- Сегодня у нас в гостях наши односельчане - «дети войны». Поколение 30-40-годов. «Дети войны»... Так тревожно звучат эти слова... Но, наверное, правильнее было бы назвать вас «дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь нашему народу!
Дорогие односельчане, сегодня мы хотим прикоснуться к вашей памяти, увидеть события тех далёких страшных лет вашими глазами, познакомить ребят с жизнью сверстников в годы Великой Отечественной войны. А также отдать должное вашему поколению, чтобы хоть немногим отблагодарить вас за любовь к Родине, за любовь к людям, за самопожертвование, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.
А мы не станем памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала вам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У вас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.
Вам, лишенным счастливого детства, но не потерявшим любовь,
Вам, плачущим о погибших родных и близких, но с улыбками встречающими каждый рассвет,
Вам, видевшим тень смерти, но воспевающим жизнь,
Вам, дети великой Войны и Великой Победы посвящаем сегодняшнюю встречу.
На фоне музыки
- В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Голос Ю. Левитана в записи: «Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города…»
- Сухим, голым огнём загорелась жизнь человеческая. Пришла беда – отворяй ворота. В детской памяти наших гостей отчётливо запечатлились отчаянные крики и слёзы женщин, сдержанная суровость мужчин… Проводы на фронт.
- ___________________________, расскажите, пожалуйста, как в селе узнали о начале войны, как провожали на фронт.
(Из воспоминаний)
Песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Вы не прячьтесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
- Мужчины уходили один за другим, изо дня в день все на фронт. В селе оставались, в основном, женщины и дети.
Дети…Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему ..? Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.
Из воспоминаний___ (видео)
- Дети войны очень быстро взрослели.
Ученик:
«Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но в раз прибавило ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит мать,
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать,
А я- колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть.
Продай слона,
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья,
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя!»
Анатолий Брагин
- Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» — девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях, на фермах, у станков.
- ________________ Расскажите, пожалуйста, в чём заключалась помощь подростков.
(Из воспоминаний)
- Анне Алексеевне Некрасовой было 11 лет, когда началась война… По меркам сегодняшнего времени – совсем ребёнок, но для военной поры – вполне взрослая девушка. Любила учиться, но окончить пришлось только 3 класса, потом помогала взрослым - пасла скот на хуторах. На всю жизнь она запомнила, как перегоняли овец на мясокомбинат в г. Энгельс. В рваных галошах, полуодетая, в холод с мокрыми ногами она вместе с другими девушками она гнала этот скот по обочине, по бездорожью, и думала что не дойдёт…
-В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Сценка
(Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль играет с куклой. Брат ремонтирует табурет)
Сестра: Как холодно! И мама не идёт
Быть может, хлебушка она нам принесёт!
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать,
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу!
Ведь там, где папа наш сейчас,
потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с малиновым печеньем,
которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминания эти не нужны!
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго) Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей!
- Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Судьбы детей войны очень похожи. Но самая больная тема в рассказах наших земляков - голод. Отсутствие продовольствия, поскольку всё оно уходило на фронт.
- __________________________, расскажите, как питались в годы войны.
(Из воспоминаний)
- Некоторые матери от отчаяния шли на всё. Чтобы прокормить своих троих малолетних детей, которые пухли от голода, мать Нины Дмитриевны Хмариной решилась на кражу зерна. За 2 кг ржи её посадили в тюрьму на 5 лет. Дети, старшей было 7 лет, сначала жили у деда с бабушкой, а потом ушли в свой дом. Получали 7 рублей как семья солдата и жили как могли…
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
- Но не смотря на все тяготы военного времени, голод, холод, нищету ребята продолжали учиться в школе. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и они сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.
Сценка «Урок русского языка»
Учитель - Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Что-то Нюры не вижу…
1. Уч - А у неё мама заболела, она вместо неё на ферму пошла…
Учитель - Ох, война, война… совсем вас взрослыми сделала…
- сегодня мы будем проходить частицы не и ни. (Объясняет)
- придумайте предложение с частицей не.
2. Уч - Мы опять НЕ получили письма от папы.
Учитель - Записываем.
Учитель - придумайте предложение с частицей ни.
3. Уч –
Учитель - А теперь придумайте предложение, чтобы в нём встречались сразу
"Ни" и "не"."
1. Уч - "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"
- ____________________, Расскажите нам про учёбу в школе. Как начинался учебный день, что вам запомнилось.
(Из воспоминаний)
- Даже в эти самые страшные годы потерь, лишений, страданий, школа продолжала работать и помогать фронту. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в школе архивные документы. (выписки из приказов) сканер на слайде
- пр.№ 198 от 20.02.1943 года
Установить круглосуточное дежурство в школе учащихся 8-10 классов. Военруку Тылызину утвердить посты. Назначить командирами взводов следующих учащихся…
- Пр.№ 4 от 29.01.1944 года
С 28 января 1944 года организовать в школе тракторное дело. Данная группа будет заниматься по 2 часа в день (37 фамилий)
Директор Акчурина
- Пр.№15 от 15.04.1944 года.
Приказываю всем учащимся 9 класса явиться в школу к 8 часам и захватить с собою вилы, так как будет организован воскресник по сбору навоза для школы в колхозе им. Молотова.
- Тяжело приходилось в тылу женщинам и детям. Но выжить помогали письма с фронта. Они вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Некоторые письма люди читали всем селом. Каждого интересовали вести с фронта. Письма… написаные бесхитростным языком, в основном о том, что волновало бойцов. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы… Вот что писал Чистикин Иван Иванович своей семье:
(Письмо на слайде и аудио запись письма)
- Дорогая Анюта и все дети. Я, пока на 28 марта был жив и здоров. Подошли к фронту на 25 км. Так что завтра – как бог даст.
Анюта и вы, дорогие дети. Пока писать кончаю. Передаю вам всем свой фронтовой привет. Этот привет очень невесёлый. Может и письмо это почитаете последнее. От всего сердца, Анюта, я целую вас и деток крепко. До свидания. Ваш муж и отец Чистикин.
- Но свидеться им так и не пришлось… Чистикин Иван Иванович пропал без вести в 1942 году…
Песня «Письмо, пришедшее с войны»
В пыли веков, на чердаке,
В забытом кем-то пиджаке,
Как в оригами сложен треугольник.
На пожелтевшем, в клеточку листе,
С изгибами, затёртыми до дыр,
Едва читался текст в карандаше,
Письма пришедшего с войны.
Сейчас затишье, ждёт письма боец,
Но скоро бой, быстрей б войне конец,
Теперь не знаю я когда смогу черкнуть вам пару строк,
Сказать, что Вас люблю.
Припев:
Ты, милая, детей побереги,
Себя хотя б немножко пожалей.
Вот скоро возвратимся мы с войны,
И счастливы как прежде будем мы.
А сыну, милая, скажи,
Пусть не герой я, но не трус,
И я за Родину стою,
Чтоб ты, сынок, счастливым рос.
Дочурку нежно от меня ты поцелуй,
Она ж ещё не понимает вовсе,
Дай бог, чтоб в памяти её,
Отрезок этот жизни стёрся.
А дальше слов нельзя прочесть,
Тут столько капель слёз, не счесть,
Она его у сердца хранила до конца,
Запомнив на всю жизнь черты любимого лица.
Припев:
Ты, милая, детей побереги,
Себя хотя б немножко пожалей.
Вот скоро возвратимся мы с войны,
И счастливы как прежде будем мы.
И счастливы как прежде будем мы.
В пыли веков, на чердаке,
В забытом кем-то пиджаке,
Как в оригами сложен треугольник.
На пожелтевшем, в клеточку листе,
С изгибами, затёртыми до дыр,
Едва читался текст в карандаше,
Письма пришедшего с войны.
- Нелегко было работать почтальоном в тылу.
Стих «Почтальонка»
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – затирка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
(Т. Черновская)
Немало приходило в село похоронок и извещений о том, что боец пропал без вести. Не обошла беда многие семьи наших односельчан.
Из воспоминаний___
- 200 дней и ночей шли ожесточённые бои под Сталинградом. В них принимали участие и наши земляки. Односельчане вспоминают, как вечерами было видно зарево от пожаров, когда бомбили Паласовку, нефтебазу и авиационный завод в Саратове… В это время нашем селе Мироновка стояла воинская часть.
- Лидия Ивановна, расскажите, пожалуйста, что Вы помните об этом.
Из воспоминаний
- А Николай Николаевич Никифоров помнит, как готовили солдат к службе.
Из воспоминаний
Две сестры бежали от войны –
Кате восемь, Тане три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
- Эти строчки по праву можно отнести к судьбам наших односельчан, которые во время войны проживали в белорусской деревеньке « , которую оккупировали немцы.
(Аудиозапись Тиханова Е.В., фото Мамочкиной Е.И..)
Песня «Дети войны» и видеоряд
Стихотворение "Дедушка".
Когда-то давно мой дедушка
Был мальчишкой таким, как я.
Только детство у него было трудное,
Потому что была война.
Я знаю о ней по книжкам,
Я видел ее в кино -
А дедушка был мальчишкой:
Правда, это было давно.
Он рассказывал мне, как, бывало,
Игрушки откинув прочь,
Работал со старым и малый,
Чтоб солдатам на фронте помочь.
А еще он запомнил, как мама,
Чтобы деток своих спасти,
В тесто отруби добавляла
И пекла этот хлеб в печи.
А еще мне мой дед рассказывал,
Что из картофельной кожуры
Суп варили, и все очень радовались,
Это праздник был для детворы.
Я, конечно, парень неглупый,
Все сумею понять, но никак
Не могу я себе представить,
Чтобы дети жили вот так:
Я хочу тебе, дедушка, милый,
Дать конфеты и шоколад.
Хоть сейчас ты покушай вволю,
И пусть детство вернется назад!
(Дети дарят шоколад приглашенным односельчанам)
- И вот, наконец, долгожданный День Победы!
- ____________________, скажите, как в селе узнали о Победе.
Из воспоминаний
- Стали возвращаться с фронта домой солдаты: отцы, братья. Но не всем суждено было вернуться. Многие дети военной поры так и не дождались своих отцов и братьев, многие даже не помнят, как выглядел папа…
Из 700 человек, уроженцев сёл Мироновка и Моршанка, защищавших Родину, 317 - не вернулись с фронта. Их имена высечены на мемориальных плитах памятника в с. Мироновка.
Почтим минутой молчания тех, кто воевал за наше мирное будущее, кто пришёл с Победой в далёком 1945 году, кто приближал победу в тылу, но не дожил до сегодняшнего дня.
Минута молчания
Дети выходят, читают стихи
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война! Валентина САЛИЙ
Песня «Не совместимы дети и война»
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Припев:
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
Припев
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Припев