дать понятие «устойчивые выражения»; обогатить речь учащихся устойчивыми выражениями.
Задачи:
Учебные: ввести термин «устойчивые выражения», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах
Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.
Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.
Формировать УУД:
Личностные:
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку
Коммуникативные УУД:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Планируемый результат
Учебные: формирование метапредметных знаний, усвоение термина«устойчивые выражения», использование их в речи; подбор синонимов и антонимов у «устойчивым выражениям»
Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.
Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.
Формировать УУД:
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Быть внимательным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Метапредметные:
Регулятивные УУД:Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД:Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;
Предметные:учащиеся научатся находить устойчивые выражения и объяснять их смысл; заменять устойчивые выражения одним словом.
Основные понятия
Устойчивые выражения
Ресурсы:
- основные
дополнительные
1)Русский язык. I часть, 3 класс, авторы : Л.Ф. Климанова , Т.В. Бабушкина
2)Карточки с заданиями
3) презентация
Организация пространства
Коллективные способы обучения
Технология проведения
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Психологический настрой к учебной деятельности
Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!
А сейчас улыбнулись добрыми улыбками друг другу и гостям и начнём наш урок.
Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.
Орфографическая работа.
- А теперь слушайте внимательно загадку, а отгадку пишем в тетрадях, подчеркиваем орфограммы.
а) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор,врач)
- Как можно назвать слова врач и доктор? (Эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию)
- Какую роль играют синонимы в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной)
Где мы можем искать синонимы? (есть словари синонимов)
Актуализируются знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы.
логические: анализ, синтез для сравнения., выбор оснований.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
IIIСовместное открытие нового знания
Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока
Участие в беседе после прослушивания истории
Вместе с учителем формулируют тему и цели урока - уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их в речи.
Организация диалога
Организация открытия нового знания.
1) - А сейчас послушайте историю.
Недавно Миша пришёл на занятие кружка после игры в футбол – уставший, возбуждённый. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал. Анна Сергеевна сказала:
- Миша, возьми себя в руки.
Миша обхватил себе руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул:
- Не помогает…
Анна Сергеевна рассмеялась:
- Ты меня неправильно понял. Есть такое выражение: «взять себя в руки». Это значит контролировать свои чувства и поступки. В нашем языке есть такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и точной.
2)- Ребята, вспомните, что сказала Анна Сергеевна Мише?
- Что интересного вы заметили?
- Как понять выражение «взять себя в руки?»
-Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.
- Давайте вместе назовём тему нашего сегодняшнего урока. (Что такое устойчивые выражения)
- Чему мы должны научиться на этом уроке?
- Для этого напишем столбиком три выражения и вместе заменим одним словом каждое из них:
Душа в пятки ушла –
Витать в облаках-
Зарубить на носу-
Вывод:
Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.
- Всегда ли просто подбирать устойчивые выражения?
- Для этого имеется «Школьный фразеологический словарь русского языка» или «Словарь устойчивых выражений»
Умение слушать, отвечать на вопросы.
ознакомление с термином «устойчивые выражения»
Познавательные:
постановка и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи
- А сейчас поработаем по учебнику. Открыли учебники, нашли упражнение 95 на с.62. Спишите устойчивые выражения, а рядом напишите значение каждого из них. Обменяйтесь тетрадями и сравните с образцом на экране. (работа в парах)
Физкультпауза.“Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как ….
Хитёр,как …
Труслив, как…
Надут, как…
Неповоротлив, как…
Упрям, как…
Здоров, как…
Колюч, как....
(лиса, индюк, заяц, ёж, медведь ,осёл, бык, волк)
Умение объяснять значение устойчивых выражений
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме
V.Самостоятельная работа с проверкой
Цель:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися
Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой
Организация самостоятельной работы по карточкам
Организация работы по карточкам с последующей самопроверкой
- У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – устойчивые выражения из второго столбика и провести между ними соединительную линию
Часто меняет решения Безобидный человек
Мухи не обидит 7 пятниц на неделе
Ничему не верят Очень болтливый
Язык без костей Фома неверующий
Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные:
Общеучебные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.
Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Домашнее
задание.
Отвечают на вопросы, самооценка
Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
-И так, скажите тему урока?
- Что такое устойчивые выражения? Какую роль играют они в нашей речи?
Составление синквейна.
Фразеологизм.
Мудрый, поучительный,
Выражает, украшает, дополняет.
Речь яркая и эмоциональная.
Устойчивое выражение.
Что у вас на уроке получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому ПОКА было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание (карточка).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился определять в тексте устойчивые выражения, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните иллюстрацию, отражающую устойчивое выражение .
2 Кто научился определять в тексте устойчивые выражения, но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.
3. Кто научился определять в тексте устойчивые выражения, уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и найди историю возникновения фразеологизма.
4. Задания для умников и умниц!
По фразеологическому словарю узнайте, что означает устойчивое выражение « как снег на голову». Найдите синоним и антоним. Зашифруй фразеологический оборот в анаграммах.
-Оценка учебной деятельности класса.
-Спасибо, я вами довольна.
Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
?
Научился определять в тексте устойчивые выражения, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился определять в тексте устойчивые выражения ,но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы к ним . Скажу себе: «Я работал хорошо!»
! ! !
Научился определять в тексте устойчивые выражения, уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Самоанализ урока.
Это первый урок при получении новых знаний.
Тип: урок получения новых знаний.
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Задачи:
1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.
2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, развивать кругозор.
3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
Материал урока подобран с учётом возрастных особенностей детей на научной основе. Материал преподносился с опорой на жизненный опыт учащихся, с целью развития у них активности и самостоятельности.
Новый материал связан с ранее изученным (прямое и переносное значение слов, синонимы).
На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения и окружающего мира.
На уроке развивались такие качества: внимание, воображение, логическое мышление, память, речь;
Формировались навыки самоконтроля и самоанализа; чередовался материал разной степени трудности;
Использовались разнообразные виды учебной деятельности. Проводилась физкультминутка, Проведена рефлексия и дано домашнее задание на выбор.