Submitted by Анна Алексеевна Галушко on пн, 31/08/2015 - 23:04
Особенности подготовки учащихся к ГИА по химии.
Кто же он - современный учитель химии? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал основной государственный экзамен (ОГЭ) по химии. В настоящее время педагогическое сообщество накапливает определенный опыт проведения и подготовки к ГИА. Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Вопрос подготовки к ГИА можно отнести к одному из самых актуальных в настоящее время. Я считаю, что его решение возможно только, если деятельность базируется на принципах:
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Конечно, итоговую аттестацию нельзя рассматривать как кратковременный (годовой или полугодовой) процесс, поэтому подготовку к ней необходимо проводить в течение всего периода обучения химии с 7-го по 9-й класс.
В нашей школе имеется возможность ввести пропедевтический курс изучения химии в 7 классе один час в неделю. Данный курс дает первоначальные понятия о большинстве разделов химии, не предполагая их основательного изучения. Особенность изучаемого курса состоит в том, что изучение первоначальных химических понятий на год раньше дает возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации программу по химии в 8-м классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-м классе. В 7-ом классе школьники приобретают умение решать простые расчетные задачи по химическим формулам, поэтому в 8-ом классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчетных задач: вычисление объемов газов (при н.у.); расчеты по химическим уравнениям. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни (разделение смесей, приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества, нейтрализация кислоты и щелочи). Данный образовательный курс является источником знаний, позволяет полнее учесть интересы учащихся, следовательно, сделать изучение предмета более интересным, соответственно, получить более высокие результаты обучения.
Огромную практическую помощь при подготовке учащихся к ГИА оказывают рекомендации газеты «1 сентября-химия», журнала «Химия в школе», различные сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (в наличии у каждого учащегося, начиная с 8 класса), тренажёры по химии, тесты для промежуточной аттестации, карточки для коррекции знаний, различные диски для повторения и подготовки к экзаменам и многое другое. Помогает в систематизации и повторении школьного материала проведение самостоятельных работ и мини-зачётов по основным темам химии в 7-9 классах.
Наша школа уже несколько лет сотрудничает с МИОО, работает в системе СтатГрад , а я с удовольствием использую в своей работе по подготовке к ГИА диагностические и тренировочные работы в формате ГИА. Всегда, после решения таких работ, провожу системный анализ результатов работ и коррекцию ошибок. Контрольные работы, начиная с 8 класса, стараюсь проводить в тестовой форме, в формате ГИА, используя и сборники самостоятельных работ по химии И.И. Новошинского, и работы системы СтатГрад, которые выходят в соответствии с графиком.
Большую помощь в подготовке к экзаменам оказывают Интернет – сайты: Администрация Владимирской области Департамент образования, ФИПИ, МИОО, официальный информационный портал государственной итоговой аттестации, ГИА-портал, ЕГЭ-портал, ЕГЭ/ГИА: От урока - До экзамена, http://ege.yandex.ru/chemistry-gia/. На официальных сайтах http://gia.edu.ru/ru/ и http://www.fipi.ru/ можно найти демоверсии заданий за предыдущие годы.
«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное».
Эти слова я как учитель, считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей. Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика, результаты которой ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Учитывая данные предметно- содержательного анализа, корректируется рабочая программа.