Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
Диагностика коммуникативных умений среди учащихся 5-6 классов нашей школы подтверждает выводы международных исследований. Такие умения, как вычитывание информации, данной в явном виде, объяснение смысла слов — имеют достаточно высокие показатели. Но достаточно сложно учащимся даются умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, понимание смысла текста в целом, истолковывание текста.
Во-первых, что такое чтение?
Учебный предмет
Процесс освоения текста
Общеучебное умение (компетенция)
«Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»
Из образовательной программы "Школа 2100"
Ключевая фраза в этом определении — это "воспитание грамотного, компетентного читателя". Кого можно назвать "грамотным читателем"?
Грамотность чтения — это способность:
Понимать письменные тексты
Рефлексировать на содержание текстов:
Размышлять над содержанием
Оценивать прочитанное
Излагать свои мысли о прочитанном
Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде.
Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы.
Виды чтения
Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом?
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
Названию
Имени автора
Иллюстрациям (перед текстом)
Выделенным словам (просмотровое чтение)
Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.
Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы по ходу чтения
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Например, отрывок из рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни":
"Прихрамывая (Вопрос к автору — Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. (Прогнозирование ответа — Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями.
Каждый из них нес ружье.
—Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, — сказал один". (Проверка своих предположений — у них
кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
Задания:
Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).
В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:
1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Поначалу формирования навыков продуктивного чтения много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах.
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.
|