уважение традиций и культуры других; без конфликтов
решать возникновение проблемы.
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение к людям разных национальностей, расширять знание об их жизни, обычаях.
Формировать нравственные основы во взаимоотношениях, чувство уважения, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них.
Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание на примере поступков героев сказок.
Воспитывать толерантность. Помогать детям не похожим друг на друга жить в мире рядом.
Формировать понятие о том, что все люди разные, но все они равны.
Развивать речь детей, умение сравнивать и анализировать.
Возраст воспитанников- старший.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Куб с разноцветными гранями (размер 25х25), конверты с заданиями, мольберт, бумага, маркеры, иллюстрации, выставка детских работ, куклы в национальных костюмах, элементы орнаментов, иллюстрированные сказки народов, костюмы, образцы национальных костюмов, шапочки для народных игр.
Игры: «Разложи на 2 группы картинки», « Бабушкин сундук», «Особенности быта народов России», « Из какой республики гость?».
Правила игры:
Руководить игрой будет «ученый куб» с гранями, окрашенными в различные цвета. Игра будет проводиться по разным образовательным областям. Чтобы детям было легче ориентироваться в происходящем, можно на стенд повесить подсказку: цветной ориентир и символ раздела ( например «Цифра»). То есть этот символ обозначает, что зеленый сектор на «кубе» - это раздел «Познание». Очередность участия команд разыгрывается в отгадывании загадок. Команда, первая отгадавшая первую загадку, будет первой начинать игру. Загадывается загадка. Очередность участия команд в игре определена. Представитель 1-й команды кидает «Ученый куб». После остановки куба устанавливается цвет грани, оказавшийся сверху. У представителей жюри на столе лежат конверты с заданиями ( конверты соответствующие цветам на гранях куба). В каждом конверте помещается список из вопросов, игр и заданий по тому или иному разделу программы. Ведущий игры объясняет задание. Время отведенное на выполнение задания, а также количество правильных ответов фиксирует жюри.
Содержание организационной деятельности детей
Встреча с представителями разных национальностей из Балаковского центра народного творчества во главе с заведующей отделом национальной культуры Соловьевой Ларисой Владимировной. Центр находится по адресу: Наб. Леонова 64. Директор Шмелева Татьяна Васильевна.
Игра «Счастливый случай»
Содержание встречи.
Организационный момент.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться- мы знаем.
Никого в беде не бросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
1. Рассказ воспитателя.
- Я держу в руках модель Земли- глобус. Посмотрите как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете?
- Но есть на нем лишь одна страна , которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Ребята! Как эта страна называется? Более 100 различных народов проживает в современной России. Мы с вами - русский народ. Есть народы Сибири, азиатские Северного Кавказа, Волги. Вот только на территории Балаковского р-на проживает более 150 национальностей. Вот представьте себе на столе более 105 яблок, они все и не поместятся, упадут. Все народы хотят жить под солнцем вместе дружной семьей. Это главное желание всех людей на планете и детей тоже.
В нашем саду дружно живут дети разных национальностей. Вот только в нашей группе – русские, татары, армяне, казахи, украинцы. У всех у них свои национальные костюмы, своя культура, свои обычаи и традиции, свой язык. Ребята! Давайте поприветствуем друг друга на своем родном языке.
2.Встреча.
На встречу была приглашена группа представителей разных национальностей (русские, татары, башкиры, украинцы, немцы) Все гости пришли в национальных костюмах. Они приветствовали детей на своем родном языке, и каждый подробно рассказал о своем национальном костюме. Дети с азартом откликались на просьбы гостей, внимательно рассматривали элементы костюмов, с удовольствием их примеряли. Дружно водили хоровод под русскую народную песню и пытались подпевать. Играли в народную украинскую игру « Жмурки», предварительно выбрав считалкой на украинском языке водящего. Услышали татарскую и немецкую песни, увидели башкирскую пляску. Потом отправились на самолете в Германию на ярмарку, где увидели связанные салфетки, оплетенные бисером яйца, игрушку-памятник Бременским музыкантам. Встреча закончилась общим большим хороводом с такими словами: «Так давайте устроим большой хоровод, чтобы люди земли с нами встали в него. Чтоб повсюду звучал только радостный смех, пусть без слов станет песня понятна для всех».
3. Продуктивная деятельность.
- А сейчас давайте сделаем свой плакат. У вас на столе лежат
листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите
ее. Теперь вырежьте точно по контуру. Мы наклеим эти «руки»
на нашу заготовку. Получается плакат на котором руки детей
обнимают Земной шар.
- Посмотрите что получилось: цветные ладошки оберегают
земной шар ( наш общий дом) от равнодушия, ненавести и
агрессии. Все мы разные, но мы все вместе.
-Нужно дружно жить на свете?
(Дети) - Дружно!
-Это знать большим и детям нужно?
(Дети) - Нужно!
- А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба вместе с нами.
III. Итог.
Гости дарят детям подарки: раскраска «народные костюмы».
Описание хода организационной деятельности
игры « Счастливый случай»
Организационные моменты.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1.Пальчиковая гимнастика
К Жене гости прибежали ( «Бегут» по столу пальцы)
Все друг другу руки жали ( рукопожатие себя)
- Здравствуй Жора!
- Здравствуй Жанна!
- Рад Сережа! (пальцы по очереди здороваются
- Рад Снежанна! с большими пальцами обоих рук)
- Не хотите ль пирожок? ( сложить из ладошек пирожок)
- Может коржик? ( раскрыть ладошки )
- Иль рожок? ( сложить в виде рожка)
Вот драже вам на ладошку ( постучать по раскрытой
Все берите понемножку. Ладошке кончиками пальцев)
2. Деление детей на команды.
На стульчиках заранее приклеены картинки соответствующие названию команд ( ромашка, подсолнух). Дети берут стулья и таким образом делятся на 2 команды.
Объяснение правила игры «Счастливый случай»
За правильный ответ каждая команда будет получать жетон
( ромашку или подсолнух), а фиксировать их будет жюри. ( Это могут быть и родители, и дети другой группы). Побеждает та команда, которая больше наберет жетонов.
Итак, в игру вступает та команда, которая первой отгадала
загадку ( загадки прилагаются).
Варианты задания:
Познание.
- Назовите пословицу о дружбе;
- Назовите народную примету;
- Какое дерево символ России?
- Скажите кой национальности кукла (картинки)
- Что общего у людей? Что разного? Игра: « какие мы»
- Объясните пословицу: « Мы все разные, но мы все равны».
- Что нарисовано на картинках? И каким народам принадлежат
предметы?
Логика.
- Кто моложе: ты или мама?
- Что дарят человеку при рождении? ( Имя)
- Сколько полос на российском флаге?
- Какое слово лишнее? (Папа, мама, дочка, сосед)
- Скажи одним словом: Семенов, Иванов, Петров ( фамилии).
- Есть ли край у земли ?
- Где живут люди? ( в городе, деревне)
Художественная литература.
1.Реши проблемную ситуацию.
Ситуация № 1.
В сказке «Золушка» мачеха и сестры не взяли Золушку на бал с собой, потому что она была у них служанка. Как бы ты поступил на месте мачехи?
- Не взял, так как Золушка ходила в старом и грязном платье;
- не хватило на нее приглашения;
- взял бы с собой, потому что все люди равны.
Ситуация № 2
Обитатели птичьего двора в сказке « Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым, никто с ним не дружил. Как бы ты поступил с ним?
- Поступил также;
- не дружи, но не обижай;
- несмотря на разную внешность, все равны, дружил бы.
Ситуация № 3
В сказке « Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали маленьким и глупым.
- Так же как братья;
- взял бы с собой;
- оставил бы дома, но сказал: « остаешься за хозяина».
2. Определи сказку народа, как она называется ( книга раскраска « Сказки народов мира»).
Коммуникация
- Скажи соседу волшебные, вежливые слова;
- составь предложение о друге;
- на какой улице живешь ты? Номер дома;
- какие праздники отмечают на Руси?;
- что бы ты написал в письме о себе или о Родине другу?;
- расскажи традиции встречи нового года;
Художественное творчество.
- Нарисуй человека (каждый член команды подбегает и рисует какую-то
часть тела, вернувшись передает очередь другому);
- составь из геометрических фигур русский орнамент;
- сделай быстро украшение на елку;
- какие мастера расписали народные игрушки
( декоративно-прикладное искусство);
Игра.
- Одень куклу в народный костюм;
- разложи картинки на 2 группы, в 1-ю все что относится к русской культуре, во 2-ю- к другим культурам. ( терем, сарафан, ларец,балалайка. Василиса Прекрасная) ( сакля, гондола, лаваш, гитара,Красная Шапочка);
- игра с перфокартой « особенности быта народов России»
а) объедени в одну группу:
жилища – синим цветом,
средства передвижения красным,
изделия народных мастеров - зеленым.
б) соедини предметы принадлежащие русскому народу, предметы,
используемые на Кавказе, предметы севера;
- «Бабушкин сундук» (старинное – не старинное). Например, лапти, косоворотка, прялка - старинные вещи. Стиральная машина, футболка - современные вещи.
5. В зависимости от продолжительности игры по времени провести физминутку и музыкальную паузу.
Физминутка:
Первый тур завершен
Да, и труден же был он…
Разминаемся все вместе,
Начинаем бег на месте.
Хватит бегать, прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели, словно удивились
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Музыкальная пауза:
Дети выполняют танцевальные движения соответствующие музыке.
Зрительная гимнастика
Подведение итогов. Этап награждений. Жюри сообщает
результат игры - объявляется команда - победитель. Нужно
этой команде предоставить действительно счастливый случай.
Например, посещение кинозала в детском саду. Приглашают и достойную команду соперников. Ведь наш девиз: « Ребята, давайте жить дружно!»
- Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте.
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
О. Высоцкая
Всем участникам игры вручаются сладкие призы. Фото на память. Чаепитие.