Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка "Применение ментальных карт на уроке"

Фото пользователя Нелли Яковлевна Арефьева
Submitted by Нелли Яковлевна Арефьева on чт, 11/06/2015 - 11:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Арефьева Н.Я.
Место работы, должность: 

Учитель информатики ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Цель урока: 

Построить ментальную карту на заданную тему

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
  • Электронное обеспечение урока:

  • Программа MS Excel
  • Сервис www.mind42.com
  • Сервис Learningapps.org
  • Блог учителя arefnelly.blogspot.com
  • электронный тест в виде Google формы на блоге учителя arefnelly.blogspot.com
  • Google презентация
  • презентация к уроку  ПРИЛОЖЕНИЕ1_Ментальные карты
  • Учебно-методический комплекс:

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса;
  • Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие.
  • Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса;
  • Инструкции по работе в сервисах bubbl.us, mind42.com в ПРИЛОЖЕНИИ5 и ПРМЛОЖЕНИИ6,  а также по адресу

    http://arefnelly.blogspot.ru/search?updated-max=2013-04-15T20:34:00-07:00&max-results=7&start=21&by-date=false

Используемая методическая литература: 

Список использованных источников:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994. - 228с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с. 

4. Ментальные карты-что это такое и для чего они нужны.

http://son-online.ru/site/kouching/mind-mapping/

5. Ментальные карты, http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/

6. http://arefnelly.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

7. Арефьева Н.Я. Руководство пользователя для создания ментальных карт в программе mind42.com bubbl.us http://arefnelly.blogspot.ru/search?updated-max=2013-04-15T20:34:00-07:00&max-results=7&start=21&by-date=false

Используемое оборудование: 

Электронное обеспечение урока:

  • Программа MS Excel
  • Сервис www.mind42.com
  • Сервис Learningapps.org
  • Блог учителя arefnelly.blogspot.com
  • электронный тест в виде Google формы на блоге учителя arefnelly.blogspot.com
  • Google презентация
  • презентация к уроку  ПРИЛОЖЕНИЕ1_Ментальные карты
Краткое описание: 
<p>Урок обобщения знаний в 7 классе на тему &quot;Построение ментальной карты по еме Моделирование&quot;</p>

Методическая разработка учителя информатики и ИКТ Фрунзенского района

Санкт-Петербурга Арефьевой Нелли Яковлевны

Тема: «Применение ментальных карт на уроках»

Методическая разработка знакомит с возможностью применения ментальных карт в образовательном процессе, он-лайн сервисами и программами, которые можно использовать для их создания. Представлен пример урока обобщения и систематизации знаний по теме с применением ментальных карт.

Содержание:

  • Введение
  • Что такое ментальная карта?
  • Алгоритм построения ментальной карты.
  • Программы и сервисы для создания ментальных карт.
  • Структура урока с использованием ментальной карты на уроке обобщения и систематизации знаний.
  • Пример разработки урока: «Построение ментальных карт по теме Моделирование» в 7 классе».
  • Сравнительный анализ результативности урока без использования ментальной карты и с применением ментальной карты.
  • Заключение.
  • Список литературы.
  • Приложения
  •  

Актуальной задачей современного учителя является задача научить учиться всех обучающихся. Одним учащимся легче даются технические науки, другим гуманитарные. Какие технологии учителю лучше применить для повышения качества образования, чтобы добиться высокого качества образования.

Целью данной методической разработки является  оказание помощи педагогам при использовании технологии ментальных карт на уроках, в целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Методическая разработка раскрывает опыт проведения занятий на уроках информатики по изучению темы «Моделирования» на этапе обобщения и систематизации знаний с применением ментальных карт.

Что такое ментальная карта?

Идея ментальных карт не нова. Это один способов визуализации информации. Его предложил Тони Бьюзен. Согласно Тони Бьюзену, «картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты — для средневековья и последующего века промышленности».  Главное преимущество ментальных карт – возможность охватить картину в целом.  Ментальные карты дают возможность упорядоченно отобразить все свои мысли!  Приемы, легшие в основу картирования мышления, использовал еще Леонардо. Он вставлял значки, рисунки и коды и соединял цепочки мыслей линиями.

Алгоритм построения ментальной карты.

 Бьюзен предлагает действовать следующим образом:

1.     Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2.     Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3.     Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. 

Программы и сервисы для создания ментальных карт

Существует различные компьютерные программы и сетевые сервисы  для создания карт памяти. (см.ПРИЛОЖЕНИЕ3_Аннонс ).

Инструкции по работе в сервисах bubbl.us, mind42.com в ПРИЛОЖЕНИИ5 и ПРМЛОЖЕНИИ6,  а также по адресу

http://arefnelly.blogspot.ru/search?updated-max=2013-04-15T20:34:00-07:00&max-results=7&start=21&by-date=false

Программы ментальных кар:

  1. FreeMind FreeMind
  2. The Personal Brain
  3. XMind

Сетевые сервисы создания карт памяти:

  • Bubbl.us
  • Mindomo.com
  • MindMeister.com
  • Mind42.com

В результате работы в любой программе ментальная карта сохраняется в графическом формате jpg ,png, gif, и использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на своем сайте или блоге.

 Сетевые сервисы позволяет совместно редактировать графическую схему, что открывает новые возможности для организации коллективной деятельности в сети.

Инструкции по работе с сетевым сервисом mind42.com (см. ПРИЛОЖЕНИЕ2_mind42.com)

Инструкции по работе с сетевыми сервисом bubbl.us (см. ПРИЛОЖЕНИЕ4_bubbl.us)

Структура урока обобщения и систематизации знаний с использованием ментальной карты. Ментальные карты используются на этапе контроля и оценки знаний.

  • Организационный
  • Мотивационно – целевой
  • Проектировочный
  • Операционно-деятельностный
  • Контрольно-оценочный
  • Рефлексивный
  • Этап постановки домашнего задания

Пример разработки урока: «Построение ментальных карт по теме Моделирование» в 7 классе»

Описание урока по применению ментальных карт, технологическая карта урока «Построение ментальных карт по теме Моделирование» в 7 классе» находятся в ПРИЛОЖЕНИИ5 и ПРИЛОЖЕНИИ6

 

Сравнительный анализ результативности урока без использования ментальной карты и с применением ментальной карты.

На контрольно-оценочном этапе урока учащиеся отвечают на вопросы по теме Моделирования вGoogleтесте.

Googleтесты по теме Моделирования позволяют сразу увидеть круговые диаграммы качества знаний по вопросам.

Проведенный сравнительный анализ двух уроков: первый - без применения ментальных карт перед итоговым тестированием, второй - с применением ментальных карт перед итоговым тестирование показал:

  • Лучшее качество усвоения темы по всем вопросам произошло во втором случае.
  • Круговые диаграммы самооценки, показывают, что ученики больше довольны собой и своим результатом во втором случае.

 

 

Можно сделать вывод, что при составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются прочные знания. На таком уроке ведется целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает. Достигается высокое качество образования.

Заключение

Данная методическая разработка предлагает технологию для решения актуальной задачи современного учителя-научить учиться всех обучающихся, достигая высокого качества образования.

 

Список использованных источников:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994. - 228с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с. 

4. Ментальные карты-что это такое и для чего они нужны.

http://son-online.ru/site/kouching/mind-mapping/

5. Ментальные карты, http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/

6. http://arefnelly.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

7. Арефьева Н.Я. Руководство пользователя для создания ментальных карт в программе mind42.com bubbl.us http://arefnelly.blogspot.ru/search?updated-max=2013-04-15T20:34:00-07:00&max-results=7&start=21&by-date=false

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ1 «ПРИЛОЖЕНИЕ1_Ментальная карта»

ПРИЛОЖЕНИЕ2 «ПРИЛОЖЕНИЕ2_Программа_mind42»

ПРИЛОЖЕНИЕ3 «ПРИЛОЖЕНИЕ3_Аннонс»

ПРИЛОЖЕНИЕ4 «ПРИЛОЖЕНИЕ4_Программа_bubbl.us»

ПРИЛОЖЕНИЕ5 «ПРИЛОЖЕНИЕ5_Разработка урока»

ПРИЛОЖЕНИЕ6 «ПРИЛОЖЕНИЕ6_Технологическая карта урока»

Прикрепленный файл Size
ПРИЛОЖЕНИЕ1_Ментальная карта.pptx 1.12 MB
ПРИЛОЖЕНИЕ2_Программаmind42.pptx 699.06 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ3_Аннонс.pptx 4.31 MB
ПРИЛОЖЕНИЕ4_Программа_babbl.us_.pptx 585.74 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ5_Разработка_Урока.docx 973.42 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ6_Технологическая карта урока.docx 17.92 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн