Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Размещено: Анюзя Нургалиевна Гарифанова - чт, 11/06/2015 - 16:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гарифанова Анюзя Нургалиевна
Место работы, должность: 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением  отдельных  предметов»

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Дать понятие «устойчивые выражения»; обогатить речь учащихся устойчивыми выражениями.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

«Школьный фразеологический словарь русского языка» или «Словарь устойчивых выражений»

Используемая методическая литература: 
  1. Поурочные разработки по русскому языку. Авторы:  Н.Ю.Васильева, И.Ф. Яценко.
  2. «Учимся играя» Автор: В.Волина.
  3. «Уроки речевого творчества» Автор: Н.Н. Каландарова.
  4. «Олимпиадные задания по русскому языку» Автор: Т.Н.Максимова
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор.

Краткое описание: 
<p>Урок разработан для учеников 3 класса. Помогает ввести термин &laquo;устойчивые выражения&raquo;, учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и&nbsp; антонимах, способствует развитию связной<em> </em>речи, языковой интуиции;&nbsp; обогащению словаря учащихся.</p>

Технологическая карта  урока.

Тема

Устойчивые выражения «Фразеологизмы»

Цель:

дать понятие «устойчивые выражения»; обогатить речь учащихся устойчивыми выражениями.

 

Задачи:

Учебные:  ввести термин «устойчивые выражения», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и  антонимах

Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции;  обогащению словаря учащихся.

Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.

Формировать УУД:

Личностные:

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  осуществить взаимо и самопроверку

Коммуникативные УУД:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
  • Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Планируемый результат

Учебные: формирование метапредметных знаний, усвоение термина«устойчивые выражения»,  использование их в речи;  подбор  синонимов и  антонимов у «устойчивым выражениям»

Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции;  обогащению словаря учащихся.

Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.

Формировать УУД:

 

Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Воспринимать одноклассников как членов своей команды  (группы)
  • Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • Быть  внимательным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
    Метапредметные:

Регулятивные УУД:Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД:Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;

Предметные: учащиеся научатся находить устойчивые выражения  и объяснять их смысл; заменять устойчивые выражения  одним словом.

Основные понятия

Устойчивые  выражения

Ресурсы:

- основные

дополнительные

      1)Русский язык. I часть, 3 класс,  авторы : Л.Ф. Климанова , Т.В. Бабушкина

       2)Карточки с заданиями

       3) презентация

Организация пространства

Коллективные способы обучения

 

 

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Психологический настрой к учебной деятельности

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!

А сейчас улыбнулись добрыми улыбками друг другу и гостям и начнём наш урок.

2. Открыли тетради, записали число, классная работа.

3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!

В этом мы постараемся убедиться в течение урока.

 

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность настойчивость в достижении цели

II.Актуализация опорных знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

 

 

 

 

 

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

    Орфографическая работа.

- А теперь слушайте внимательно загадку, а отгадку пишем  в тетрадях, подчеркиваем орфограммы.

а) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор,врач)

- Как можно назвать слова врач и доктор? (Эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию)

-  Какую роль играют синонимы в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной)

Где мы можем искать синонимы? (есть словари синонимов)

Актуализируются знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез для сравнения., выбор оснований.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III Совместное открытие нового  знания

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

 

Участие в беседе после прослушивания истории

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока - уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их  в речи.

Организация диалога

 Организация открытия нового знания.

1) - А сейчас  послушайте историю.

Недавно Миша пришёл на занятие кружка после игры в футбол – уставший, возбуждённый. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал.  Анна  Сергеевна сказала:

- Миша, возьми себя в руки.

Миша обхватил себе руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул:

- Не помогает…

Анна Сергеевна рассмеялась:

- Ты меня неправильно понял. Есть такое выражение: «взять себя в руки».  Это значит контролировать свои чувства и поступки. В нашем языке есть такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь  яркой и точной.

2)- Ребята, вспомните, что сказала Анна Сергеевна Мише?

- Что интересного вы заметили?

- Как понять выражение «взять себя в руки?»

-Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.

- Давайте вместе назовём тему нашего сегодняшнего урока. (Что такое устойчивые выражения)

- Чему мы должны научиться на этом уроке?

- Для этого напишем столбиком три выражения и вместе заменим одним словом каждое из них:

Душа в пятки ушла –

Витать в облаках-

Зарубить на носу-

Вывод:

Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.

- Всегда ли просто подбирать устойчивые выражения?

- Для этого имеется «Школьный фразеологический словарь русского языка» или «Словарь устойчивых выражений»

Умение слушать, отвечать на вопросы.

ознакомление с термином «устойчивые выражения»

 

 

 

 

 

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

 

IV.Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Объясняют смысл устойчивых выражений, пишут словапарами. Оценивают +

Организует  и корректирует объяснение

Организация работы по учебнику

- А сейчас поработаем по учебнику. Открыли учебники, нашли упражнение 95 на с.62. Спишите  устойчивые выражения, а рядом напишите значение каждого из них. Обменяйтесь тетрадями и  сравните с образцом на экране. (работа в парах)

Физкультпауза.“Фразеологический зверинец”. 

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как ….

Хитёр,как  …

Труслив, как…

Надут, как…

Неповоротлив, как…

Упрям, как…

Здоров, как…

Колюч, как....

(лиса, индюк, заяц, ёж, медведь ,осёл, бык, волк)

Умение объяснять значение устойчивых выражений

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

V.Самостоятельная работа с проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися

Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой

Организация самостоятельной работы по карточкам

 

Организация работы по карточкам с последующей самопроверкой

- У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – устойчивые выражения из второго столбика и провести между ними соединительную линию

 Часто меняет решения       Безобидный человек

Мухи не обидит                  7 пятниц на неделе

Ничему не верят                 Очень болтливый

Язык без костей                   Фома неверующий

 

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

Домашнее

задание.

 

Отвечают на вопросы, самооценка

 

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

-И так, скажите тему урока?

- Что такое устойчивые выражения? Какую роль играют они в нашей речи?

Составление синквейна.

Фразеологизм.

Мудрый, поучительный,

Выражает, украшает, дополняет.

Речь яркая и эмоциональная.

Устойчивое выражение.

Что у вас  на уроке получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание (карточка).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять  в тексте устойчивые выражения, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните   иллюстрацию, отражающую устойчивое выражение .

2 Кто научился   определять  в тексте устойчивые выражения, но не уверен, что самостоятельно смогу  подобрать синонимы и антонимы,  то скажите себе «Я работал хорошо!» и запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.

3. Кто научился определять  в тексте устойчивые выражения, уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы  и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и  найди историю возникновения фразеологизма.                     

4. Задания для умников и умниц!

По фразеологическому словарю  узнайте, что означает  устойчивое выражение « как снег на голову». Найдите  синоним и антоним.  Зашифруй фразеологический оборот в анаграммах.                    

-Оценка учебной деятельности класса.

-Спасибо, я вами довольна.

Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 ?

 Научился определять  в тексте устойчивые выражения, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

  !

 Научился   определять  в тексте устойчивые выражения ,но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы к ним . Скажу себе: «Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился определять  в тексте устойчивые выражения, уверен, что самостоятельно смогу подобрать синонимы и антонимы,  и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

                                                                                                                                                            

 

 Самоанализ урока.

Это первый урок при получении новых знаний.

Тип: урок получения новых знаний.

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи:

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.

2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, развивать кругозор.

3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.        

Методы: проблемный, частично- поисковый, практический, наглядный.

Материал урока  подобран с учётом возрастных особенностей детей на научной основе. Материал преподносился с опорой на жизненный опыт учащихся, с целью развития у них активности и самостоятельности.

Новый материал связан с ранее изученным (прямое и переносное значение слов, синонимы).

На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения и окружающего мира.

На уроке развивались такие качества: внимание, воображение, логическое мышление, память, речь;

Формировались навыки самоконтроля и самоанализа; чередовался материал разной степени трудности;

Использовались разнообразные виды учебной деятельности. Проводилась физкультминутка, Проведена рефлексия и дано домашнее задание на выбор.

Прикрепленный файл Размер
фразиологизм.zip 2.88 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн