СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Во ФГОС 2009 года последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Обучение строится на основе учебной деятельности, т.е. получении знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Стандарт выдвигает требование – постоянно в поле зрения учителя должна находиться деятельность,которой занимается ребенок, –ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции.
Системно-деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.
Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.
Изменяются принципы деятельности и функции учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
- пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
- изменение психологических условий обучения, создание психологической комфортности;
- создание между детьми атмосферы взаимопомощи, взаимовыручки;
- равенство всех участников учебного процесса;
- мотивирование детей к деятельности;
- вера в каждого ребенка, признание возможности совершать ошибки учащимися в ходе обучения;
- максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Пересматривается подход к организации учебного занятия, которое представляет собой систему форм активного взаимодействия участников учебного процесса:
1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение проектных и творческих работ).
Образовательная технология в деятельностной модели обучения состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения познавательных задач, имеющих для учащегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности, которая для самого учащегося становится жизнедеятельностью.
Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения человека действующего. При этом важнейшей составляющей его действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач.
|