Submitted by Мария Васильевна Трубникова on Wed, 09/09/2015 - 09:02
Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями.
В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.
Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она
содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;
обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники; умением читать и выполнять различную чертежно-графическую информацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;
способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая его характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость в работе;
помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и т.д.
Цель обучения: активизировать процесс овладения графической культурой, сформировать познавательный интерес и потребность к самостоятельному творчеству
Задачи курса:
научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Акцент данной программы сделан на способность ученика удивляться – ценнейшей из способностей человечества, в основе чего лежит акт познания.
Основу программы кружка «Занимательное черчение» составляют вопросы и задачи, для решения которых требуется конструкторская смекалка и знание законов черчения.
Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, творческих заданий, занимательных задач, конкурсов. Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении черчению не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. Занимательность – главное средство популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нам процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд ученика интересным, а потому приятным.
Программа состоит из 9 разделов, каждый раздел из двух частей:
-первая часть – в занимательной форме осваиваются или повторяются необходимые теоретические сведения, дается материал, расширяющий кругозор школьника;
- вторая часть – включает творческие задания.
Занимательная наука делает труд ученика интересным, а потому эффективным. В программу включены элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного процесса, обостряющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, искать объяснение тому или иному явлению.
Занимательные задания, побуждающие работать мысль учащегося:
- проблемные. Частично-поисковые и исследовательские методы;
- игровая деятельность: дидактические игры, деловые игры, игровые ситуации;
- конкурсные программы;
- проектная деятельность
Методы работы
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, видеофильмов, DVD, диафильмов, диапозитивов, проектов, макетов; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы учащихся и работы группами, а также деятельность всего класса.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на учащихся 8, 9 классов. Занятия проводятся группой в 15человек. Проводится занятие один раз в неделю по 2 учебных часа в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.. В год - 68 занятий.
В настоящую программу, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.
Изучение материала отнесено к трудовым дисциплинам области «Технология».
Содержание программы
1.Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Оформление чертежей.(4 часа)
Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности. Современные методы выполнения чертежей.
Виды графических изображений. Исторические сведения о развитии чертежа.
История инструментов, принадлежностей. Стандарты, форматы, шрифты.