Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное развитие- это развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.
Нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала, подборе соответствующих форм инструкций, доступности их выполнения детьми.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире. Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он - личность, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Примером поддержания интереса детей к окружающему, развитию сенсорных возможностей детей может служить использование многофункционального сенсорного панно. Работая с данным панно, ребенок в игровой форме закрепляет умения и навыки, полученные во время непосредственной образовательной деятельности, выполняет учебные задачи, поставленные педагогом.
Предлагаю несколько вариантов использования сенсорного панно как во время непосредственной образовательной деятельности, так и на индивидуальной работе.
Вариант 1 «Собери радугу»
Цель игры. Закрепить представления детей о последовательности цветов в радужном спектре. Материал. Круги семи цветов спектра.
Вариант 2 «Найди одинаковые по звучанию бочонки»
Цель игры. Развивать умение на слух определять одинаковые по звучанию бочонки.
Вариант 3 «Разложи по размеру»
Цель: определение размера наполнителей на ощупь. Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.
Вариант 4 «Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь, определение правой и левой руки.
Оборудование: силуэты ладошек оклеенные бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.
Вариант 5 «Рисуем дорожки», «Рисование по точкам», «Наложенные контуры», «Лабиринты» Цель: развитие графомоторных навыков. Оборудование: образцы дорожек
Вариант 6 «Завязываем бантики» «Шнуровка» Цель: развитие мелкой моторики Оборудование: шнурочки,
Вариант 7 «Тренажеры для отработки движений пальцев» Цель: развитие мелкой моторики Оборудование: доска, на которой расположены шпингалет, крючок, задвижка, навесной замок с ключиком.
Вариант 8 «Найди отличия», «Что перепутал художник» Цель: развитие внимания, памяти, мышления Оборудование: образцы картинок.
Таким образом, работая на предложенном панно, у детей поддерживается интерес к обучению, привлекает внимание, стимулирует к выполнению разных заданий и упражнений. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
|