Развитие культуры Казахстана в XIV - первой половине XV веков
Submitted by Оксана Сергеевна Козлова on чт, 20/08/2015 - 18:57
Развитие культуры Казахстана в XIV - первой половине XV веков
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями развития материальной культуры в XIV - первой половине XV вв. на территории Казахстана. Дать сведения о духовной культуре казахского народа и ее роли в сохранении исторической памяти народа. Рассказать учащимся о традиционных верованиях и религиозных представлениях казахского народа в позднее средневековье.
Развивающая: В ходе рассказа о культуре народов, проживающих на территории Казахстана в средние века, развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, способности самостоятельно формулировать свои мысли.
Воспитательная: Научить учащихся уважать богатое наследие материальной и духовной культуры. Развивать эстетическое и патриотическое воспитание.
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, музыкальные инструменты, религиозные верования, ислам, шаманство и другие.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: карта Казахстана в XVI- XVII вв., видеофильм, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие!
- Сообщение темы и цели урока.
2. Объяснение новой темы:
План:
1. Общая характеристика культуры
2. Материальная культура
3. Духовная культура
4. Религиозные верования
1. Урок начинается с объяснения значения термина «культура»: Слайд.
Ребята, существует много разных определений понятию «культура»
- во-первых, культура в переводе с латинского - обозначаетвозделывание, воспитание, почитание), т.е. развитие и сохранение главных ценностей.
- во-вторых, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений человека («культурный человек»)
- в-третьих, культура является маркером и основой обществ, наций, стран, и цивилизаций.В общем, культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, т.е. все стороны человеческого бытия.
Какие виды культуры вы знаете? (Ответы учащихся)
Что относится к материальной и духовной культуре? (ответы учащихся)Слайд.
Материальная культура - это культура труда и быта на месте жительства общества, представляющая ценность, как основа развития духовного мира человека.
К духовной культуре относятся обычаи и обряды, традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования.
Духовная культура - это зеркало человеческой души, и она имеет древние и глубокие традиции.
Казахстанская культура – своеобразная и самобытная. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были племена, населявшие в прошлом территорию современного Казахстана. Менталитет казахов - формировался в течение тысячелетий на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми.
Почему именно Южный Казахстан? (Ответы учащихся)
2. Далее познакомить учащихся с развитием материальной культуры:
Материальная культура каждого народа тесно связана с его хозяйством. В 14-15 вв. в хозяйстве казахских ханств, преобладало скотоводство. Поэтому материальные блага на территории Казахстана создавались преимущественно с использованием животноводческого сырья.
Однако различие видов хозяйств на огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей развития культуры.
На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, в западных и центральных регионах – кочевое скотоводство. На юге Казахстана одновременно со скотоводством развивалось и земледелие.
Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необходимость переносных жилищ – юрт, приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная юрта считается конечным продуктом, развивающиеся, испокон веков материальной культуры Казахстана.
Одежда средневекового населения в основном изготовлялась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вязали рубашки, платья и белье. В позднее средневековье одежда уже шилась из тканей разных видов и цветов, связано это было с прохождением через казахские земли Великого Шелкового тупи.
Одним из основных показателей Материальной культуры является пища. Основной едой скотоводов были продукты животноводческого производства.
Мясо, молоко, из молока получали масло, готовили курт, кумыс, кислый молочный напиток – айран.
Вместе с тем блюда готовили также из муки, проса, ячменя и пшеницы. Какие блюда национальной кухни казахов вы знаете?
Любое хозяйство немыслимо без изделий ремесленного производства. Назовите предметы, которые использовались в хозяйстве средневековых скотоводов и земледельцев.
Это конские сбруи, куруки (длинные шесты для ловли лошадей), арканы, привязи: жели (для лошадей), когены (для овец и коз), кисены (железные путы). Для обработки земли земледельцы применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты. Для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания просо – ступку.
(Сообщение 3 ученик - ремесло) Слайд
А, какими видами оружия население пользовалось во время войны и для охраны дома? (Ответы учащихся)
Таким образом, в ХШ- начале XV вв. развитие материальной культуры казахских племен получило продолжение и новый импульс в виде появление оседлых поселений, отразилось на культуре и пролегание ВШП через казахские земли. На базе, заложенного в это время, в дальнейшем выросла оригинальная культура казахов XV-XVIII вв.
3. Задания по группам по теме – Духовная культура: параграф 33, стр. 140-141
Перед началом урока класс поделен на 3 группы: 1 группа. Религиозные верования. 2 группа. Фольклор 3 группа. Музыкальное искусство
Выступление учащихся по группам. (схема, кластер)
1 группа должна раскрыть особенности фольклора. Что входит в это понятие, чем характеризуется. Каковы его особенности?
Учащиеся должны представить устную литературу (сказки, пословицы и поговорки, эпические поэмы и сказания). А также, рассказать об устном народном творчестве - жырау.
2 группе необходимо рассказать о развитии письменности и письменной литературы в 14-15 веках.
На каком языке было написано большинство произведений? («Кодекс Куманикус», «Огузнаме», поэмы «Мухаббатнаме», узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба», «Жусуп и Залиха» Дурбека)
3 группа представляет - музыкальное искусство. Задача показать значение музыки в повседневной жизни казахов, описать жанры музыкального искусства (трудовые и лирико-бытовые песни, семейно-бытовые обряды и ритуалы, песни на семейные, житейские и любовные темы, свадебные песни, похоронные причитания и др.), а также учащиеся рассказывают об инструментах и инструментальной музыке (кюи, кюи-легенды).
4. Рассказать учащимся о религиозных верованиях позднего средневековья: Таблица: Средневековые религиозные верования. Слайд
Религиозные представления 14-начала 15 веков отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство, получившая в это время очертания шаманизма. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие.
Хотя в Казахстане исламская религия начала распространятся с 8 века, до 12 века она еще не была господствующей. Такое мнение высказывал великий казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Постепенно мусульманское вероучение стало господствующим среди представителей кочевой знати.
В 15 веке при Узбек хане и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Ханы окружили себя теологами – учеными-богословами, и способствовали строительству мечетей и медресе.
Другой, и основной причиной быстрого распространения ислама на территории Казахстана было то, что эта религия была софистского, т.е. мистического толка. И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков.
С 14-15 веков элементы ислама и шаманизма стали сосуществовали параллельно. Христианство за эти два столетия было практически вытеснено, в основном путем насильственного принятия христианами того времени исламского вероисповедания. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого бога – Аллаха.
Таким образом, в 14-15 веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии – ислам и шаманство, переплетенные в дальнейшем и образовавшие некий симбиоз оригинальной центральноазиатской религии.
Итоги урока:
1. Закрепление. Вопросы:
1. В чем своеобразие культуры казахского народа XIV- XV вв.
2. Что такое материальная культура?
3. Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней?
4. Что вы узнали об особенностях национальной одежды казахов.
5. Расскажите о казахской национальной кухне.
6. Опишите юрту, предметы быта, украшения.
7. Расскажите о религиозных традициях.
2. На этом мы закончили изучение нашей темы. Я считаю, что все цели сегодняшнего урока были нами достигнуты.
3. Выставление оценок:
Домашнее задание: Параграф 33, ответить на вопросы стр. 142.
4. Наш урок подходит к концу. Закончить его я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.