Одной из экспозиций нашего музея являются предметы для обработки льна. Для детей эту экскурсию мы назвали по рассказу Ушинского « Как рубашка в поле выросла». (Рубашка и сноп льна)
Выращивание и обработка льна - это дело женское.
Лен сеяли преимущественно для волокна и меньше для семян. Для крестьянина выращивание льна было жизненно необходимо.
21 мая/3 июня, когда шли сеять лен, надевали новую льняную рубаху.
9 июня, в праздник Иллариона начинали полоть лен.
Было замечено, что в июле лен открывает свои голубые цветки в 7 часов утра. «Цвет-цветочек, в сырую землю вошел, синюю шапочку нашел».
В начале сентября (5 сентября) семена льна поспевали и тогда о льне говорили: «Сам лубяной, головка масляная, ножки глиняные». Лён не скашивали, а дёргали с корнем, сохраняя большую длину нити.
С Ильина дня начинали теребить лен вручную, связывали в небольшие снопы.
На ниве оставляли последний пучок льна. По древним верованиям считалось, что этот пучок хранит силу со всего жнивья. По традиции его посвящали Богу, с тем, чтобы на следующий год нива не оскудела и был урожай.
После теребления лен замачивали в специально выкопанных «мочилах» или других водоемах, прижимая его при этом каменьями. Мочили от 7 дней до месяца.
Это нашло свое выражение в пословицах и поговорках. «Не земля родит лен, а мочило». Нужен был большой навык, чтобы определить срок вылежки или вымочки.
Мялка – ручное приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем легче отделить волокна от внешней оболочки – костры. «Стоит Арина – рот до ушей» – пословица о мялке.
Трепало – деревянное орудие, которое имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала украшались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. «Сделай, миленький, трепало, чтобы сердце пропадало, – поется в одной старинной частушке. – В середине вырежь круг, вековечный будешь друг».
Чтобы получить ровную кудель, долго чесали с помощью большого и малого гребня.
В долгие зимние вечера женщины пряли – скручивали в нить волокна кудели на веретенах или прялках. Получив достаточное количество ниток, ткали.
На ручном ткацком станке, который назывался кросна, из-под рук мастериц выходили изумительные холсты. Качество холста зависит от качества нити, от берды и ткачихи.
В старину, расстилая на своих полосах вытканный Постом холст, приговаривали: «Матушка-весна! Одевайся в нову-новину, дай нам ржи, дай долгого льну». Льняные полотна с помощью рубеня делали мягким. И уже из полотна кроили рубашку, затем крой вышивали по горлу и рукавам, а потом сшивали.
Предметы для демонстрации действий обработки льна: сноп льна, мужская косоворотка, льняная солома, пенька с трестой, бросальница, льнотрепалка, гребни, веретено, полотно льняное, рубень, берда.