Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ситуационные задачи как способ оценки компетентности учащихся при обучении географии, биологии, химии (итоговая работа).

Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
Submitted by Нина Андреевна Никифорова on Wed, 16/09/2015 - 15:57

«Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует сделать так, чтобы он хотел его достичь».
(Квинтилиан)

И вот настала пора попробовать себя в качестве автора (соавтора) при создании приёмов организации деятельностного подхода в обучении географии, биологии, химии. Вам предлагается создать ситуационную задачу для мотивации деятельности учащихся на уроке по познанию определённой темы курса предмета. Использование ситуационных задач на уроках географии, биологии, химии позволяет в ходе практического применения знаний и умений овладевать методами предметного познания, развивать  мышление, совершенствовать опыт работы с различными источниками информации, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

 

Задачу проектируете индивидуально, но можно и в мини-группе (2 человека), если она актуальна по двум разным предметам. Определитесь, что именно вы будете делать. Выбор есть, и он остается за вами, и каждый из них, безусловно, принесет большую пользу, только в разной степени глубины Плывем

Познакомьтесь с информационными материалами по данной проблеме:

В деятельностном подходе обучения географии, биологии, химии большое значение  отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

Условиями эффективного использования интерактивных методов обучения на уроках географии, биологии, химии являются: создание личностно-деятельностной ситуации; создание ситуации успеха; ориентация на групповую работу учащихся; выполнение учащимися личностных проектов; усиление самостоятельности учебной деятельности; рефлексивное подведение итогов; выполнение заданий с учетом межпредметных связей. Данные условия возможно реализовать при решении ситуационных задач.

Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения.

Суть  приема решения ситуационных задач довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Решение ситуационных задач позволяет установить связь между содержанием школьного  образования и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности.

В основу ситуационных задач положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

 

Проектируем ситуационную задачу.

Чтобы сделать вашу работу максимально полезной, вы должны обязательно учитывать следующие требования:
1. Ключевое звено конструирования ситуационной задачи в соответствии с требованиями ФГОС - определение личностных, метапредметных и предметных результатов её.

2. Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:

  • Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
  • Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
  • Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
  • Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.)
  • В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
  • Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.

 

 

После того, как вы  изучили все материалы по проблеме и определились с названием ситуационной задачи:

  1. вам необходимо оформить её по шаблону и прикрепить к своему учебному блоку в  Дневник е обучения "Черноярец", где ваша работа будет размещена.
  2. далее — на вики-странице "Определяемся с выбором ситуационной задачи" надо записать  название задачи,класс, предмет,  ФИО автора и сделать ссылку на свою работу.

Отметить своё заполнение вики-страницы в таблице продвижения группы "Черноярец".

 

ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ важно!

 

«Итоговым продуктом» вашего обучения станет  созданное ситуационное задание по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО, он будет открыт для ознакомления учителями предметни, так как будет размещён  в Открытом классе. Постарайтесь выполнить работу достойно.

Активные и творческие учителя уже подарили нам отличные примеры своих  разработок ситуационных задач, размещённых  в  Открытом классе и на других сайтах.

 

Вот несколько ссылок (информационные материалы):

 

  1. Формирование познавательных универсальных учебных действий при решении ситуационных задач в школьном курсе "География России"
  2. Проблемные задачи в школьном курсе биологии.
  3. Ситуационные задания по химии.

               

 

Внимание!

 

 Итоговое задание  выполняется по предложенной форме  и прикрепляете его к своему учебному блогу  Дневника обучения группы "Черноярец".

 

 Собираем единомышленников по планированию интегрированной ситуационной задачи в мини-группе (2ч.):

  1. Узнайте, кто из ваших коллег хотел бы работать над проектированием ситуационной задачи, затрагивающей решение проблем двух предметов. Найдите себе как минимум одного единомышленника, потому что разработать хорошую задачу удобнее в мини-группе (одна голова хорошо, а две лучше)!
  2. Пройдитесь по страницам сайтов освещающих данную проблему, выберите наиболее привлекательные, выделите в чём.
  3. Найдите интересную современную информацию для создания ситуационной задачи и разработайте её. Оформите согласно форме-шаблону и прикрепляете  к своему учебному блоку Дневника обучения нашей группы "Черноярец".
  4. Ссылку на созданное задание разместите на вики-странице «Определяемся с выбором ситуационной задачи".

 

 

 Что дальше?
 

 

 

Поздравляем! «Итоговый продукт» вашего обучения готов!

Осталось только отметить его выполнение в таблице продвижения по курсу  и  рассказать о своём обучении в блоге рефлексии Дневника обучения "Черноярец".

 


 

Прикрепленный файл Size
ситуац. задачи.pptx 1.2 MB

»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы "Черноярец"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн