерантности, качества толерантного человека. Выберем независимого эксперта, который оценит вашу работу.

 

Т------------------
О------------------
Л------------------
Е------------------
Р------------------
А------------------
Н------------------
Т------------------
Н------------------
О------------------
С------------------
Т------------------
Ь

 

А теперь, пожалуйста, пригласим независимого эксперта. (Ученик анализирует написанное группами.)

Давайте посмотрим, какие варианты ещё можно было написать.

(На экране слайд:

 

Терпимость
Открытость
Любовь
Единство
Равенство (расположенность к другим)

Альтруизм
Непредвзятое отношение
Такт

Ненасилие

Оригинальность
Сострадание (сотрудничество, согласие, снисходительность, стойкость)
Творчество

Ь)

 

Педагог: Вы правы, этот термин многогранен, он включает в себя множество понятий, способствующих налаживанию отношений между людьми.

 

V. Толерантная и интолерантная личность.

 

Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте»

 

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим сценку и ответим на несколько вопросов. (Учащимся раздаются распечатанные вопросы):

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?)

 

(Трое учащихся разыгрывают сценку)

 

Сценка:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

 

(На экране высвечиваются вопросы:

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?)

(Дети высказывают свои мысли по поводу увиденного и отвечают на вопросы).

Педагог подводит итог высказываниям учащихся.

 

Педагог: В жизни каждого человека бывают ситуации, когда нужно делать выбор, каким путём идти: путём мира и толерантности или другим путём, интолерантным… Давайте сейчас выполним с вами следующее задание. На столе лежат таблички с различными качествами человека, определяющими, толерантную или интолерантную личность:

  • Уважение мнения других
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе
  • Понимание и принятие
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие, гуманизм
  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Эгоизм
  • Нетерпимость
  • Выражение пренебрежения
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Цинизм
  • Немотивированная

Агрессивность.

 

Предлагаю представителю первой группы выбрать из этого списка признаки толерантной личности, а представителю второй – интолерантной и прикрепить на доску в соответствующую графу таблицы, опираясь на текст слайда.

 

Слайд:

 Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфорта, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на  помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

 

После выполнения задания открывается слайд:

 

 

Толерантная личность

 

 

Интолерантная личность

 

 

  • Уважение мнения других
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе
  • Понимание и принятие
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие, гуманизм

 

 

  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Эгоизм
  • Нетерпимость
  • Выражение пренебрежения
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Цинизм
  • Немотивированная

агрессивность

 

 

Педагог комментирует выполнение задания учащимися.

 

VI. Мозговой штурм: изготовление коллажа «Мы вместе».

Ребята, я предлагаю вам сейчас по группам выполнить в виде рисунка своеобразную эмблему толерантности, чтобы она отражала ваше отношение к этой теме, ваше понимание данной проблемы.

(По окончании работы плакаты с рисунками вывешиваются на доске и комментируются спикерами групп.) (Учащиеся знакомы с техникой проведения мозгового штурма и самостоятельно выбирают председателя, спикера, таймера и т.д.)

 

VII. Терпение – основа благополучия в межличностных отношениях. Работа с литературным источником.

«Ладная семья» (китайская притча).

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
 Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И,  подумав, добавил: "И мира тоже".

 

Педагог: - Ребята, скажите, что, согласно этой притче, лежит в основе лада и согласия в семье?

- Только ли в семейных взаимоотношениях нужно проявлять данные качества?

(Смысл данной притчи в том, что семья здесь – это класс, и школа, друзья и соседи… весь мир. И чтобы избежать ссор, драк и раздоров, сохранить спокойствие, добросердечные отношения, мир и психологическое здоровье, нужно проявлять друг к другу терпение и уметь прощать.)

 

Педагог делает обобщение сказанному.

VIII. Рефлексия “Дерево толерантности”

Педагог:

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс и школа в целом стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа дуба пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

 

- В конце мне хочется ещё раз подчеркнуть, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, прощение и терпение, взаимопонимание и любовь, не было бы ни ругани, ни ссор, ни конфликтов, а все вопросы решались сообща, с учётом мнений и интересов всех.

 

- Ребята, благодарю вас за активную работу, на следующем занятии мы продолжим с вами работу по этой теме.

 

Прикрепленный файл Размер
Tolerantnost.rar 4.95 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн