Технологическая карта урока
Аннотация урока:
На уроке используется индивидуальная, парная, групповая и исследовательская работа. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе и в паре позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы. Урок предполагает применение современных образовательных технологий работы с учащимися: максимальное включение в учебную деятельность, проблемно - деятельностный подход, здоровьесберегающий подход, информационно – коммуникативные технологии, компетентностно – ориентированное обучение. Урок представлен на ШМО, апробирован. Результативность урока прослеживается при помощи диагностики.
Название УМК Начальная школа 21 века
Предмет Русский язык
Класс 3
Тип урока Урок комплексного применения знаний
Вид урока Практическая работа
Тема урока Состав слова. Повторение.
Цель урока Актуализация знаний о составе слова и словообразовании.
Формирование умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы, использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.
Задачи урока
Образовательные
Развивающие
Воспитательные образовательные:
- формировать умение определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение; выделять части слова и обосновать свое мнение; определять способы образования слова и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении олимпиадных заданий.
Развивающие:
- развивать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата; соотносить учебное действие с известным алгоритмом; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, монологическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение согласовывать позиции партнера и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Место урока в системе уроков по изучаемой теме 5 урок в теме «Повторение»
Основные понятия и термины темы корень слова, образование слов сложением двух корней, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, приставочный способ образования слов, приставочно-суффиксальный способ образования слов, суффиксальный способ образования слов, суффикс, форма слова
Межпредметные связи (с указанием тем в смежных предметах) Литературное чтение
Тема – Е. Чарушин «Кот Васька»
Окружающий мир
Тема – «Осенние изменение в природе»
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) Информационный материал:
Учебник «Русский язык» ч.1
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрес-пресс, 2011.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. М.: АСТ:Астрель, 2011.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Карточки с учебными заданиями.
Программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ПК
Формы работы (условные обозначения, используемые в технологической карте) Фронтальная Ф
индивидуальная –
парная -
групповая -
Методический конструктор урока
Этап урока Время (мин) Содержание учебного материала Методы и приемы работы учителя ФОУД Деятельность учителя Деятельность учащихся ФУУД
I этап. Самоопределение к деятельности
2 Ситуативное задание. Проблемная ситуация.
Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал к своей учительнице и сказал ей, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Наталья Николаевна попросила рассказать, как он выполнил хоть одно задание. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на»
« Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, настежь, напиши, нашел». Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала. Ребята, что насторожило учителя в ответе Вити? Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватало определенных знаний и умений для их представления и обоснования.
Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить?
Беседа с классом
Ф Мотивирует учащихся к изучению темы.
Стимулирует эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.
Проявляют интерес к изучению темы, проявляют желание помочь. Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желания помочь Вите.
II этап. Организация учебно-познавательной деятельности
Блок А. Разбор слова по составу
III этап
Физминутка
Блок Б. Словообразование
I V этап.
Физминутка 13
10
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией.
Задание 1 (З)
Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка».
Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова».
Расскажите алгоритм разбора слова по составу,.
Слайд 2
Задание 2 (З)
Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу. ( с взаимопроверкой, самооценка)
Задание 3 (П)
Можно ли утверждать, что разбор по составу слова «избушка» выполнен верно: «Из – это приставка, буш – корень, к – суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение.
Задание 4 (П) Учебник с. 24,№. 4
Можно ли утверждать, что Вова выполнил задание верно? Обоснуйте свой ответ.
В данных словах суффикс:
- ок –: грибок, ветерок, сурок, мелок
- ушк- : зимушка, старушка, ушки, игрушка
В данных словах приставка:
-на-: налить, наказывать, написать, нахвалить
- при-: приехать, приоткрыть, природный
(оценка работы группы)
Задание 5 (У) Учебник с. 17, № 1
Выпишите из текста стихотворения выделенные слова и определите в каждом окончание и основу.
В октябре
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома. (самооценка)
(Г. Ладонщиков)
Задание 6 (У) Учебник с. 18, №3
Распределите слова на группы однокоренных слов и напишите их в тетради. В выделенном слове обозначьте корень.
Жалоба, лак, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть.
Задание 7 (У) Учебник с. 23, № 3
Определите суффикс, в словах «березка», «городской», используя алгоритм разбора слова по составу.
Напишите слова в тетрадь и обозначьте суффикс графически.
Диагностическое задание: Работа на карточке.
Слайд 3
Определите слово, которое соответствует схеме: самооценка
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Задание 1 (З)
Рассказать о способах образования новых слов.
Слайд 4
Задание 2 (У)
Образуйте и напишите три сложных слова.
Выделите графически корень в каждом слове.
Задание 3 (У) Учебник с.28 № 3
Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу.
Слайд 5
Задание 4 (П)
Можно ли утверждать, что данные слова: пешеход, перелетные, землеройка, подземелье, самопроверка соответствуют схеме: корень()корень. Обоснуйте свое мнение графически. (на листах)
Диагностическое задание: Образуйте 3-5 сложных слов, используя предложенные варианты корня, напишите их и выделите корень графически: -снег-, -лист-, -пыл-, -пар-, -пад-, -сос-, -ход-, -воз-, -сад-, - вод-. самооценка
Гимнастика для глаз
Слайд 6
Система вопросов на повторение
Систематизация знаний
частично-поисковый
Промежуточный контроль
Предупреждение утомляемости
частично-поисковый
Промежуточный контроль
Предупреждение утомляемости
Актуализирует знания школьников о составе слова.
Учит школьников:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- разбирать слова по составу, используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Организует самооценку уч-ся
Организует и проводит упражнения по предупреждению утомляемости
Актуализирует знания о способах образования слова;
Учит школьников:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о способах образования новых слов;
- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;
-выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. Организует самооценку уч-ся
Организует и проводит упражнения
Определяют группу родственных слов и обосновывают свое мнение;
- разбирают слова по составу, используя алгоритм;
- выделяют графически части слова;
- распределяют слова на группы однокоренных слов;
- составляют и записывают новые слова, используя приставки и суффиксы;
- выполняют учебное задание в соответствии с целью;
- выполняют самопроверку и корректировку учебного задания;
- формулируют высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Выполняют самооценку
Выполняют упражнения
Определяют способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывают свое мнение;
- рассказывают о способах образования новых слов;
- образовывают и записывают новые слова с помощью морфем;
-выделяют части слова графически;
- составляют сложные слова;
- выполняют учебное задание в соответствии с целью;
- выполняют проверку учебного задания;
- формулировают высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформляют речевое высказывание, представляя свою позицию.
Выполняют самооценку
Выполняют упражнения
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- определять части слова и обосновать свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения
- разбирать слова по составу , используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.
Познавательные умения:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения
- адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- рассказать о способах образования новых слов;
- образовывать писать новые слова с помощью морфем;
- выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова.
V этап.
Диагностика качества освоения темы
9 Контрольное задание. Осень – самое прекрасное и щедрое время года, подаренное нам природой. По опушкам лесов появляются грибы – красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, душистые рыжики. На мокрых пнях сиротливо жмутся друг к дружке опята. Красуются своими шляпами мухоморы. Возьми лукошко и отправляйся в осенний лес, не пожалеешь!
Грамматическое задание:
1. Прочитайте текст, определите слова, которые образовались сложением двух корней и выпишите их;
2. Определите в каждом предложении слова, которые имеют в своем составе: приставку, корень, суффикс, окончание. Докажите это графически.
3. Разберите по составу слово «зеленоватые».
самооценка контроль
Определяет степень усвоения темы
Организует самооценку уч-ся
- определяют способы образования слов;
- разбирают слова по составу;
- выполняют учебное задание в соответствии с целью.
Выполняют самооценку Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Предметные умения:
- рассказать о способах образования новых слов;
-разбирать слово по составу
VI этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
5 Задания по выбору
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
Решите шараду:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)
Импровизационный вариант
Напишите к каждому выражению его значение.
Человек, который любит трудиться - __________________________
Ферма, на которой разводят птицу - ____________________________
Лесные насаждения, защищающие поля - _______________________
Судно с паровым двигателем - ________________________________
Человек, который любит принимать гостей - ________________________
Лекарственное средство против боли- _________________________________
*Ответы: трудолюбивый человек, птицеферма, гостеприимный человек, болеутоляющее средство.
Эвристический вариант
Решите шараду:
Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» храниться надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
*Ответ: сочинение
Подбери и напиши слова, которые соответствуют модели: корень()корень, суффикс, окончание. Обоснуйте свой выбор графически.
эвристический
устанавливает степень усвоения темы.
выполняют учебное задание в соответствии с выбранной целью.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Предметные умения:
- рассказать о способах образования новых слов;
-разбирать слово по составу.
VII этап. Рефлексивная деятельность.
Самоанализ и самооценка ученика
5 I. Задание на самоанализ. Слайд 7
II. Задание на самооценку.
слайд 8
В конце изучения данной темы:
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, как справился с выполнением олимпиадных заданий, которые делал сам. Беседа с классом
Ф
Учит школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности;
оценивать результат учебной деятельности.
Учатся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
VIII. Домашнее задание. 1 Учебник с. 28 у. 5 (выполнить задания) Беседа с классом Ф Объясняет особенности выполнения задания. Записывают задание, определяют способы выполнения задания Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности