Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа(1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Изучение данного предмета в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• Интеллектуальное развитие младшего школьника на основе ознакомления учащихся с основами мыслительных процессов (познавательной деятельности);
• Формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково - символического мышления), пространственного воображения, умения строить рассуждения (на основе фактов, оснований для упорядочения, с учетом вариантов);
• Формирование общеучебных умений и навыков.
Основные задачи курса:
• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Основные содержательные линии курса
Познавательная содержательная линия
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающая содержательная линия
Развитие речи.
Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающая содержательная линия
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Система учебных заданий и задач, направлены на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их интеллектуального развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ № 46 на изучение предмета умники и умницы в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч: 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения учебного предмета «Умники и умницы»
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатамиизучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка
знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.);
5. текущий контроль.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
• анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
• выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
• вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
• выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
• деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
• складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия
1.«Мозговая гимнастика » (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2.Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4.Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
6.Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Задачи логического характера предлагаются с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.
Отвечать на вопросы разминки. Подчеркивать и зачеркивать определённые буквы. Запоминать рисунок на карточке и рисовать по памяти. Запоминать на слух слова и записывать их. Составлять пару слов по заданной ассоциации. Решать логические задачи. Отгадывать загадки.
2.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Выполнять мозговую гимнастику, упражнения на концентрацию внимания. Рисовать по памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые задания, нестандартные задачи.
3.
Развитие концентрации внимания.Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику, упражнения на концентрацию внимания. Рисовать по памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые задания, нестандартные задачи.
4.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать слуховую память: слушать слова и отвечать на вопросы. Игра «Первая – одинаковая». Делать гимнастику для глаз. Выполнять логически-поисковые задания. Решать нестандартные задачи.
5.
Тренировка зрительной памяти.Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать зрительную память. Делать гимнастику для глаз. Выполнять логически-поисковые задания. Решать нестандартные задачи.
6.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Отвечать на вопросы разминки на тему «Мир живой природы». Искатьзакономерности. Выполнятьгимнастикудляглаз. Решатьнестандартныезадачи.
7.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Выполнять упражнения на совершенствование воображения. Делать гимнастику для глаз. Отгадывать ребусы. Выполнять задания по перекладыванию спичек для развития пространственного воображения.
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Делать мозговую гимнастику. Отгадывать, кто это или что это. Развивать быстроту реакции, мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на развитие концентрации внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на тренировку внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на тренировку слуховой памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения тренировку зрительной памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные задачи.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Совершенствовать воображение, искать ассоциации, аналогии с предметами, работать с изографами, развивать наглядно-образное мышление. Выполнять гимнастику для глаз. Отгадывать ребусы. Выполнять задания по перекладыванию спичек для развития пространственного воображения.
Развитие логического мышления.Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.
Выполнять мозговую гимнастику. Развивать быстроту реакции и мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные задачи и логически-поисковые задания.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Выполнять Разминку «Что это?» развивать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать слуховую память. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные и логически-поисковые задачи.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Упражняться в поиске закономерностей. Выполнятьгимнастикудляглаз. Решатьнестандартныезадачи.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Выполнять мозговую гимнастику. Отвечать на вопросы по сказкам. Совершенствовать воображение. Выполнять гимнастику для глаз. Решать ребусы. Развивать пространственное воображение, выполнять задания по перекладыванию спичек.
Развитиелогическогомышления.
Выполнять мозговую гимнастику, разминку «Мир живой природы». Развивать быстроту реакции и мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать слуховую память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Поискзакономерностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьнестандартныезадачи.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Совершенствовать воображение. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые задачи. Развивать пространственное воображение (задания по перекладыванию спичек).
Развитиелогическогомышления.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Развивать быстроту реакции, мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Развивать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковыезадачи.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать слуховую память. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьнестандартныезадачи.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
Отвечать на вопросы разминки. Подчеркивать и зачеркивать определённые буквы. Запоминать рисунок на карточке и рисовать по памяти. Запоминать на слух слова и записывать их. Составлять пару слов по заданной ассоциации. Решать логические задачи. Отгадывать загадки.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Выполнять мозговую гимнастику, упражнения на концентрацию внимания. Рисовать по памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые задания, нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику, тренировать внимание. Делать гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые задачи и нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать слуховую память: слушать слова и отвечать на вопросы. Игра «Первая – одинаковая». Делать гимнастику для глаз. Выполнять логически-поисковые задания. Решать нестандартные задачи.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать зрительную память.Делать гимнастику для глаз. Выполнять логически-поисковые задания. Решатьнестандартныезадачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отвечать на вопросы разминки на тему «Мир живой природы». Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Заданиепоперекладываниюспичек
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Выполнять упражнения на совершенствование воображения. Делать гимнастику для глаз. Отгадывать ребусы. Выполнять задания по перекладыванию спичек для развития пространственного воображения.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Делать мозговую гимнастику. Отгадывать, кто это или что это. Развивать быстроту реакции, мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на развитие концентрации внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на тренировку внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения на тренировку слуховой памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Делать мозговую гимнастику. Выполнять упражнения тренировку зрительной памяти. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Заданиепоперекладываниюспичек.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Совершенствовать воображение, искать ассоциации, аналогии с предметами, работать с изографами, развивать наглядно-образное мышление. Выполнять гимнастику для глаз. Отгадывать ребусы. Выполнять задания по перекладыванию спичек для развития пространственного воображения.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Выполнять мозговую гимнастику. Развивать быстроту реакции и мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решать нестандартные задачи и логически-поисковые задания.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Выполнять мозговую гимнастику. Выполнять Разминку «Что это?» развивать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Выполнять мозговую гимнастику. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Упражняться в поиске закономерностей. Выполнятьгимнастикудляглаз. Решатьнестандартныезадачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Заданиепоперекладываниюспичек.
Выполнять мозговую гимнастику. Отвечать на вопросы по сказкам. Совершенствовать воображение. Выполнять гимнастику для глаз. Решать ребусы. Развивать пространственное воображение, выполнять задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Выполнять мозговую гимнастику, разминку «Мир живой природы». Развивать быстроту реакции и мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые и нестандартные задачи.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать слуховую память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьнестандартныезадачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Заданияпоперекладываниюспичек
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Совершенствовать воображение. Выполнять гимнастику для глаз. Решать логически-поисковые задачи. Развивать пространственное воображение (задания по перекладыванию спичек).
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитиеумениярешатьнестандартныезадачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Развивать быстроту реакции, мышления. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Развивать концентрацию внимания. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковыезадачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать внимание. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать слуховую память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Тренировать зрительную память. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьлогически-поисковые и нестандартныезадачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций
Выполнять мозговую гимнастику. Отгадывать загадки. Искать закономерности. Выполнять гимнастику для глаз. Решатьнестандартныезадачи.
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»
Рабочие тетради с 1 по 4 класс в 2-х частях.
Методическиепособия
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» Методическое пособие для 1-4 классов
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
2. Демонстрационный и раздаточныйматериал
Приложение кметодическому пособию для 1-4 классов Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»
3. Информационно-коммуникативныесредства
4. Техническиесредстваобучения
Оборудованиерабочегоместаучителя
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитнаядоска
Персональныйкомпьютер. Принтер. Ксерокс.
Мультимедийныйпроектор
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
• контрольные задания.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
• Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.