выступление "Использование проектно-исследовательской технологии на уроках ИКН в начальной школе"
Submitted by Татьяна Борисовна Иванова on Tue, 22/09/2015 - 19:38
Использование проектно - исследовательской технологии
на уроках ИКН в начальной школе
Иванова Татьяна Борисовна, учитель ИКН
МБОУ «Карлыганская средняя
общеобразовательная школа им.К.А.Андреева»
В настоящее время методу проектов придается большое внимание в связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся, развития универсальных учебных действий в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. С 2012 года общеобразовательное учреждение является пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования. Одним из видов промежуточной аттестации для учащихся 5-8 классов является проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося. Являясь руководителем некоторых проектов и председателем комиссии по защите проектов, могу с уверенностью сказать, что данный метод эффективен, так как он формирует невероятно большое количество умений и навыков.
Основными задачами курса «История и культура народов Марий Эл» в начальной школе являются:
- освоение знаниями в области культуры и искусства, краеведения, культурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории Республики Марий Эл.
- воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию, любви к малой и большой родине
- приобщение обучающихся к духовному богатству национальных ценностей и культурных традиций своего народа, уважение к другим народам, их культуре.
Реализация этих задач на уроках ИКН может эффективно осуществляться через организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Мы знаем, что исследовательской работой легче заниматься школьникам с высоким интеллектуальным уровнем. Работа над проектами – это трудоемкая работа, требует много времени и подготовки, особенно в начальной школе, но тем менее она дает свои результаты.
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и другие. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности, демонстрировать результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе, оценивать себя. Обучение проектной деятельности позволяет научить детей общаться, вести диалог, способствует формированию таких личностных качеств как аккуратность, внимательность, взаимопомощь.
Я хочу поделиться опытом по использованию проектно-исследовательской технологии на уроках ИКН в начальных классах на примере работ, выполненных учениками.
Программа по «Истории и культуре народов Марий Эл» предусматривает темы, которые выходят за рамки учебников. Это «История моей деревни», «Моя родословная», «Семейные праздники», «Исполнители на музыкальных инструментах в нашей местности», «Мастера родной стороны», «Ветераны труда нашего села», «Экскурсия в театр» и так далее. Проектная деятельность позволяет изучать не только программный материал, но материал, выходящий за пределы учебной программы, используя информацию из разных источников: книг, словарей, энциклопедий, сети Интернет, а самое главное – из бесед с жителями.
По характеру деятельности проекты бывают разные. Мы на уроках работаем над следующими проектами:
1. Проект практической направленности (например, изготовление памяток «Как себя вести в театре»).
2. Исследовательский проект (Моя родословная, Судьба моей семьи в годы войны, Исполнители на народных музыкальных инструментах в нашей местности)
3. Информационный проект (История праздника, Национальное блюдо).
4. Творческий проект (аппликация «Наш театр самый красивый»).
При работе над проектами ориентируюсь на различные виды самостоятельной деятельности учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Индивидуальная форма способствует развитию самостоятельности, ответственности. Групповая форма работы стимулирует такие важные способы взаимодействия, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости, скованности, боязнь совершить ошибку. По длительности, в основном, это краткосрочные (2-3 урока) проекты или мини-проекты. Для данного возраста они не должны занимать слишком много учебного времени и должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
Каковы же этапы работы над проектом?
Проект − это «пять П»: проблема − проектирование (планирование) − поиск информации − продукт – презентация, соответственно пять этапов работы.
В начальной школе роль учителя велика на всех этапах работы над проектом. От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе, как заинтересует, зависит и судьба проекта. Тема должна быть интересна и доступна для младших школьников. Это может быть рассказанная сказка, разыгранная инсценировка, какой-то видеосюжет и так далее. Например, при работе над проектом «Правила поведения в театре» мне пришлось объявить, что мы едем в театр в г.Йошкар-Ола на просмотр сказки. Что собой представляет театр и как нужно себя вести, ребята не знают. Проблема выявлена.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
Третий этап – поиск информации. Очень важно обратить внимание на этот этап. Дети должны научиться самостоятельно находить информацию, отбирать нужный материал, использовать различные источники. Степень самостоятельности на этом этапе в последующих классах зависит от того, как мы подготовим ребят. Естественно, что исследовательская и проектная деятельность должна находить поддержку и участие со стороны родителей, особенно во 2 и 3 классах. Но это не значит выполнение работы за ребенка. Роль родителей в данном случае – это поддержка, подсказка и вера в успех.
Продукты проектной деятельности могут быть самые различные:
изделие прикладного творчества, реферат, газета, стенд, игра, модель, буклет, памятка, альбом и т.д.
Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе, представить свой проект, защитить его. Формы представления работы могут быть оригинальны и разнообразны. Мы пока практикуем краткий пересказ совей работы, (что удалось, что не получилось) и организуем выставку работ. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей, хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание.
Примеры детских проектов
Групповой проект «Исполнители на народных инструментах в моей местности».
2 класс
Цель: узнать об исполнителях на народных инструментах в нашей местности
Задачи:
Познавательные: выяснить, какие народы проживают в нашей местности, на каких народных инструментах играют удмурты, мари, русские, татары, расширить представления о многообразии народных инструментов
Речевые: формировать умение задавать вопросы, вести диалог
Воспитательные: формировать интерес к музыкальной культуре народов, проживающих в нашей местности
Предполагаемые результаты. Письменное сообщение об исполнителях на народных инструментах нашей местности Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.
На этапе планирования класс был поделен на группы. Определены задачи каждой группы. 1 группа находит информацию о музыкальных инструментах. 2 группа подбирает стихи о народных музыкальных инструментах. 3 группа делает подбор загадок. 4 группа организует встречу с исполнителем на народных инструментах Петровым Т.И.
План мероприятий в рамках проекта:
Сбор информации: рассматривание фотографий, открыток, подбор иллюстраций, подбор стихотворений и загадок о народных музыкальных инструментах. Участники: дети, учитель, родители.
Чтение стихотворений о музыкальных инструментах. Участники: дети.
Загадывание загадок. Участники: дети.
Беседа с родителями о музыкантах нашего края.
Встреча с исполнителем на народных инструментах Петровым Т.И. Интервью. Участники: дети, учитель.
Оформление сообщения об исполнителе. Участники: дети, родители. Результат: письменное сообщение о Петрове Т.И – исполнителе на народных музыкальных инструментах.
Индивидуальный проект «Правила поведения в театре»
3 класс
Цель: разработать памятку «Правила поведения в театре»
Задачи: Выяснить, какие театры имеются в нашем городе, и каков внутренний вид театра.
Речевые: формировать умение правильно сформулировать мысли
Предполагаемые результаты. Буклет или памятка «Правила поведения в театре»
План мероприятий в рамках проекта:
.Сбор информации: рассматривание фотографий с видами театров, Участники: дети, учитель.
Заочная экскурсия в театр. Знакомство с внутренним видом театра Работа со словарем театральных терминов. Участники: дети, учитель.
Оформление памятки. Участники: дети.
Результат: памятка «Правила поведения в театре».
Индивидуальный проект «Я помню! Я горжусь!»
2 класс
Цель: узнать о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне
Задачи: 1) найти информацию о празднике 9 мая 2) организовать встречу с ветеранами Великой отечественной войны 3) провести беседы с родителями и узнать о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне
4) поискать в семейном архиве фотографии, награды
Результат: реферат
План мероприятий в рамках проекта:
Сбор информации о Великой Отечественной войне. Подбор и чтение стихотворений, посвященных празднику Победы.
Составление вопросов для интервью.
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Участники: дети, учитель.
Беседа с родителями. Поиск фотографий, медалей в семейном архиве. Участники: дети, родитель.
Оформление реферата. Участники: дети, родители.
Представление своей работы.
Индивидуальный проект «Национальное блюдо»
Цель: узнать рецепт приготовления национального блюда
Задачи: 1. провести беседу с мамой или бабушкой о национальном блюде, которое изготавливается в семье 2. узнать рецепт приготовления блюда.
3. приготовить вместе с бабушкой или мамой блюдо 4. рассказать одноклассникам
План мероприятий в рамках проекта:
Знакомство с особенностями марийской, удмуртской, русской и татарской кухни. Подбор иллюстраций, картинок, фотографий. Просмотр видеосюжета о марийской кухне. Участники: дети, учитель
Беседы с родителями и запись рецепта национального блюда. Практическая работа по изготовлению блюда. Участники: дети, родители.
Проведение «праздника кухни». Представление своего блюда.
Таким образом, работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащихся, каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – это знания и умения учащегося. Надеюсь, что применение учителями проектной технологии в обучении младших школьников даст хорошую базу для продолжения плодотворной проектно-исследовательской деятельности школьников на следующей ступени.