Submitted by Надежда Афанасьевна Волколупова on вс, 14/06/2015 - 18:49
Тема урока «Многообразие и значение грибов»
Цель урока: обучающиеся, используя свои знания о грибах, узнают отличительные признаки шляпочных, плесневых грибов и грибов – паразитов, а также формируют представление о многообразии и значении грибов природе и жизни человека.
Результат урока:
предметный результат: классифицировать грибы по заданным критериям; привести примеры о значении грибов в природе и жизни человека.
метапредметный результат:
Выделять существенные признаки
Классифицировать по заданным критериям
Извлекать информацию из разных источников.
РУУД: целеполагание и планирование, контрольно – оценочная деятельность
КУУД: умение слушать, осуществлять совместную деятельность при выполнении заданий, высказывать свое мнение.
ЛУУД: смыслообразование, обнаружение затруднений, самоопределение деятельности, формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Задачи урока.
Классифицировать грибы, опираясь на текст учебника, по заданным критериям
Установление взаимосвязи между явлениями в природе и жизнедеятельностью грибов в природе.
Установление взаимосвязи между потребностью человека в питании и грибами.
Оборудование: таблицы; коллекции шляпочных грибов; презентация о многообразии и значении грибов. Натуральные объекты: шляпочные грибы шампиньоны и вешенки; кусок хлеба с белой плесенью (мукор); варенье с пятнами сизой плесени (пеницилл); культура дрожжей, гриб – трутовик.
Тип урока: открытия новых знаний, решения учебных задач.
Этапы урока.
Актуализация опорных теоретических знаний и умений.
Какое общее строение имеют грибы?
Как питаются грибы?
Почему грибы отнесены к отдельному царству?
Изучение нового материала, отработка новых методов, решение учебных задач.
Цель: вызвать у обучающихся эмоциональную реакцию затруднения.
Учитель задает вопросы, связанные с жизненными ситуациями, на которые обучающиеся смогут ответить, если ответы будут неполными, то ответят после просмотра презентации и выполнения самостоятельной работы:
- почему, когда дерево гибнет, на нем часто можно видеть образования, похожие на копыта?
- чтобы получились пышными пирожки, что должна бабушка добавить в тесто?
- почему на стенах в ванной иногда появляются темные пятна?
- почему, принесенные из подвала овощи часто покрыты белым налетом?
Создание проблемной ситуации. «Почему в природе встречается такое большое разнообразие грибов?» (вопрос записан на обычной доске)
Озадачить обучающихся перед просмотром презентации.
Деятельность учителя: нацеливает обучающихся обратить внимание на признаки грибов: тип питания грибов; место обитания; многообразие грибов в природе; значение в природе; значение в жизни человека (на стол каждой группе дается таблица с признаками и натуральные объекты и коллекции грибов)
Демонстрация презентации. Комментарий учителя: после просмотра презентации, вашей самостоятельной работы с учебником и натуральными объектами, вы сделаете вывод, отвечая на вопрос проблемы.
Деятельность учителя: организовать работу обучающихся в 4-х группах. Работа с учебником по выделению главного в тексте, работа по рассматриванию натуральных объектов.
Изучение шляпочных грибов по школьной коллекции, а также по натуральным грибам - шампиньонам и вешенкам.
Изучение плесневых грибов по плесени на хлебе (мукор) и на варенье (пеницилл)
Изучение одноклеточных грибов – дрожжей по закваске.
Изучение грибов – паразитов по срезам, пораженного фитофторой картофеля и «копытам» трутовика.
Деятельность обучающихся: обсуждение результатов полученных знаний в группах. В ходе работы ученики заполняют раздаточную таблицу. Затем каждая группа отсчитывается о проделанной работе. После этого на интерактивную доску выводиться таблица, с заполненными графами, которая в последствие в отпечатанном виде раздается каждому ученику.
После окончания работы и ранее просмотренной презентацией обучающиеся делают вывод, отвечая на вопрос проблемы.
Деятельность обучающихся: формулируют вывод - грибы занимают разные среды жизни, имеют свой тип питания, участвуют в круговороте веществ в природе, разлагая мертвые останки организмов. Имеют большое значение в природе и жизни человека.
Деятельность учителя: корректировка вывода, с запись в тетрадь
Рефлексия.
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Предлагаем вспомнить тему, цель и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Как мы можем оценить свою личную работу на уроке?
Отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Учитель оценивает работу обучающихся и дает домашнее задание.
Учить & 14. Ответить на вопросы в конце &. По желанию сделать презентацию о наиболее заинтересовавших вас грибов.
Приложение к уроку – таблица, которую создают обучающиеся по ходу урока.
№ п/п
Признаки грибов
Шляпочные грибы
Плесневые грибы
Дрожжи
Грибы паразиты
1.
Тип питания
сапротрофы
сапротрофы
сапротрофы, паразиты
паразиты
2.
Место обитания
Почва, богатая перегноем или под деревьями, образуя симбиоз
На продуктах питания не в активной фазе развития
На продуктах питания
На живых организмах растений и животных
3.
Многообразие грибов
Съедобные и ядовитые – многоклеточные грибы
Муккор - одноклеточный, пенецилл - многоклеточный
Одноклеточные не образующие грибницу.
Спорынья, головня, фитофтора,
4.
Значение в природе
Улучшают условия жизнедеятельности растения, используются в питании животными.
Разлагают мертвые останки животных и растений.
Разлагают мертвые останки животных и растений.
Угнетают живые организмы, могут доводить до смерти.
5.
Значение в жизни человека
Используются в питании человека, медицине.
Портят продукты питания, используются в медицине.
Используются в хлебопечении и промышленном производстве.