Подготовила: Кучеренко О.Ж., воспитатель МАДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 15 "Мальвина" г. Балаково Саратовской области
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколения не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев, способствуют развитию мелкой моторики.
В своей работе мы используем пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Они помогают совершенствовать мелкую моторику, закрепить содержание сказки, развивают речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев.
Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться им целесообразно дать названия:
- «Колечки» - подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев с силой надавливая;
- «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
- «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
- «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
- «Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижать их к тыльной стороне кистей;
- «Гребешок» - положение ладоней, как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
- «Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
- «Клювики» - большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
- «Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец и пошевелить ими;
- «Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;
- «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
- «Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
- «Кнопочки» - Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать») подушечками;
- «Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
- «Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
- «Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
- «Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунут указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
- «Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Учитывая этот факт, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
|