Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Фото пользователя Светлана Готлибовна Сильнова
Submitted by Светлана Готлибовна Сильнова on вс, 21/06/2015 - 14:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сильнова Светлана
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы школы-интерната, 

Регион: 
Рязанская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа написана по госстандартам второго поколения с опорой на учебник русского языка 7 класса авторов Ладыженской, Баранова и Тростенцовой.</p>

 

                                      Рабочая программа

учителя русского языка и литературы ОГБОУ «Михайловская школа-интернат» Михайловского района Рязанской области

                          Сильновой Светланы Готлибовны

                                    Русский язык, 7 класс

170 часов, 5 уроков в неделю.

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

                           2015 – 2016 учебный год

 

Обсуждено на заседании педагогического совета ОГБОУ «Михайловская школа-интернат»

Протокол № ___ от «  » августа 2015 г

 

«Утверждаю»

Директор ОГБОУ «Михайловская школа-интернат»

__________В.В. Щетинин

Пр. № ___ от «  » августа ________2015 года 

 

Статус документа

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами (нормативная база):

  • Законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 01.09. 2013 года «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2. Ст. 12,14,15; глава 6,ст. 58; глава 11, ст. 88).

·        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644)

·        Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под.ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009

  • ФГОС. Примерной программой по русскому языку, 2011 год.
  • Рабочей  программой по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

 

                        Раздел I. Пояснительная записка

                                             

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

 

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

          В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

 

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ОГБОУ «Михайловская школа-интернат» Михайловского района Рязанской области.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 170 часов (из расчета 5 раз в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» в 7 классе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими универсальными учебными действиями (метапредметными), формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

 

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

 

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

 

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 

 Задачами реализации курса выступают:

 

- формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

 - усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

- овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения курса русского языка в 7 классе создаются условия:

· для развития личности, ее духовно нравственного и эмоционального совершенствования;

· для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности

 · для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально профессиональных ориентаций;

 · для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

· для знакомства обучающихся с методами научного познания;

· для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно исследовательской и художественной деятельности;

· для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

                                Ведущие идеи курса

 

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

 

               Планируемые результаты освоения программы

 

                                            Личностные

 

Ученик сможет:

 

  • считать русский язык одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознать ведущую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознать эстетическую ценность русского языка;
  • уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
  • стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • получить достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • развить способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Ученик получит возможность научиться:

 

·       основам гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

·       основам социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

·       готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

                                            

                                      Метапредметные

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий

основное внимание ученик направит на:

·         формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

·        умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

·        развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Ученик получит возможность научиться:

·         ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

·         действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

·        устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

·        удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

·        определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

 

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

·         формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

·        осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

·        В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

·        практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

·    развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

·    практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

 

                                                      Предметные

Ученик научится:                                             

· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

 · владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

 · владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

 · адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

 · анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

· использовать знание алфавита при поиске информации;

· различать значимые и незначимые единицы языка;

 · проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

 · классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

· членить слова на слоги и правильно их переносить;

· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

 · опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

· проводить лексический анализ слова;

 · опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

 · опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

 · проводить морфологический анализ слова;

 · применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

 · опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно смысловой организации и функциональных особенностей;

 · находить грамматическую основу предложения;

 · распознавать главные и второстепенные члены предложения;

 · опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

 · соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

 · опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

· опираться на грамматико интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

· использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

 · анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

 · оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

 · опознавать различные выразительные средства языка;

 · писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

 · осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

 · характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

 · использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

 

                   Основное содержание программы

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане:

в  год – 170 ч, из них на развитие речи - 24 ч.

В неделю - 5 ч., не менее 34 недель

Организация учебного процесса: классно-урочная система

 

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит из нескольких тематических блоков.

В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения.

Во втором дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

В третьем дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

 

     Раздел II. Учебно-тематический план

        

         Содержание

Кол-во часов

Количество тестов, контрольных работ

Развитие речи

1.

Русский язык как развивающееся явление

2

-

-

2.

Повторение изученного в 5-6 кл.

15

2

2

3.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния.

85

4

12

4.

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

45

3

8

5.

Междометие.

4

-

-

6.

Повторение изученного в 7 кл.

12

1

2

7.

Резервное время.

7

-

-

 

Итого:

170

10

24

 

                                 Описание тем программы

1. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

2. Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

3. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

4. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

5. Междометие. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

6. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

Календарно-тематическое планирование программы по русскому языку в 7 классе, 170 часов, 5 уроков в неделю, резервное время – 7 часов

 

Название темы

Основное содержание и виды деятельности учащихся

Форма контроля

Дата проведения

1.

Русский язык как развивающееся явление

Знакомство с учебником, эмоциональный настрой

Лекция с элементами беседы, работа со словарем

 

2.

Русский язык как язык межнационального общения

Продолжение знакомства с учебником, цитаты великих людей о русском языке

Беседа, опрос, полилог

 

3.

Повторение изученного в 5-6 классах. (15 ч)

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

Повторить изученный материал о словосочетании и предложении, закрепить пунктуационные навыки

Конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант

 

4.

Синтаксический и пунктуационный разбор

Закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки

Выразительное чтение, беседа по вопросам, подготовленный диктант

 

5.

Лексика и фразеология

Закрепить навыки по лексике и фразеологии, развить внимание и речь, навыки выразительного чтения.

Беседа по вопросам, подготовленный диктант, словарная работа

 

6.

Фонетика и орфография

Закрепить знания по фонетике, развить орфографическую зоркость

Беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный диктант

 

7.

 

Фонетический разбор. Анализ текста

Развить навыки фонетического разбора

Беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный диктант

 

8.

Словообразование и орфография

Закрепить знания о словообразовании

Лингвистический разбор, выразительное чтение, взаимопроверка

 

9.

Морфемный и словообразовательный разбор

Уметь делать морфемный и словообразовательный разбор

Взаимопроверка, самостоятельная работа

 

 

10.

Морфология и орфорграфия. Самостоятельные части речи

Закрепить знания о морфологии различных частей речи

Предупредительный диктант, самопроверка

 

11.

Морфология и орфография. Служебные части речи

Закрепить знания о морфологии разных частей речи

Объяснительный диктант

 

12.

Морфологический разбор. Практикум

Закрепить навыки анализа морфологического разбора

Лингвистический разбор

 

13.

Тестовая работа

Закрепить навыки разных видов лингвистического разбора

Тест. Работа над ошибками в рабочей тетради.

 

 

14.

Диктант по повторению изученного

Уметь применять разные виды лингвистического разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

15.

Развитие речи. Текст

Отличать разные стили речи. Особенности текста

Выразительное чтение. Анализ текста

 

16.

Развитие речи. Стили текста. Официально-деловой.

Знать стили и языковые особенности официально-делового стиля

Составление документов официально-делового содержания

 

17.

Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Знать языковые особенности публицистического стиля

Работа в группах, анализ текста, выразительное чтение

 

18.

Морфология и орфография. Культура речи. (85 ч)

Причастие. (40 ч) Повторение пройденного о глаголе

Повторить пройденное о глаголе, закрепить знания о глаголе

Беседа по вопросам, подготовленный диктант

 

19.

Причастие. Свойства глаголов и прилагательных у причастий

Определить грамматические признаки причастия,  уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных  материалах, согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий. Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видовременную соотнесенность, употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого

Сообщение о причастии по плану. Объяснительный диктант

 

20.

Синтаксическая роль причастий в предложении

Закрепить представления о причастии как части речи

Лингвистическая игра

 

21.

Развитие речи. Публицистический стиль.

Виды публичных общественно политических выступлений

Знать основные признаки публицистического стиля, его значение, развить навыки анализ текста

Лингвистическая игра, выразительное чтение, самостоятельная работа

 

22.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Знать сходство склонений причастий и прилагательных, закрепить навыки разбора словосочетаний

Устные выступления, конструирование предложений, словарная работа

 

23.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)

Закрепить навыки склонения причастий

Устные выступления, самостоятельная работа

 

24.

Понятие о причастном обороте

Знать понятие о причастном обороте

Конструирование предложений, наблюдения над текстом

 

25.

Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми

Уметь определять границы причастного оборота, составлять схемы, понимать отличия зависимого слова от определяемого

Конструирование предложений, словарная работа

 

26-27.

Конструирование предложений, словарная работа

На основе анализа литературного образца научиться описывать внешность человека.

Закрепить навык написания изложения

Выразительное чтение, наблюдение над текстом, конструирование предложений

 

28.

Действительные и страдательные причастия

Знать о действительных и страдательных причастиях, развить пунктуационные навыки

Конструирование предложений

 

29.

Краткие и полные страдательные причастия

Знать о страдательных причастиях, об их полной и краткой форме

Орфоэпическая работа

 

30-31.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, правильно выбирать гласную в суффиксе

Конструирование словосочетаний, словарная работа

 

32.

Действительные причастия прошедшего времени

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правильно выбирать гласную в суффиксе

Эвристическая беседа, конструирование словосочетаний и предложений

 

33.

 

Действительные причастия прошедшего и настоящего времени (практикум)

Закрепить навыки правописание действительных и страдательных причастий

Лингвистический разбор, самостоятельная работа

 

34-35.

Развитие речи. Изложение с использованием причастий

Адекватно понимать содержание текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства

Обсуждение плана, пересказ

 

36.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

Знать о страдательных причастиях настоящего времени, знать способ выбора гласной в их суффиксах

Беседа по вопросам, конструирование предложений, словарная работа

 

37.

Страдательные причастия прошедшего времени

Знать способы образования причастий прошедшего времени

Словарная работа

 

38.

Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях

Знать правописание н и нн  в прилагательных и причастиях, знать выбор гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Тренировочные упражнения

 

39.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов

Овладеть навыками правописания н и нн в суффиксах в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, уметь отличать страдательные причастия прошедшего времени от глагольных прилагательных

Конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работа

 

40-41.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов (практическая работа)

Знать правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных

Синтаксический разбор, конструирование предложений, словарная работа

 

42.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Знать правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

 

43.

Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

Закрепить навыки правописания страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, знать значение и роль кратких страдательных причастий в тексте, развить навыки монологической речи, навыки анализа текста

Лингвистический разбор, словарная работа, элементы анализа текста

 

44-45.

Развитие речи.  Выборочное изложение

Закрепить навыки правописания причастий, развить навыки письменного изложения текста

Работа с планом, самостоятельная работа

 

46.

Морфологический разбор причастия

Знать морфологический разбор причастий

Лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа

 

47.

Контрольный диктант

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

48.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Индивидуальная работа

 

49.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать написание НЕ с различными частями речи, знать условия выбора этой орфограммы в причастиях

Беседа по вопросам, словарная  работа

 

50.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (практическая работа)

Закрепить навыки написания НЕ с причастиями

Практическая работа, лингвистический разбор, словарная работа

 

51.

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уметь объяснять и обозначать

орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы

Диктант «Проверяю себя»

 

52.

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (с использованием причастий)

Изучить типовую схему сочинения-описания внешности. Уметь писать сочинение-описание внешности

Письменный и устные ответы на вопросы

 

53-55.

Обобщение по теме «Причастие»

Уметь применять правила написания причастий, уметь находить причастие в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми

Самостоятельная работа, повторение изученного материала, тест

 

56.

Контрольный диктант

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

57.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Работа над ошибками

 

58.

Деепричастие (15 ч) как часть речи

Аргументированно доказывать
принадлежность слова к деепричастию, определять его значение

Объяснительный диктант

 

59.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи

Беседа по вопросам, работа со схемами предложений, конструирование предложений

 

60.

Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».

Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».

Беседа по вопросам, работа со схемами предложений, конструирование предложений

 

61-62.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Уметь безошибочно писать НЕ с деепричастием, определять синтаксическую роль в предложении

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

 

63-64.

Деепричастия несовершенного вида

Знать способы образования деепричастия несовершенного вида, уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, определять его значение, сопоставлять с глаголом

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, словарная и орфоэпическая работа

 

65-66.

Деепричастия совершенного вида

Знать способы образования деепричастия совершенного вида, уметь образовывать деепричастия совершенного вида

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, словарная работа

 

67-68.

Развитие речи. Сочинение – рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь»

Изучить типовую схему текста-описания действий. Уметь писать сочинение-описание действий

Написание сочинения

 

69.

Морфологический разбор деепричастия

Уметь различать в тексте деепричастие, знать морфологические признаки деепричастия

Лингвистический разбор, подготовленный диктант, занимательные задания

 

70.

Итоговый урок по теме «Деепричастие»

Закрепить и обобщить знания  о деепричастии

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, тест, самостоятельная работа

 

71.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Уметь распознавать деепричастия по значению на основе структурно-семантического и
грамматического анализа слова,
отличать деепричастие от других
частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами,
выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

 

72.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Работа над ошибками

 

73.

Наречие (25 ч) как часть речи

Знать грамматические признаки наречия

Словарная работа, тренировочные упражнения

 

74.

Смысловые группы наречий

 

Знать значения наречий

Тренировочные упражнения

 

75.

Степени сравнения наречий

Знать способы образования степеней сравнения наречий, уметь различать степени сравнения наречий и прилагательных

Тренировочные упражнения, конструирование предложений

 

76.

Морфологический разбор наречия

Знать порядок морфологического разбора наречий

Подготовленный диктант, лингвистический разбор слов, тренировочные упражнения

 

77.

Слитное и раздельное написание  НЕ с наречиями на –О и –Е

Знать условия написания НЕ с наречиями на –о и –е и другими частями речи

Подготовленный диктант, тренировочные упражнения

 

78.

Практикум «Слитное и раздельное написание  НЕ с наречиями на –О и –Е»

Уметь безошибочно писать НЕ с наречиями на –о и –е и другими частями речи

Графический диктант, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения

 

79.

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Знать написание приставок НЕ- и НИ- с местоимениями, условия выбора приставок с наречиями

Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения

 

80.

Одна и две буквы Н в наречиях на   –О и –Е

Знать правописание Н и НН в прилагательных и причастиях, условия выбора Н и НН в наречиях

Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения

 

81.

Диктант

Знать правописание наречий, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами,
выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

 

82.

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Работа над ошибками

 

83-84.

Развитие речи. Описание действий

Изучить типовую схему текста-описания действий. Уметь писать сочинение-описание действий. Знать значение наречий при описании действий

Работа над планом, элементы анализа текста, сочинение

 

85.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Знать правописание О и Е после шипящих в разных частях речи, знать условия выбора О и Е после шипящих в наречиях

Объяснительный диктант, лингвистический разбор, словарная работа

 

86.

Буквы О и Е на конце наречий

Знать условия выбора правописания О и Е на конце наречий

Лингвистический разбор, тренировочные упражнения

 

87.

Развитие речи. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья»

Совершенствовать навык описания произведений живописи

Беседа по вопросам, устное описание, сочинение

 

88-89.

Дефис между частями слова в наречиях

Знать случаи употребления дефиса в разных частях речи, условия выбора этой орфограммы в наречиях

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

 

90.

Дефис между частями слова в наречиях (практикум)

Уметь отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию сочетаний предлогов с именными частями речи, знать роль наречий с дефисом в текстах разных стилей

Словарный диктант, лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения

 

91-92.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Знать закономерности слитного и раздельного правописания наречий, уметь отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогом

Словарная работа, лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений

 

93.

Ь после шипящих на конце наречий

Знать случаи употребления Ь на конце наречий

Лингвистический разбор, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

 

94.

Обобщение по теме «Наречие»

Обобщить и закрепить знания по теме

Лингвистический разбор, свободный диктант, тренировочные упражнения

 

95.

Практическая работа по теме «Наречие»

Уметь применять теоретические знания на практике

Лингвистический разбор, словарный диктант, тест

 

96.

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

Диктант с грамматическим заданием

 

97.

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Работа над ошибками

 

98.

Категория состояния (4 ч)

как часть речи

Знать определение, особенности категории состояния, анализировать текст со словами категории состояния

Тренировочные упражнения

 

99.

Категория состояния и другие части речи

Уметь отличать категорию состояния от глаголов и наречий

Беседа по вопросам, элементы сопоставительного разбора, тренировочные упражнения

 

100.+

Развитие речи. Употребление слов КС в художественной речи

Знать роль слов категории состояния в художественной речи

Лингвистический разбор, элементы анализа текста

 

101.

Морфологический разбор  категории состояния.

Знать порядок разбора категории состояния, уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния

Лингвистический разбор, элементы анализа текста

 

102.

Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами; уметь находить ключевые слова в тексте и определять тему текста

Лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана черновик сочинения

 

103.

Служебные части речи. (45 ч) Самостоятельные и служебные части речи

Знать отличия самостоятельных частей речи от служебных, узнавать служебные части речи и определять их значение, уметь конструировать предложения, используя служебные части речи

Лингвистический разбор, выполнение упражнений

 

104.

Предлог (10 ч) как часть речи

Знать определение предлога как
служебной части речи, его роль в
предложении, уметь отличать
предлог от омонимичных приставок, правильно их писать

Лингвистический разбор, выполнение упражнений, словарная работа

 

105.

Употребление предлогов

Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов, производить синонимичную замену предлогов, исправлять допущенные ошибки при
употреблении предлогов

Лингвистический разбор, беседа по вопросам, словарная работа, выполнение упражнений

 

106.

Непроизводные и пр Употребление производных предлогов в речи оизводные предлоги

Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи

Лингвистический разбор, выполнение упражнений, занимательная лингвистика

 

107.

Употребление производных предлогов в речи

Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов НЕСМОТРЯ НА, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ и др., производить синонимичную замену предлогов, исправлять допущенные ошибки при
употреблении предлогов

Лингвистическая игра, беседа по вопросам, выполнение предложений

 

108.

Простые и составные предлоги

Знать отличия простых и составных предлогов, уметь различать предлоги и синонимичные части речи, находить простые и составные предлоги

Лингвистический разбор, самостоятельная работа, выполнение упражнений

 

109.

Морфологический разбор предлогов

Знать план морфологического разбора предлога, уметь выполнять морфологический разбор предлогов

Лингвистический разбор

 

110-111.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу, высказывать свои мысли, составлять план сочинения

Лингвистический разбор, выразительное чтение, составление плана, устное описание картины, сочинение-репортаж.

 

112.

Слитные и раздельные написания производных предлогов

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов, уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных

Элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа

 

113.

Слитные и раздельные написания производных предлогов (практическая работа)

Уметь отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Свободный диктант, практическая работа

 

114.

Союз (17 ч) как часть речи

Знать определение служебной
части речи - союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
и в сложных предложениях

Беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа

 

115.

Простые и составные
союзы

Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях

Выполнение упражнений

 

116.

Союзы сочинительные и подчинительные

Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении

Выполнение упражнений, словарная работа

 

117.

Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в  художественной  речи

Уметь опознавать союзы, знать функции и значение союзов в художественных текстах

Выразительное чтение

 

118.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных, использовать различные синтаксические конструкции, знать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем

 

119-120.

Сочинительные союзы

Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложении

Конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем

 

121.

Подчинительные
союзы

Знать разряды подчинительных
союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении

Конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем

 

122.

Морфологический разбор союза

Уметь выполнять морфологический разбор союзов

Выполнение упражнений, словарная работа

 

123-124.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге.

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль книги, владеть разными типами речи

Составление плана, самостоятельная работа

 

125-126.

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

Уметь различать союзы ТОЖЕ,
ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ

Выполнение упражнений, словарная работа

 

127.

Обобщение по теме «Союз»

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте,
употреблять с учетом их стилистической окраски

Беседа по вопросам, подготовленный диктант

 

128.

Контрольный урок по темам «Предлог» и «Союз»

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в
художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги. Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте,
употреблять с учетом их стилистической окраски

Беседа по вопросам, тест

 

129.

Контрольный диктант

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте,
употреблять с учетом их стилистической окраски, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях

Диктант с грамматическим заданием

 

130.

Анализ контрольного диктанта

Умение корректировать свои работы

Работа над ошибками

 

131.

Частица (17 ч) как часть речи

Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке, уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице.

Выполнение упражнений, работа над интонацией

 

132.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Знать разряды частиц по значению, функции формообразующих частиц, уметь отличать частицы от других частей речи

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

 

133-134.

Смысловые частицы

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами, знать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словарная работа

 

135.

Раздельное и дефисное написание частиц

Знать случаи раздельного и дефисного написания частиц, уметь отличать частицы от других частей речи

Тренировочные упражнения

 

136-137.

Развитие речи. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции

Составление плана, написание сочинения

 

138.

Морфологический разбор частицы

Знать порядок морфологического разбора, уметь выполнять морфологический разбор частицы

Выполнение упражнений

 

139-140.

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Понимать значение частиц НЕ и НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи,

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях

Анализ предложений, выполнение упражнений

 

141.

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ-, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях

Выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа

 

142-143.

Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету

Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Составление плана, устные рассказы, написание сочинения

 

144.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ

Уметь различать частицу и приставку НИ-, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК, НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, устойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с
ними

Выполнение упражнений

 

145.

Обобщение по теме «Частица»

Уметь использовать частицы для
выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи

Словарный диктант, анализ предложений тест, выполнение упражнений

 

146.

Контрольный диктант

Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы, уметь применять изученные орфографические правила

Диктант с грамматическим анализом

 

147.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Работа над ошибками

 

148.

Междометие (4 ч) как часть речи

Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме

Подготовленный диктант, выполнение упражнений

 

149.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте

Лингвистический разбор, выполнение упражнений

 

150.

Междометия и другие части речи

Знать значение междометий в роли других частей речи, отличать междометия от других частей речи от звукоподражательных слов

Знать значение междометий в роли других частей речи, отличать междометия от других частей речи от звукоподражательных слов

 

151.

Междометия в художественной речи

Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении, различать омонимичные
междометия и самостоятельные
части речи

Элементы анализа текста

 

152.

Повторение. (12 ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

Знать разделы языкознания, особенности текста, черты

стилей речи, уметь создавать тексты, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стили речи, прямой и обратный порядок слов предложений             в предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте

Беседа по вопросам

 

153-154.

Развитие речи. Сочинение

Уметь составлять сообщение по заданной теме, определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, выбирать стиль речи и определять

композицию, предупреждать

возможные речевые ошибки,

соблюдать нормы литературного

языка

Составление плана, сочинение

 

155.

Фонетика. Графика

Знать и уметь выполнять фонетический и графический разбор

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

 

156.

Лексика и фразеология

Знать основные сведения по разделу, владеть большим запасом слов в активной лексике, умело использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения, отличать грамматическое значение слова от лексического

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

 

157.

Морфемика и словообразование

Знать состав слова, способы словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

 

158.

Морфология

Знать основные понятия раздела, уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

 

159.

Орфография

Знать понятие «орфограмма», соблюдать правописные норм, уметь применять изученные орфограммы

Беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарный диктант

 

160.

Синтаксис

Знать основные теоретические понятия раздела, уметь применять изученные пунктуационные правила, знать и уметь выполнять синтаксический разбор, уметь определять виды и способы связи

Беседа по вопросам, выполнение упражнений, предупреди-тельный диктант

 

161.

Пунктуация

Знать основные теоретические понятия раздела, уметь применять изученные пунктуационные правила

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

 

162.

Контрольный диктант

Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

163.

Анализ контрольной работы

Умение корректировать свои работы

Работа над ошибками

 

164-170

Резервное время

 

 

 

 

 

Система контроля и оценивания результатов

1.     Оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

1.     Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

2.     Оценивать можно только то, чему учат.

3.     Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.

4.     Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. 

 

Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

-  ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

-    способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-    умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-     умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и   процессов,  схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-    способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

-    умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. 

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания  учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, литературе, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных

листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

Система оценивания образовательных  результатов

(академия С-Петербурга «Методические рекомендации  по разработке  основной  образовательной  программы» Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина и др.)

    

Особенности  системы  оценивания

 

Объект  оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

 

Личностные   результаты

 

Форма

Персонифицированная  количественная  оценка

Персонифицированная/

Неперсонифицированная качественная  оценка  

Средства фиксации  результатов оценки

Листы достижений, классные  журналы, справки по результатам внутришкольного  контроля

Дневники  наблюдения  учителя  (классного  руководителя, воспитателя  ГПД, психолога)

Способ (поэтапность  процедуры)

Тематические  контрольные  работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания  частично-поискового  характера.

Проектная   деятельность, участие  в  общественной  жизни  класса, портфолио, задания  творческого  характера.

Условия эффективности системы оценивания

В ОУ  они могут  быть  различными, но систематичность,  личностно-ориентированность, позитивность – основные  постоянные принципы современной  оценочной деятельности  педагога. 

 

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

 

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка  выставляется   на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

                    Материально - техническое обеспечение:

 

- Таблицы по основным темам курса русского языка;

- Интернет ресурсы;

- Цифровые образовательные ресурсы;

- Тесты.

 

Репродукции картин (большого формата) для уроков развития речи:

- И. Бродского «Летний сад осенью»

- В Хабарова «Портрет Милы»

- К. Юона «Конец зимы»

- С. Григорьева «Вратарь»

- И.Попова «Первый снег»

- Е. Широкова «Друзья»

- А. Сайкиной «Детская спортивная школа». 

 

                  Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1.                 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011

2.                 Г.А. Богданова  Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

3.                  Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

4.                М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

5.                 А.Д. Дейкина   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

6.                 Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2010

7.                  П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

8.В.И. Капинос   Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

9.Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009

 

Для учащихся:

1.                Русский     язык:     Учебник     для     7     кл.      общеобразовательных     учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2002.

2.                С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.

3.                 С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012

4.                Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986

5.                Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн